Творческий отчёт по проблемной теме Активизация мышления младших школьников через развитие Критического мышления


Творческий отчет 
по проблемной теме «Активизация мыслительной деятельности через элементы технологии критического мышления»
учителя начальных классов
КГУ «Средняя школа №17»
Аксёновой Татьяны Анатольевны
за 2012-2016 учебный год.
Риддер 2016.
Творческий отчет 
по проблемной теме «Активизация мыслительной деятельности через элементы технологии критического мышления»
учителя начальных классов КГУ «Средняя школа №17»
Аксёновой Татьяны Анатольевны
за 2012-2016 учебные год.
Цель творческого отчёта: Представить результаты научно-методической деятельности по выбранной теме.
Содержание:
1. Информационная справка.
2. Обоснование значимости методической темы с точки зрения современного образования и актуальности ее разработки для собственной педагогической деятельности.  
3. Теоретическое освещение темы (проблемы) с позиций современной педагогики, психологии и методики преподавания предмета.      
4. Описание опыта работы по теме.
5. Блок  разработок уроков (занятий), выступлений учителя.
6. Диагностический материал, отражающий результативность работы.
7. Основные выводы и перспективы дальнейшей педагогической деятельности.
8. Литература.
9. Приложения: дидактический материал, творческие работы учащихся и др.
1.Участники экспериментального проекта:
Учитель- Аксёнова Татьяна Анатольевна, учитель1 категории.
В 1984 г. окончила Педагогическое училище «им М.Ауэзова», город Семипалатинск, присвоена квалификация учителя начальных классов. Стаж педагогической работы по специальности 31 лет, в данном учреждении 30 лет. 
Учащиеся класса – 19 человек, 2012-2016 учебные года.
Начало экспериментального проекта: 2012-2013 учебный год
2. Обоснование значимости методической темы с точки зрения современного образования и актуальности ее разработки для собственной педагогической деятельности.  
Актуальность.
Новое качество образования, которое понимается как качество подготовки ученика к успешной самостоятельной деятельности в условиях современного общества, требует изменений в профессиональной деятельности  учителя.
 Наиболее важными представляются:
• ориентация педагогических целей на самореализацию ученика и определение результата образования через его компетентность;
• включение в содержание образования учебного материала, самостоятельно найденного и предъявленного учащимися;
• использование образовательных технологий, которые требуют от учителя новых профессиональных ролей - координатора, организатора, помощника, консультанта;
• изменение характера взаимодействия учителя и учеников, связанного с установкой учителя на развитие ученика средствами своего предмета.
Цель экспериментального проекта:
ЦЕЛЬ: создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.
ЗАДАЧИ:  
1. Развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:
-умение принимать взвешенные решения,
-работать с информацией,
-анализировать различные стороны явлений.
2. Рассмотреть различные подходы к  формированию критического мышления учителя и учеников.
3. Научиться и научить различным приемам  развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.
Прогнозируемый результат:
Повышения качества знаний учащихся за счёт деятельностного подхода организации учебного процесса и перехода на новую структуру и обновленное содержание образования. Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.
Овладение учащимися различных способов интегрирования информации; Сочетание теоретических и практических методов исследования.
Содержание полипредметно, создает условия для реализации природных способностей ребенка.
Формирование и развитие творческого потенциала личности учащегося и учителя.
Формы и методы работы:
учеников- Мозговая атака, Групповая дискуссия, Чтение с остановками, Вопросы Блума, Кластеры, Синквейн, Эссе, Ранжирование, Перепутанные логические цепочки, Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ), Карусель и т.д
учителя - анализ передового педагогического опыта по данному вопросу, изучение научно- методической литературы, наблюдение, мониторинг.
3. Теоретическое освещение темы (проблемы) с позиций современной педагогики, психологии и методики преподавания предмета.      
Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением;
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
В основе организации урока лежит дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий), имеющих свои цели и задачи, а также набор характерных методов и приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской творческой деятельности (вызов), а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний (рефлексия).
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Актуализация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала.
 Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). Активное получению информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока.
 На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
 3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
     Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения  технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка,  обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.
   Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:
личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения),
метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения),
предметных (новые знания по конкретному предмету).
И, самое главное, обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
   Изучив и сравнив государственный образовательный стандарт и технологию развития критического мышления, можно придти  к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта.
4. Описание опыта работы по теме.
Этапы работы над проблемной темой.
1 этап ВЫЗОВ– проектно-мобилизационный (2012-2013).

Цель: выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения.
Реализация:
Разработка программы работы над проблемной темой
Систематизация теоретических данных
Диагностирование уровня развития индивидуальных склонностей и способностей детей.
Консультации с администрацией школы, школьным психологом.
Участие в работе семинаров, творческих групп.
Определение форм обобщения результатов исследования.
Результат:
Выступление по теме «Диалоговое обучение» методсовет
«Семь модулей программы».
Интегрированный урок ИЗО и самопознания «В мире доброты» заочный городской конкурс.
Отчет на МО «ТРКМ- опыт, проблемы»

2 этап ОСМЫСЛЕНИЕ– практический (2013-2015).

Цель: апробация  различных форм работы; корректировка  задач, методов и  средств достижения целей. На данном этапе проходит реализация поставленных целей и задач.
Реализация:
Апробация различных методов, стратегий, форм обучения
Внедрение в практику элементов ТРКМ на уроках познания мира, литературы, русского языка
Повышение квалификации на Уровневых курсах, 3 уровень
Участие в сетевом сообществе Уровневых учителей.
Участие в работе МО учителей начальных классов школы, выступления на методсоветах, педсоветах.
Результат:
Августовская конференция, Мастер-класс «Стратегии критического мышления»
Городской семинар, Мастер-класс «Мотивация познавательной активности, через Модуль КМ»
Городской конкурс «Лучшая мультимедийная презентации»
Серия последовательных уроков по познанию мира
Открытый урок познание мира «Охрана животных»
Открытый урок математики «Таблица умножения»


3 этап РЕФЛЕКСИЯ – рефлексивно-обобщающий (2015-2016) .
Цель: формирование    целостных     представлений   о состоянии вопроса, анализ и объективное оценивание результатов.
Реализация:
Внедрение в практику стратегий ТРКМ на уроках в 4 классе.
Участие в работе МО учителей начальных классов школы, выступления на методических советах, педагогических советах.
Участие в сетевом сообществе, семинарах, конкурсах Уровневых учителей.
Мониторинги уровня обученности учащихся.
Обобщение педагогического опыта по проблемной теме.
Результат:
Областной семинар «Новые подходы в обучении младших школьников: опыт и перспективы».
Методический совет «Развитие ИК компетентностей в начальных классах» Открытые уроки с применением ТРКМ
«Групповая работа» - презентация МО
Творческий отчёт по проблемной теме на уровне города

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевали различными способами интегрирования информации, учились вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.  Учащиеся на уроках русского языка и литературы, познания мира учились работать с текстом, выражать собственное мнение ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно было уметь слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Применение данной технологии в очередной раз показало, что не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми присущи урокам, на которых используется данная технология.
Учащиеся хорошо владеют приемами КЛАСТЕР - способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Этот прием я использую как на уроке: при повторении и закреплении материала, правил, так и даю для самостоятельного выполнения. Стратегию КЛАСТЕР использую практически на всех уроках.
Приём создание ПОСТЕРА, привлекателен своей красочностью, публичностью. Использую этот прием при обобщении материала, оформлении зачётных уроков. Например, при изучении тем по литературному чтению «Сочинения «Золотая осень», «Зимушка зима»». Познание мира «Профессии родителей», «Мой город Риддер», «Природные зоны». Самопознание «Мой коллектив», «Уроки творчества», «Хорошо быть здоровым», «Планета Дружбы» и т.д.
СИНКВЕЙН - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал». При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить заполнить 1 графу таблицы (это могут быть ассоциации, конкретные сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока. Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
В четвёртом классе внедряю в свою практику самостоятельную работу с текстом (идею взяла с международных заданий PIRLS). Адаптирую материал учебника (небольшие по объёму тексты), добавляю информационную статью, готовлю вопросы, тестовый материал.
По данной методике провела несколько уроков А. Чехов. Степь, Миф Древней Греции. Подвиг Геракла, Н.Сладков «Лесные тайнички», Почему у медведя короткий хвост. Индонезийская сказка. и др.


6. Диагностический материал, отражающий результативность работы.
Мониторинг качества знаний учеников по предметам (средний балл) за 4 года.
Из диаграммы видно стабильно высокий средний балл по предметам сохраняется у шести учащихся (Белопухова Евгения, Кузьмин Егор, Медведева Алина, Мелинг Яна, Попов Даниил, Рагозин Александр)- 33,3%;
Повысили средний балл по предметам – семь человек (Климов Евгений, Кубляков Максим, Кульжебаев Джохангир, Первушин Илья, Полторанина Дарья, Полянская Александра, Шишкина Анастасия)- 38,8%;
Два человека понизили средний балл (Герб Артур, Кучин Глеб) – 11,1% (тяжело адаптируются работать в группе, парах) .Четыре человека во втором, третьем классе понизили качество знаний, в четвертом средний балл по предметам стал повышаться (Гордеев Семён, Скудалов Сергей, Терехов Артём)- 16,6%.

Вывод: благодаря внедрению в практику работы ТРКМ качества знаний учеников по предметам (средний балл) за 4 года, показал + 27,7%.
Диагностика сформированности критического мышления.
Для того чтобы процесс развития критического мышления младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития критического мышления учащихся, поскольку выбор видов упражнений, заданий должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся.
Исходя из понимания термина "критическое мышление", который обозначает один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю, нами были выделены следующие критерии для выявления уровней развития критического мышления.
Уровни развития критического мышления.
                   С целью практического обоснования выводов полученных в ходе теоретического изучения проблемы развития критического мышления учеников класса провела педагогическое исследование.
В эксперименте приняли участие 19 учащихся.
                              
Уровень Проявления уровня
Зарождающейся критичности
Низкий (Герб Артур, Кучин Глеб , Скудалов Сергей,)- 3 ученика (15,7%)
Слабые умения давать оценку, доказывать свою правоту, низкий уровень сформированности мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и др.), преобладание слабых навыков сравнительно-сопоставительного анализа, не способность  выделять очевидные ошибки, противоречия, носящие преимущественно характер абсурда
Проясняющейся критичности
Средний -  12 учеников (63,2%)
Невысокий уровень организованности и целенаправленности, неокрепший опыт доказательства и опровержения, отсутствие активной позиции, возможность отчетливо фиксировать противоречия (ошибки)
Позитивной критичности
Высокий (Медведева Алина, Мелинг Яна, Попов Даниил, Первушин Илья)  - 4 ученика (21,1%)
Способность обнаруживать и объяснять причины и источники замеченных ими ошибок, но и предлагать способ их устранения, устойчивые умения и навыки основных мыслительных операций, умение логически обосновывать оценку и самооценку
Проведя первый  констатирующий эксперимент, получила результаты, свидетельствующие о преобладании близкого к среднему уровню развития критического мышления. Считаю, что учеников начальной школы это хороший результат.
Критическое мышление не состоит только из наличия когнитивных навыков. Кроме рациональных компонентов мышления, о сформированности которых у учащихся мы можем судить по результатам выполнения ими, например, тестовых заданий, в понятие «критическое мышление у входят и такие важные компоненты, как:умение принимать иную точку зрения;
способность рассматривать проблемы под разным углом;
умение ясно ставить собственные цели обучения- акцентировать внимание на тех вопросах, которые кажутся наиболее важными для понимания темы.
Поэтому основные выводы по развитию критического мышления сделаны на основе педагогического наблюдения учителей работающих в данном классе.
7. Основные выводы и перспективы дальнейшей педагогической деятельности.
Технология РКМ – универсальная, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели, это подход, не являющийся способом украшения урока через использование игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности.
Область применения:
- система уроков;
- внеурочная деятельность;
-внеклассные мероприятия.

Трансляция результата:
- публикации в интернете;
- участия учеников в конкурсах, олимпиадах.
Организационно – педагогические условия:
-выступления на заседаниях МО, педагогических советах, семинарах;
-проведение открытых уроков;
-публикации в интернете;
Трудности и возможные риски:
-Не все дети младшего школьного возраста способны работать с большим объёмом информации,
- Сложность в подборе материала, в технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
-Непринятие некоторых приёмов детьми.
- Большие временные и материальные затраты.
 
После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что технология развития критического мышления не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Смысл образовательного процесса состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологии.
Поэтому считаю важным продолжить работать по внедрению данной технологии в следующим учебном году уже с другим классным коллективом.8. Список литературы:
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
Загашев И. О., Умение задавать вопросы // “Перемена” – 2001, № 4.
Клустер Д., Что такое критическое мышление?// “Перемена” 2001, № 4
Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ru htm 
Ларина Н. Н. Технология развития критического мышления на уроках чтения в начальной школе, 2006.// http://www.it-n.ruВолков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться [Текст] / Б.С, Волков - М.: Академический Проект, 2004.
Ласкожевская, Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников. Начальная школа. - 2007.- №6.
9. Приложения: открытые уроки, публичные выступления учителя, творческие работы учащихся .