План урока Гражданская война 1918-1922 гг


План урока. ТЕМА: «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ 1918-1920 гг.»
(повторительно-обобщающий урок в 9кл.)
Цель урока: в результате исследования источников сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.

Задачи урока:
1. учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отказа от идеологизированности в оценке причин и событий гражданской войны.
2. учащиеся должны закрепить полученные знания о причинах гражданской войны и основных этапов; в результате работы с картой (схемой) представлять общую картину боевых действий.
3. Опираясь на источники, учащиеся должны дать оценку красному и белому террору.
4. Учащиеся должны сделать вывод по уроку на основе творческих работ, выполненных к уроку по предварительному заданию.
Метод: лабораторный анализ
Оборудование:
- Карта «Гражданская война в России: 1918-1920 гг.». (или схема «Военные действия на фронтах гражданской войны»)
- Схема «Хронологические рамки гражданской войны»
- Подборка книг по теме урока.
- Документы времён гражданской войны.
Эпиграф урока: «Счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребёнка» Ф.М. Достоевский
Поставленные цели и задачи урока предполагают создание 3-х творческих лабораторий (9 кл.) и 1-ой экспертной группы (11 кл.)
I творческая лаборатория – историки, поддерживающие идеи белого движения
II творческая лаборатория – историки, стоящие на стороне Советской власти
III творческая лаборатория – историки, выражающие интересы крестьянства
Группа учёных экспертов – дают информацию о данном периоде
Ход урока.
Учитель. Ребята, сегодня на итоговом уроке мы должны будем проделать очень сложную и ответственную работу: постараемся выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну. Я думаю, что нам будет под силу эта задача.
Итак, запишите тему урока.
Несколько слов о начале гражданской войны.
1-й учащийся-эксперт (краткая историография вопроса)
Меньше, чем через год после революции, летом 1918 года началась гражданская война. В отличие от обычных войн гражданская война не имеет чётких границ – ни временных, ни пространственных. Трудно установить определённую дату её начала, провести линию фронта. В.И. Ленин в своих выступлениях гражданскую войну чаще всего ограничивал 1918-1920 гг. Но, если посмотреть на схему, временные границы можно и расширить. Но суть не в определении её сроков, а в её трагизме для миллионов человеческих судеб.
До недавнего времени гражданская война воспринималась обществом как единый гражданский порыв на защиту молодой Советской республики. В результате исследований гражданской войны сегодня у историков возникает ряд вопросов, в которых выражается сомнение по поводу неизбежности войны, её истинных виновников. Ленинская оценка гражданской войны, как самой справедливой в истории человечества, сегодня отвергается наукой, которая признаёт её как братоубийственную.
Относительно неизбежности гражданской войны многие публикации высказывают мнение, что войны в тех условиях можно было бы избежать. Для этого, прежде всего, нужна была коалиция большевиков с эсерами и меньшевиками. Но созданию спасительной коалиции воспрепятствовали политические амбиции руководителей партии большевиков с одной стороны и меньшевиков с другой.
Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, руководители, как принято сейчас говорить у политиков, «тянули одеяло на себя». Большевики решили вопрос о власти однозначно: она должна принадлежать только им. Оппозиционные партии, претендующие на власть, были ликвидированы.
Таким образом, история гражданской войны, отгремевшей более 80 лет назад в кровавых боях, в наши дни превращается в поле битвы – битвы идей и концепций.
Учитель. Как видим, общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами, тот против нас». Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый. Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошёл на брата.
Итак, обратимся к фактам.
2-й учащийся-эксперт (даёт информацию о начальном периоде гражданской войны)
1. Антибольшевистские силы в борьбе против Республики Советов попыталась возглавить партия кадетов, ушедшая с ноября 1917 г. в подполье.
2. Ещё в январе 1917 г. бывшие союзники России страны Антанты предложили Советскому правительству помощь в борьбе против немцев, но ЦК РСДРП(б) отклонил эти предложения. Под предлогом охраны от немцев военных грузов, поставленных России союзниками в 1916-17гг., в Мурманск и Архангельск в марте 1918 г. прибыли английские, французские и американские войска. Началась интервенция Антанты.
3. В апреле 1918г. на Дальнем Востоке высадился японский десант.
4. В Сибири англичане сделали ставку на казачьего атамана Семёнова, который провозгласил себя командующим русской армии на Дальнем Востоке.
5. Летом 1918 г. Советское правительство серьёзной опасностью считало мятеж чешского корпуса. В марте 1918г. оно дало разрешение на переброску 60-тысячного чешского корпуса через Дальний Восток во Францию. Корпус был вооружён. По пути следования в Пензе, Самаре, Омске, Владивостоке была свергнута Советская власть.
6. В Москве, Ярославле, Владимире, в городах Поволжья, Урала, Сибири вспыхнули контрреволюционные мятежи. На Дону сформировалась армия атамана Краснова, на Кубани – Добровольческая армия Деникина. Англичане высадились в Закавказье и Туркестане. Была ликвидирована Советская власть в Баку. Расстрелом 26 бакинских комиссаров замкнулось кольцо интервенции вокруг Советской республики.
Учитель. (Задания учащимся) Проанализировав источники, установите социальный состав, цели, программы белого движения и движения за мировую революцию, определите цели крестьянских движений.(идёт работа с докуметами)
Выступление 1 и 2 групп.
Учитель. Какая же сила предопределила исход?
Учащийся (из 3 группы): Крестьянство – большая часть населения.
Учитель. Почему крестьяне встали всё-таки на стороне Советской власти? Что повлияло на это решение?
Выступление 3 группы.
Учитель. А теперь давайте выясним сущность белого и красного террора. Сделаем выводы. (предоставляется слово для обвинения 1 группе).
Учащийся (из 1 группы): 1 ноября 1918г. в одной из большевистских газет прямо говорилось: «Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против Советов. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, - к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом смысл и сущность Красного террора».
Мы обвиняем большевиков в том, что после убийства М. Урицкого в Петрограде были расстреляны 900 человек. После покушения на В.И. Ленина в 1918 г. в разных городах России были казнены несколько тысяч человек. Проводились массовые расстрелы бывших царских офицеров. Беспощадный террор был объявлен против казачества. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге в подвале Ипатьева были расстреляны Николай II и члены его семьи.
Учащийся (из 2 группы): Жестокость была присуща и белым. Так, Колчак подписывал приказы о придании военно-полевым судам тех, кто вступал в Красную Армию. Были созданы особые лагеря для сочувствующих большевикам. При органах контрразведки армий были созданы подотделы, отвечавшие за устрашение населения, проводившие террор. Много горя и страданий мирному населению принесла «атаманщина» Григорьева на Украине.
3-й учащийся-эксперт: М. Ганди, великий индийский мыслитель, как-то сказал: «Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы правильно и что те, кто придерживается иных взглядов, - враги Отечества». Такая «скверная привычка» была и у большевиков и оппозиционных им партий, стала их идейной платформой.
Учитель. А теперь давайте обратимся к человеческим судьбам. Сегодня мы послушаем сообщения о тех, кто верил в идею «мировой» революции или в идею белого движения и преданно отдавал за идею свои жизни. (сообщения о Чапаеве, Блюхере, Фрунзе, Колчаке и Деникине)
4-й учащийся-эксперт: Ребята, завершая работу в нашей творческой лаборатории, мы хотим представить разработанный нами проект памятника жертвам гражданской войны в России. (Памятник представлен композицией из фигуры женщины в чёрном, символизирующей Россию, она склонилась над телами двух своих сыновей. Один из них – в будёновке с красной звездой, второй – в белогвардейской шинели. Они оба матери одинаково дороги, горе её безутешно.
Внизу на плите выбиты строчки стихотворения Марины Цветаевой:
Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошёл, и пропасть пролегла
От правого и левого крыла.
1918-1920
5-й учащийся-эксперт: У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костёр братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и её интересы, как они их понимали. В свою очередь, большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.
Этот вывод можно оспорить. Но вот второй вывод едва ли: если история чему-либо способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоёв общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ».
Этот урок должны помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество.
Я чувствую, близится судное время:
Бездушье мы духом своим победим;
И в сердце России пред странами всеми
Народом народ будет грозно судим.
И спросят избранники – русские люди –
У всех обвиняемых русских людей,
За что умертвили они в самосуде
Цвет яркой культуры отчизны своей.
Зачем православные Бога забыли,
Зачем шли на брата, рубя и разя…
И скажут они: «Мы обмануты были,
Мы верили в то, во что верить нельзя»
И судьи умолкнут с печалью любовной,
Проверив себя в неизбежный черёд,
И спросят: «Но кто же зачинщик виновный?» -
И будет ответ: «Виноват весь народ».
Он думал о счастье отчизны родимой,
Он шёл на жестокость во имя любви…
И судьи воскликнут: «Народ подсудимый!
Ты нам неподсуден; мы братья твои!
Мы часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный,
Наивный, стремящийся вечно вперёд,
Взыскающий Бога в Европе кромешной,
Счастливый в несчастье, великий народ!»
(И. Северянин)
Документ 1.
А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:
«Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:
1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…
2. Борьба с большевизмом до конца.
3. Военная диктатура… Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания…
4. Внешняя политика – только национально русская… За помощь – ни пяди русской земли.
5. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…
6. Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий»
Документ 2.
Из Программы РКП(б). Принята VIIIсъездом партии в марте 1919г.:
«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества… Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами…
В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров и идейно борясь с… предрассудками насчёт безусловного характера буржуазных прав и свобод…
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. … максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью…
АНКЕТА
1. Во время Октябрьской революции Вы:
А) Приняли бы участие в событиях, встав на сторону большевиков
Б) Скорее всего, стали бы помогать Временному правительству
В) Были бы сторонником монархии
2. В годы гражданской войны Вы:
А) Встали бы в ряды «красных»
Б) присоединились бы к «белым»
В) пошли бы за национальными движениями (петлюровцами, дашнаками, мусаватистами и пр.)
3. И во время революции, и в период гражданской войны:
А) соблюдали бы нейтралитет
Б) предпочли бы эмигрировать из страны
В) нет мнения, избрали бы иной путь
Спасибо за участие в анкетировании!

АНКЕТА
4. Во время Октябрьской революции Вы:
А) Приняли бы участие в событиях, встав на сторону большевиков
Б) Скорее всего, стали бы помогать Временному правительству
В) Были бы сторонником монархии
5. В годы гражданской войны Вы:
А) Встали бы в ряды «красных»
Б) присоединились бы к «белым»
В) пошли бы за национальными движениями (петлюровцами, дашнаками, мусаватистами и пр.)
6. И во время революции, и в период гражданской войны:
А) соблюдали бы нейтралитет
Б) предпочли бы эмигрировать из страныВ) нет мнения, избрали бы иной путь