Что такое дисграфия и дислексия


-890905-126365
Дислексия и дисграфия: что это такое?
     В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Дислексией называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении:
пропускают звуки;
добавляют ненужные;
искажают звучание слов;
скорость чтения у них невысокая;
ребята меняют буквы местами;
иногда пропускают начальные слоги слов;
нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом:
искажение букв и недописание элементов;
замена рукописных букв графически сходными;
замена букв другими, обозначающими похожие звуки;
изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода - ОГОРДА), перестановки (Москва - МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);
аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).
они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь”, могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”.
-890905-79375
Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?
Необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.
Упражнение «Дорисовывание незаконченных рисунков» - даются законченные изображения, но с недостающими деталями или незаконченные рисунки.
Игра «Кто наблюдательнее» - рисование с натуры с целью изобразить как можно больше деталей.
 Игра «Необычный конструктор» - ребёнок  выкладывает из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала - большой и малый; палочка - большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.
 Упражнение   «Угадай, что задумано?» - родитель описывает задуманный предмет, а ребёнок должен догадаться, что это за предмет.
Упражнение «Догадайся, что нарисовал художник» - например, родитель описывает ребёнку рисунок следующим образом: «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест – накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник остриём вверх. Что это?».
 Упражнение  «Нарисуй дорожку» - детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».
Игра « Куда спряталась кукла?» - ребёнок отыскивает в комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место.
Упражнение «Угадай, какая буква?» - первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).
 Игра «Разноцветное путешествие» - у каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх - вправо - вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.
  
-842010-60325
Приёмы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л.  Калининой):
лепка из пластилина;
выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
вырезание из цветной бумаги;
выжигание на дощечках;
вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
 В результате целенаправленной работы у детей:
повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

-871855-250190
Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.
Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
 Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать  способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.
Варианты кинезеологических упражнений
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги,  одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.
«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.
«Кулак-ребро-ладонь» - по памяти выполняется 8-10 раз сначала правой рукой, потом - левой, затем – двумя руками вместе и другие.
Количество повторений: 5-15; время упражения:10-35 мин. в день.
Игры – раскраски
- раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;
- раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон, а рисунки оставить незакрашенными);
- раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);
- раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;
- штриховки – дорисовки.
Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день;
для узоров – 2-3 узора в день;
для букв -  от 2 до 5 букв в день.
!!!Избегайте переутомления
Успехов!!!