Конспект НОД по экспериментированию Удивительный песок


Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительный песок»
Цель: ознакомление и расширение представлений дошкольников о свойствах песка.
Материал: презентация о песке, 2 таза с сухим песком, 2 таза с мокрым, халаты для детей, материал для опытов, оборудование для самостоятельных игр с песком.Воспитатель: Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра
Воспитатель: Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты. Уважаемые коллеги, готовы?
Дети: Да
Воспитатель: А вот что будем исследовать, вам надо угадать.
Воспитатель: Ребята, перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно опустить туда руку, и мы узнаем, что нужно нам для занятия.
Дети: песок
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: отвечают
Воспитатель: Ну что, проверим ваши предположения. Открываю ящик и там действтиельно сухой песок. Правильно?
Дети: Да
Воспитатель: Я вам предлогаю посмотреть небольшой сюжет о песке
Просмотр презентации о песке (на море, в пустыне, в строительстве, в украшении ландшафта, где применяется и что из него можно сделать)
Воспитатель: А теперь, уважаемые коллеги, я прошу вас пройти в лабораторию. Как настоящие ученные, мы сейчас оденим халаты и займем свои рабочие места.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: Но вначале давайте вспомним правила работы с песком. Какие вы знаете?
Дети: нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после игры.
Воспитатель: Молодцы. Так как правила вы знаете, то начнем нашу работу и будем исследовать песок. А начнем мы с первого опыта и рассмотрим песок вблизи? Какой нам потребуется инструмент, чтобы рассмотреть поближе песок?
Дети: Лупа
Воспитатель: Насыпаем на бумагу небольшое количество песка, подносим лупу, смотрим внимательно, и что мы видем? Из чего состоит песок?
Дети: Из мелких песчинок, камушек
Воспитатель: Правильно. А теперь возьмите песок в руку и довайте руками обследуем песок. Какой он?
Дети: сухой, сыпучий.
Воспитатель: А кто знает расстворяется он в воде или нет?
Дети: да, нет (кто как ответит)
Воспитатель: Хотите, проверим? Берите стакан с водой и высыпаем туда ложку песка. Перемешиваем. Хорошо перемешиваем, стараемся. Ну что, расстворился?
Дети отвечают неоднозначно, кто да, кто нет.
Воспитатель: Ну раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, я вам помогу. У меня есть соль, кто знает, растворяется соль в воде или нет? А когда мама варит суп, видно соль в нем или нет?
Растворяю соль в воде и показываю детям, ее не стало. Тут же беру стакан с пеской, в котором имеется песчанный осадок
Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?
Дети: Песок расстворяется.
Воспитатель: А сейчася вам предлогаю, уважаемые коллеги проверить пропускает ли песок воду или нет. Как вы думаете
Дети: Да, нет
Воспитатель: Хотите проверить? Тогда берите баночку с воронкой, в которой заранее насыпан песок. В воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?
Дети: Да
Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?
Дети: песок пропускает воду
Воспитатель: посмотрите, я хочу вам загадать логическую задачу. Беру колбочку, бросаю туда камень, насыпаю песок и вопрос: Как сделать так, чтобы камень оказался на поверхности песка?
Дети: Воды налить, высыпать песок
Воспитатель: А вы проделайте тоже самое, и подумайте.
Дети насыпают на камень в колбе песок и думают. Если догодаются – хорошо. Если нет, воспитатель сама подсказывает.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Песок мельче, а камень тяжелее. Когда мы встряхиваем колбу, камень вместе с песчинками подлетает вверх, пока он летит вверх, маленькие легкие песчинки успевают затечь под него.
Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к 2 тазам с сухим и 2 тахам с мокрым песком). Ребята, а определите какой песок сухой, а какой мокрый. Как ва догадались?
Дети: Темнее - мокрый, сыпучий - сухой.
Воспитатель: А давайте, коллеги, сделаем из мокрого песка колобок небольшой. Положите его на одну ладошку, а на вторую возьмите горсть сухого песка. Какой легче песок?
Дети: Сухой
Воспитатель: А почему?
Дети: В мокром песке есть вода и она прибовляет вес.
Воспитатель: А сейчас я предлогаю вам поиграть с песком. Наши пальчики привращаются в лапы медведя. Покажите, как ходит мишка? Наши пальчики превратились в мышку, змею, бегимота, слона.
Дети иммитируют движения животных.
Воспитатель: Посмотрите, какие получились разные следы, от разных животных. А на каком песке может остаться след?
Дети: На мокром
Воспитатель: А с каким песком вам больше нравится играть?
Дети: С мокрым
Воспитатель: Вот я вам и предлагаю поиграть с песком. (Даю формочки, лопатки, животных, пупсов)
Дети самостоятельно играют 3-4 минуты.
Воспитатель: Коллеги, вы не забыли, что мы с вами еще в лаборатории? Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте отряхнем ручки, возьмемся за руки и закроем глаза.
Раз, два, три-с
В садике очутись
Я благодарю вас дети, ваши ручки и пальчики, они хорошо сегодня играли с волшебным песком, но ручки надо после работы помыть.