Открытый урок по русскому языку на тему «Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» ( 7 класс)


Открытый урок на тему: «Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» ( 7 класс)
Цели:
образовательные: научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»;
развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;
воспитательные: воспитание нравственных понятий; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Организационный момент.
Слово учителя:
- В русской литературе существует выражение «маленький человек».
Какое значение имеет это понятие?
Каковы особенности изображения «маленького человека» в художественном произведении?
Какие чувства вызывает у читателя этот образ?
На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответ на нашем уроке.
Для этого обратимся к повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». В русской литературе она занимает особое место. Именно в ней впервые были изображены жизненные невзгоды, боль и страдания «маленького человека».
С нее в русской литературе начинается тема «униженных и оскорбленных», тема «бедных людей», которая затем привлечет внимание Гоголя, Достоевского, Чехова.
Описание 1 слайда:
- Итак, тема нашего урока «Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Описание 2 слайда:
- Перед вами портрет писателя - «А.С.Пушкин» работы художника Тропинина и обложка повести «Станционный смотритель».
- Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тыс. верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить. со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз был он и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Местные легенды также утверждают, что именно здесь жил герой повести, что будто бы отсюда проезжий гусар увез его дочь Дуню и что Самсон Вырин и похоронен на местном кладбище.
Описание 3 слайда:
- Сейчас здесь располагается музей «Дом станционного смотрителя». Это первый в нашей стране музей литературного героя. Планировка и интерьер музея воссозданы по архивным документам и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Переступив порог музея, мы попадаем в обстановку типичной почтовой станции пушкинского времени. Музей «Дом станционного смотрителя» находится в Гатчинском районе Ленинградской области в деревне Выра.
В музее литературных героев словно оживают все образы повести: голубоглазая красавица Дуня, молодой гусар Минский и Самсон Вырин, станционный смотритель, - главный герой повести и нашего урока.
- Давайте посмотрим, каким же предстают в повествовании образы станционных смотрителей.
Выразительное чтение текста (с.96-97).
Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».
- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?
- Каким мы увидели его впервые? (С.99)
- Найдите в повести другой портрет этого героя (с.100).
Записи в тетрадях:
1 встреча 2 встреча
свежий седина
бодрый морщины
мужчина небритое лицо
сгорбленная спина
хилый старик
- Каким термином мы назовем прием подобного противопоставления?
Запись понятия «антитеза».
- Чем были вызваны эти перемены?
- Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Жалость, сочувствие его горю.)
Описание 4 слайда:
- Каким вы видите Самсона Вырина в эпизоде приезда Минского?
(Робкий, слабый, забитый, беспомощный. униженный. бесправный; но нежный и любящий, с чувством собственного достоинства.)
- Найдите в повести эпизод, который подтверждает, что униженный и бесправный человек не потерял чувства собственного достоинства (с.105).
- Бедный человек выбрасывает деньги, которыми Минский пытается от него откупиться.
Описание 5 слайда:
- А теперь посмотрите на иллюстрацию «Станционный смотритель». Самсон Вырин в доме Минского. Художник М.Добужинский. 1905 г.
- Какой эпизод изобразил художник?
- Сумел ли он передать чувства героя?
- Можно ли, глядя на иллюстрацию, сказать, что перед нами робкий, неуверенный человек?
- Какие чувства вызывает он у вас? (Сочувствие, жалость, сострадание.)
Сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем «маленьким человеком»?
Учитель вводит понятие «маленький человек». Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Описание 6 слайда:
Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный, обладающий высокими душевными и духовными качествами.
- Самсон Вырин возвращается домой, но чувство тревоги не покидает его. Почему? Ведь он видел: Дуня счастлива с Минским. Неужели только под действием картинок о возвращении блудного сына смотритель решил, что Дуня должна погибнуть?
Описание 7 слайда:
Возвращение блудного сына. Гравюра Г.Доре. (Поль Гюстав Доре. Французский гравер, иллюстратор, живописец. 06.01.1832 - 23.01.1883)
Описание 8 слайда:
«Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса…»
- Как объяснить его слова? Вырин понимает, что Дуня и Минский принадлежат к разным социальным слоям, и это грозит ей трагедией. Но трагичной оказывается судьба самого героя. Не вынеся разлуки с дочерью, Самсон Вырин спивается и умирает.
Описание 9 слайда:
Звучит музыка. На экране иллюстрации М.Добужинского и Д.Шмаринова «Дуня на могиле отца».
- Самсон Вырин умер, так и не дождавшись своей Дуни. Умер, глубоко убежденный в том. что Дуня не может быть счастлива с Минским. В этом его трагедия и трагедия таких, как он, маленьких людей, живущих в жестоком, несправедливом мире с очень «удобным» правилом: чин чина почитай.
А теперь проверим, что вам удалось понять на сегодняшнем уроке, выполнив тест.