Тема: Упражнения в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь. Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Цель: – развитие орфографических умений – развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание факт

Русский язык
Класс: 1 "а" МБОУ СОШ №50 Чита
Учитель: Шемякина Л.Н.
УМК: «Школа 2100»
Тема: Упражнения в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель: – развитие орфографических умений; – развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ


·.Организационный момент.
-Подарите друг другу улыбку. У нас сегодня гости повернулись и подарили улыбку гостям, сели на свои места.
Все ли правильно сидят.
Все ль внимательно глядят.
Слушаем внимательно
Работаем старательно



·
·. Актуализация знаний. Повторение.




























































II
·.Формулирование проблемы, планирование деятельности.











·V. Развитие умений – применение знания
– Откройте рабочую тетрадь на с. 19.
– Поставьте точку на верхней строке.
– Что мы запишем здесь? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какая запись идёт дальше?(Классная работа).

·. Чистописание. 1 3 4 3
– С какого этапа начнём урок русского языка?
1. Предварительный анализ и рисование «бордюра».
– Определите тему и цель чистописания. (Строчная буква ч, её соединение с другими буквами.)
– Есть ли общие элементы у буквы ч и флажка?
– Нарисуйте ещё два флажка.
2. Прописывание букв и сочетаний.
– Из каких элементов состоит буква ч? слайд 2
– Запишите элементы и буквы.
– Прочитайте сочетания.
– Что вы знаете о правописании каждого из них? Запишите их.
3. Чтение и запись слов.
– Прочитайте слова. Объясните значение каждого слова.
Чек – а) талон из кассы с обозначением денежной суммы, полученной за товар; б) ценная бумага.
Чучело – а) фигура для отпугивания птиц на огороде; б) точное воспроизведение животного (в музеях).
– Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы в каждом слове.
– Проверьте написанное.
– Обведите в кружок слова, отвечающие на вопрос: кто?
– Разделите слова для переноса (устно).
4. Упражнение для самоконтроля.

Отличную букву в тетрадке найди
И каждый флажок с нею соедини.

Ученики определяют лучшие буквы ч на второй строке и соединяют линией с флажком на первой строке. Одному флажку принадлежит одна буква. На флажке Незнайки ученики напишут сочетание, которое встречается в имени коротышки Ворчун.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
– Как назывался этот этап урока?
– Для чего мы его проводим?

II. Словарная работа. слайд 3
– Прочитайте слова словосочетания. Какую работу вам необходимо выполнить? (вставить слова на месте точек)
Стреляный (воробей) , считать (ворон) , (сорока) на хвосте принесла, как (собака) на сене.
– Когда так говорят? (Стреляный воробей - человек имеющий большой опыт. Считать ворон- быть невнимательным, рассеянным. Сорока на хвосте принесла- сведения неизвестно откуда полученные, сплетни. Как собака на сене- так говорят о том кто сам не пользуется и другим не даёт).
-Как называются эти фразы? (фразеологизмы) слайд 4
– Букву какого гласного в этих словах нельзя проверить, а надо запомнить.
-Образуйте от вставленных слов – русские фамилии. (Воробьёв, Воронов, Сорокин, Собакин)
-Как записаны фамилии? слайд 5
-Найдите слово с мягким знаком. (Воробьёв) слайд 6
-Какую функцию выполняет в этом слове мягкий знак? (Разделяет согласную и гласную буквы)

Формулирование темы и цели урока. 3
– Посмотрите на орфограммы, которые подчеркнуты в этих словах , как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Написание заглавной буквы в словах)
– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?(Когда пишется заглавная буква в словах)
– Составим план урока
План (примерный)
Написание слов с большой буквы.
Написание слов с разделительным ь.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Физкультминутка слайд 7-9

– Прочитайте слова в тетради на с. 19. слайд 10
– Что в них особенного? (Это тоже словарные слова в них пропущены буквы)
–Как вы думаете какую работу хотел бы предложить вам автор ? ( Вставить буквы и образовать от слов фамилии)
– Молодцы, давайте вставим буквы и рядом запишем фамилии.
– Подчеркните букву гласного, которую нельзя проверить, а надо запомнить.
Образец рассуждения:
– В слове корова я вставлю букву о. Её надо запомнить. От этого слова можно образовать фамилию Коровин. Запишу её. Подчеркну
заглавную букву и букву безударного гласного о.
корова – Коровин барсук – Барсуков
заяц – Зайцев лисица – Лисицына
баран – Баранов
-Как будем писать фамилии ? (С заглавной буквы)
Самоанализ с самооценкой.

- Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (Может, в одном случае лев обозначает животное, и тогда слово пишется с маленькой буквы. В другом случае обозначает имя мальчика, и тогда слово пишется с большой буквы)
_--Какие слова мы напишем с заглавной буквы?
2. Работа в группах
- Распределите слова по этим группам.



1.
Имена, фамилии, отчества

2.
Имена сказочных героев

3.
Географические названия
4.


















Слова для справок: Анапа
Пушкин Александр Сергеевич
Агния Львовна Барто
Чиполлино
В Волга
Незнайка
Самуил Маршак
Дон
Золушка
берёза
камыш
дуб
Байкал

33. Фронтальный опрос учащихся.
- Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? 4 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик. (Это не имена собственные)
-Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Имена собственные пишем с большой буквы)
Физкультминутка

4. - Послушайте загадки, отгадайте их.
Слайд 11
Моя дорога есть лианы, Моя еда так есть бананы! Деревья это дом сплошной, Без них жизнь стала бы «пустой»! (ОБЕЗЬЯНА)
Есть в лесах могучий зверь, Ты, сынок, уж мне поверь! Ест малину, любит мёд. Кто, его мне назовёт? (МЕДВЕДЬ)
Птица медленно плывёт, Словно белый теплоход. Горделива и красива, Терпелива и пуглива. (ЛЕБЕДЬ)
Не лицо, а рыло Землю перерыло, Закрутила хвостик я, Потому что я -(свинья)
Он других не обижает. Ест траву, в лесу гуляет, Но ветвистыми рогами Может справиться с волками! (олень)
- Прочитайте слова отгадки, что общего заметили в этих словах? (все эти слова обозначают животных; во всех словах есть мягкий знак)
-Посмотрите на написание этих слов и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком)
- Назовите слова с мягким знаком – показателем мягкости (лебедь, олень, медведь)
- Слова с разделительным мягким знаком? (свинья, обезьяна)
- Где пишется мягкий знак – показатель мягкости? (в конце и в середине слова между двумя согласными)
- Когда пишется разделительный мягкий знак? (после согласного и перед гласными е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится [й’])
-Запишите только слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните разделительный мягкий знак и букву безударного гласного.
2. Упр. 36, с. 33. 1 3 4 3
1) – Рассмотрите рисунок на с. 33.
– Прочитайте слова записанные вверху страницы.Что общего у этих слов? (Это названия птиц.)
– От каких слов они образовались?
– Что на рисунке у Орлова от орла? (Изгиб носа напоминает орлиный клюв.)
– Почему Лебедевы когда-то могли получить такую фамилию? (Они были светловолосые.)
- Чем Петухов напоминает петуха? (У него на голове хохолок, как гребешок у петуха.)
– А какой может быть у него характер?
– Как вы думаете, о чём будет текст?
Предположения детей.
2) Чтение текста учителем или хорошо читающим учеником.
3) – Оправдались ли наши предположения?
– Как появились «птичьи» фамилии?
4) – Прочитайте их. Выпишите, подчеркните большую букву.
5) Затем выполняются коллективно все задания упражнения.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились? (Мы сегодня образовывали «звериные» фамилии, читали о «птичьих».)

Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.






V. Итог урока.
Рефлексия.

– Какие знания мы сегодня повторили?
– Чему научились?
– Когда слова пишутся с большой буквы?
– Перед какими буквами гласных пишется разделительный мягкий знак? 4 4
-А сейчас я попрошу вас встать и оценить себя. Сядьте сначала те у кого наш сегодняшний урок вызвал затруднение.
А теперь те кому было легко , но у вас еще есть вопросы по данной теме и вы хотели бы что-то исправить. А теперь те кому было легко справится с всеми заданиями и кто доволен своей работой.
– ОЦЕНИЛИ свою работу смайликом.







ТООУ













13PAGE 15


13PAGE 14415






Рисунок 6цђ Заголовок 315