Внеурочная работа на тему Чернобыль — трагедия или предупреждение


Общешкольное мероприятие «Чернобыль – трагедия или предупреждение?»
Цель мероприятия:
- Cформировать у обучающихся убеждение в необходимости выработки
новой стратегии развития общества;
- Показать вредное влияние радиационного загрязнения на здоровье человека;
- Показать возможные пути природоохранной деятельности.
Ход мероприятия
Слайд 1.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим, по мере наших сил.
Учитель 1:
Слайд 2.
26 апреля 2016 года исполнится 30 лет со дня самой страшной по своим последствиям катастрофы минувшего тысячелетия. Четыре буквы — ЧАЭС — стали символом трагедии, которая затронула миллионы людей, накрыла их крылом безжалостной радиации, превращая свои жертвы в беспомощных людей.
Учитель 2: Авария на Чернобыльской АЭС стала Новой точкой отсчёта в истории атомной энергетики, показала, насколько опасна вышедшая из-под контроля сила атома и как неимоверно трудно справиться с ней.
Учитель 1: Чернобыль. Этот районный город Киевской области получил своё название от разновидности полыни горькой — чернобылки. Сначала так называлось древнее поселение, потом город, а потом и современная электростанция.
Слайд 3.
Учитель 2: День 25 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке ЧАЭС планировался не совсем как обычный. Предполагалось остановить реактор на планово-предупредительный ремонт. Но перед заглушением ядерной установки руководство планировало провести некоторые эксперименты.
Слайд 4.
Пренебрежение правилами безопасности привело к тому, что в субботу, 26 апреля, в 1 час 23 минуты реактор взорвался. Время словно раскололось на 2 неравные части: до 26 апреля 1986 года и после.
Ученик:
Взметнулся в небо столб огня,
И взрыв разбрызгал блока глыбу,
Застыла в ужасе Земля,
Бедой поднятая на дыбу.
Учитель 1 : Стальная крыша весом 1000 тонн взвилась в воздух, обнажив соединенные с ней каналы, где содержалось ядерное топливо. Таких каналов было 1661. Их можно сравнить с тысячью гаубиц, направленных в небо. Излучение ядерных «гаубиц» было просто чудовищным, их энергия создала и выстрелила в небо огромный огненный шар. Загорелся графит, реактор стал неуправляемым и начал плавиться. Пламя достигло высоты в 300 м; операторы, находящиеся внутри здания, были обречены (31 человек). По всему комплексу АЭС прозвучали сирены тревоги, предупреждая 4 500 рабочих и инженеров, находившихся в других энергоблоках.
За несколько километров от места катастрофы испуганное население Припяти наблюдало за гигантским фейерверком. Мелкие радиоактивные облака высоко взвились в ночное небо, ветер разносил их по всей округе, заражая радиацией огромные территории на стыке границ России, Украины, Белоруси.
Слайд 5
Учитель 2: Загрязнению подверглось более 200000 км, примерно 70 % — на территории Белоруссии, России и Украины. Радиоактивные вещества постепенно осаждались на поверхность земли. Загрязнение было очень неравномерным, оно зависело от направления ветра в первые дни после аварии. Наиболее сильно пострадали области, в которых в это время прошёл дождь. В городах основная часть опасных веществ накапливалась на ровных участках поверхности: на лужайках, дорогах, крышах.
Учитель 1. У каждого времени свои герои. В особой зоне не требовалось идти в рукопашную, мчаться сквозь град пуль на пулемётной тачанке, бросаться грудью на изрыгающую огонь амбразуру, идти на воздушный таран. Для этого не требовалось, но только в прямом смысле. А в переносном, нужно было и то, и другое, и третье, и во много раз сверх того. Люди столкнулись с врагом страшнее чумы, наводнения, землетрясения и даже вооруженного до зубов агрессора. Этот враг неощутим, невидим. Но он жесток, коварен, безжалостен и смертельно опасен.
Слайд 6.
Учитель 2: По зову родной земли, на защиту своего народа первыми к горящему реактору по тревоге прибыли пожарные по охране ЧАЭС во главе с начальником караула Владимиром Правиком. Потом прибыло подкрепление из города Припяти во главе с лейтенантом Виктором Кибенком. Вступив в огонь смертельной опасности, которой дышал реактор, пожарные в ту ночь не жалея сил и жизни, выполнили присягу на верность своему народу.
2-й чтец
Ты вырвалась из сердца поневоле,
По требованию совести людской,
Баллада смерти и баллада боли,
Баллада чистой верности мужской.
Когда бедой чернобыльской пахнуло.
Когда упал наладчик неживым,
Был первым здесь начальник караула
Владимир Правик с воинством своим.

Учитель 2: Разве знал лейтенант Владимир Правик, что первым встретит страшную угрозу атомного огня, преградит ей дорогу, будет там, где наиболее опасно. Будет стоять до конца, как боец, над страшным жерновом реактора... Он получил сотни рентгенов и прожил ещё 16 дней.
Остались его мать, жена, дочурка, друзья, товарищи.
Слайд 6.
Учитель 1 : А огонь всё лютовал, не затихал. Реактор продолжал гореть, а в это время спасательные команды вытаскивали трупы из под обломков и срочно увозили облучённых. К 6 часам 26 апреля было госпитализировано 108 человек, а в течение дня ещё 26 человек.
Попытки пожарных, чьи ноги утопали в расплавленном битуме, бороться с огнём не давали результатов.
В Чернобыль были посланы советские солдаты, пожарные, строительные эксперты. Эта группа, которая насчитывала 600 тысяч человек, стала известна как «ликвидаторы».
Слайд 7.
Учитель 2: Большую роль в ликвидации аварии сыграли вертолетчики. Именно на них возлагалась вся надежда запечатывания кратера наглухо сверху, так как неоткуда больше к нему подступиться.
И они ушли на передний край чернобыльского фронта, где не требовались ни патроны, ни реактивные снаряды, где нужно было только не дрогнуть, не спасовать.
Слайд 8.
Учитель 1: Их взору открылась источающая сотни рентген огромная рана. Покорёженная арматура, обгоревшие куски металлоконструкций, расплавившийся бетон, и подо всем этим — угрожающие, черные провалы, преисподняя, откуда вырывается и потом сыплется на наши дома, сады, поля, леса адская пыль, аэрозоль, способный разрушить, погубить всё живое вокруг.
Слайд 9.
Учитель 2: С помощью военных вертолётов очаг аварии забрасывался теплоотводящими и фильтрующими материалами, что позволило значительно сократить, а затем ликвидировать выброс радиоактивности в окружающую среду. Экипажи шли один за другим. Сколько часов в сутках? Лишний вопрос, когда идёт работа в экстремальных условиях. Кувыркались, летели на блок песчаные «бомбы». С 27 апреля по 10 мая на объект было сброшено около 5 тысяч тонн груза. В результате этого шахта реактора было покрыта сыпучей массой, что прекратило выброс радиоактивных веществ.
Слайд 10.
Учитель 1: Для полной безопасности работы ЧАЭС было принято решение закрыть повреждённый реактор специальным укрытием. В район 4 энергоблока при ликвидации аварии сгребалась вся радиоактивная грязь, радиоактивные осколки и конструкции, заранее рассчитывали устроить на этом месте могильник радиоактивных отходов. Проект получил инженерное название «Укрытие», но широкой публике он более известен под названием «Саркофаг».
Слайд 11.
Учитель 2: Что касается эвакуации населения, то, как и во время других подобных происшествий по всему миру, с ней не поторопились, пока учёные спорили о серьёзности положения.
Наконец, в 13.15 27 апреля (через 36 часов после катастрофы!) по местной радиосети населению Припяти было объявлено о начале немедленной эвакуации. В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-километровой зоны.
В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-километровой зоны. Ни 26, ни 27 апреля жителей не предупредили о существующей опасности и не дали никаких рекомендаций о том, как следует себя вести, чтобы уменьшить влияние радиоактивного загрязнения.
Первое официальное сообщение было сделано по телевидению лишь 28 апреля, но и оно содержало очень мало информации о том, что произошло.
Учитель 1: Родительские дома люди оставляли со жгучей болью, хотя, не колеблясь: со временем возвратятся к ним. Возвратятся — непременно!..
Военные — народ мужественный, но и у них заблестели слезы при виде того, как седая старушка, годов этак восьмидесяти-девяноста, справившись с замком на двери и перекрестив хату, опираясь на кленовую палку, подошла к покрытым густым бело-розовым цветом яблоне, обняла её, долго стояла молча, наконец посмотрела на окна дома, будто в глаза праведного человека и зарыдала, как на похоронах.
Учитель 2: Мальчик, школьник младшего класса, с большим рюкзаком на спине и новеньким ученическим портфелем в руках печально прощался с любимым другом — лопоухим каштановым песиком, который жалобно скуля, полз на животе до самого автобуса, выбрасывая наперёд лапки так, как научил его ласковый хозяин. Влажные глаза песика кричали немо: «Не оставляйте меня!..».
На стенке одного из домов кто-то написал мелом: «Родной дом, мы вскоре вернёмся!!!».
Слайд 12.
Учитель 1: Чернобыль... Мертвая зона... Сегодня эти слова горькой болью отзываются в наших сердцах. Зарастают деревьями, кустами, травой облученные сёла. Они пустые, мёртвые. Постепенно, тихо разрушаются дома. Вместе с ними разрушаются, исчезают неповторимые ценности полесской древности.
Учитель 2: В сельскохозяйственных областях в первые месяцы радиоактивные вещества осаждались на листьях растений и на траве, поэтому загрязнению подвергались травоядные животные. Затем вместе с дождём или опавшими листьями попали в почву, и сейчас они поступают в сельскохозяйственные растения, в основном, через корневую систему.
Слайд 13, 14.
В 1988 году на территории, подвергшейся загрязнению, был создан радиационно-экологический заповедник. Наблюдения показали, что выросло количество мутаций у растений и животных.
Слайд 15.
Учитель: 1 В результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек, в Европе зафиксировано 10 000 случаев уродств у новорождённых, 10 000 случаев рака щитовидной железы. Детская смертность очень высока во всех трёх странах, пострадавших от чернобыльской аварии.
Слайд 16.
Учитель 2: Наибольшие дозы получили примерно 1000 человек, находившихся рядом с реактором в момент взрыва и принимавших участие в аварийных работах в первые дни после него. Эти дозы в ряде случаев оказались смертельными.
Многие местные жители в первые недели после аварии употребляли в пищу продукты (в основном, молоко), загрязнённые радиоактивным иодом. Иод накапливался в щитовидной железе, и это привело к большим дозам облучения на этот орган, помимо дозы на всё тело, полученной за счёт внешнего излучения и излучения других радионуклидов, попавших внутрь организма.
Было зарегистрировано 134 случая острой лучевой болезни среди людей, выполнявших аварийные работы на четвёртом блоке.
Слайд 17.
Учитель1: После аварии на 4-м энергоблоке работа электростанции была приостановлена из-за опасной радиационной обстановки. Однако уже в октябре 1986 года, после обширных работ по дезактивации территории и постройки “саркофага”, 1-й и 2-й энергоблоки были вновь введены в строй; в декабре 1987 года возобновлена работа 3-го.
В 1991 году на 2-м энергоблоке вспыхнул пожар, и в октябре этого же года реактор был полностью выведен из эксплуатации. 15 декабря 2000 года был навсегда остановлен реактор последнего, 3-го энергоблока.
Учитель 2: Саркофаг, возведённый над четвёртым, взорвавшимся, энергоблоком постепенно разрушается. Опасность, в случае его обрушения, в основном определяется тем, как много радиоактивных веществ находится внутри него.
Слайд 18.
В марте 2004 года Европейский банк объявил конкурс на строительство и ввод в эксплуатацию нового саркофага для ЧАЭС. Победителем конкурса в августе 2007 года была признана французская компания.
По планам французской компании новый объект укрытие будет двухслойным. Арка высотой 180 метров закроет собой не только разрушенный в 1986 году энергоблок, но и старое укрытие. Согласно расчетам проектантов, новый саркофаг простоит 150 лет.
Слайд 19.
Учитель 1: На сегодняшний день город Чернобыль со стороны почти ничем не отличается от любого другого районного центра. В общей сложности одновременно в Чернобыле проживает около 4000 человек. Это вахтовые рабочие, работающие по две недели, и вахта МЧС. Чернобыль – город пятиэтажек и частных домов. Частный сектор в большинстве своём заброшен, а многоэтажки практически все населены людьми, работающими в зоне. Город вполне живой - по улицам то и дело проезжают автомобили, немало и людей, хотя по сравнению с обычным городом здесь, конечно, безлюдно. Основная особенность Чернобыля это то, что вы не встретите здесь детей.
Слайд 20.
Учитель 2: Ошибочно предполагать, что в Чернобыль может попасть каждый встречный. Это закрытая территория, въезд на которую разрешен лишь после предварительной подачи заявки и ее утверждения.
Слайд 21.
В настоящее время организованы платные экскурсии на Чернобыльскую АЭС. За год зону отчуждения посещают порядка семи-девяти тысяч человек. Как правило, туристы приезжают на станцию, посещают сам Чернобыль, Припять, останавливаются в нескольких поселках, куда после эвакуации самовольно вернулись местные жители. После экскурсии необходимо дважды пройти дозиметрический контроль: в Чернобыле и на выезде из 30-километровой зоны.
Слайд 22, 23.
Учитель 1: Припять – город-призрак
27 апреля 1986 года в течение 24 часов население было полностью эвакуировано в связи с аварией на атомной станции. В связи с сильным радиационным загрязнением город не подлежал восстановлению. В течение 30 лет город подвергался наступлению природы, улицы заросли деревьями, стены покрылись мхом. Светлые широкие улицы превратились в просеки. В комнатах растет трава.
Слайд 24.
Мертвенно светятся уцелевшие окна замерзших многоэтажек. Над чащей виднеются лишь названия: Дом культуры “Энергетик”, бассейн “Лазурный”, гостиница “Полесье”... И гнетущая тишина, никак не вяжущаяся с атмосферой живого города.
Слайд 25.
Учитель 2: Кроме того здания подверглись разграблению мародеров. Заходя в просторные подъезды когда-то комфортабельных домов, застываешь в немом шоке: читая через спутанные электропровода уцелевшие таблички с именами хозяев квартир, которые однажды ушли отсюда, даже не закрыв за собой дверь. Город разрушается быстро, уже сейчас главную опасность представляет не столько радиация, сколько возможность обрушения зданий в любой момент.
Слайд 26.
Школа Припяти. В последние годы здание обветшало, не везде можно пройти. Спустя 30 лет Припять остается городом-призраком и наглядным примером экологической катастрофы.
Слайд 27.
Напоминание о трагедии
Учитель 1: Прошло 30 лет, а черный день Чернобыльской трагедии продолжает волновать людей: и тех, кого он зацепил своим черным крылом, и тех, кто позднее родился далеко от искалеченной земли. Этот день не прошел бесследно, он расплодил по миру много трагедий; он будет всегда объединять всех одним воспоминанием, одной печалью, одной надеждой. Невиданного масштаба трагедия свалилась на плечи нашего народа. Кто же виновен в ней? Конкретно будто никто ничего специально не делал. Это не провокация, это халатность. Проявления безответственности и легкомысленности накапливались и накапливались - и в один прекрасный апрельский день - вдруг взрыв…
Но где гарантия, что не повторится эта трагедия? Люди, будьте бдительны и осторожны, безответственность порождает трагедию.
Учитель 2: Сколько ещё судеб опалил тот чернобыльский день! Как будто потревоженные журавли летят года... И дай Боже, чтобы весь мир понял: Чернобыль — последний урок и последнее предупрежденные для человечества.
Слайд 28, 29.
Память Чернобыля для нас свята. Мы должны всегда помнить подвиг людей, которые в тяжелую минуту пошли в радиационное горло, закрыв собой на только Киев, Украину, но и весь мир!

Слайд 30, 31.
Пройдут года, но разве кто забудет,
Тот рок весны, тот ядерный синдром.
Но кто там был, им легче уж не будет,
Он с той «войны» навечно облучен.
Но надо жить, терпеть, не падать разом,
Любить природу, слушать птичий звон.
Но позабыть тот год и взрыва атом
Тебе не даст Чернобыльский синдром.