Статья в журнал на тему:Преемственность между ДОУ и начальной школой в реализации идей адаптивного образования

Н Морозова,
Директор МБОУ НШ №13 г.о. Железнодорожный

Н.Лапшина ,
заместитель директора МБОУ НШ №13 по ВР
г.о. Железнодорожный

Преемственность между ДОУ и начальной школой в реализации идей адаптивного образования.
Последнее десятилетие ознаменовано рядом крупномасштабных преобразований в образовании, затронувших фундаментальные основы его организации. Несомненно, знаковыми событиями в этот период стали принятие закона «Об образовании Российской Федерации» (29.12.2012) и поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты.
Стратегические направления развития образования, зафиксированные в упомянутых выше документах, подчеркивают значимость непрерывного образования, устанавливая преемственность в требованиях к программам образовательных учреждений на всех его уровнях.
Другими словами, преемственность определяется как связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм образования).
В сентябре прошлого года МБОУ НШ №13 г.о. Железнодорожный Московской области получило статус пилотной площадки по теме «Преемственность ДОО и школы в реализации идей адаптивного образования» при Академии социального управления. Научным руководителем нашего КБУ стала Токарь Ирина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВПО АСОУ МО.
На начальном этапе нами была определена цель работы КБУ: научно обосновать и практически разработать организационно-педагогические условия реализации принципа преемственности между ступенями образования (ДОО – начальная школа) в контексте адаптивного образования.
Достижение поставленной цели предполагается через реализацию более частных задач:
Ознакомление педагогов и специалистов ДОО и школы с основами научных знаний о принципах преемственности и адаптивности образования, а также c базовыми характеристиками адаптивной образовательной среды;
2. Определение и реализация в системе ДОО – школа педагогических условий функционирования адаптивного образования;
3. Формирование у педагогов и специалистов практических умений и навыков реализации принципа преемственности в профессиональной деятельности в условиях адаптивного образования.
4. Разработка модели взаимодействия педагогов и специалистов различных структурных подразделений образовательных учреждений в реализации принципа преемственности в условиях адаптивного образования через: определение направлений и содержания методической помощи учителям в овладении основными компетенциями педагогической деятельности с детьми группы риска; определение направлений и содержания методической помощи родителям в приобщении их к активному взаимодействию со школой в воспитательной работе.
Предметом изучения стали организационно-педагогические условия реализации принципа преемственности между дошкольной образовательной организацией и начальной школой.
Определены сроки работы пилотной площадки:
I этап – подготовительный (2014г.). Цель этапа - подготовка педагогических работников и специалистов к реализации принципа преемственности двух ступеней образования.
II этап – практический (2015г.). В данный период будет организована работа по внедрению в практику работы ДОО и школы методик и технологий, обеспечивающих реализацию принципа преемственности в контексте адаптивного образования.
III этап – обобщающий (2016г.) Цель этапа – обобщение и выводы, внесение изменений в ход и содержание работы кафедрального базового учреждения.
IV этап – распространение опыта работы пилотной площадки (2017г.).
Ожидаемые результаты:
На дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
- включение детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и детьми.
На ступени начальной школы:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром ( эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.)
- желание и умение учится, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности, коммуникативные навыки.
На сегодняшний день мы уже можем говорить о результатах подготовительного этапа КБУ.
1. Нами разработана программа и план работы КБУ.
2. В рамках профессиональной подготовки педагогических работников акцентировано внимание педагогов на начальных ступенях организованной социализации, развития и обучения детей .
3. Проведена педагогическая диагностика на этапе школьного старта как условие принятия индивидуальных различий детей и готовность их учета в образовании.
4. В образовательном процессе индивидуализация обучения и дифференциация условий обучения обозначены как цель. Достижение этой цели является ещё одним важным условием реализации идей адаптивности образования.
5. В образовательном процессе широко используются различные формы специальной помощи слабым детям, детям риска школьной дезадаптации в зависимости от глубины имеющихся проблем. В связи с этим разработана психолого-педагогическая программа по профилактики и коррекции школьных трудностей, обусловленных особенностями психомоторного развития детей, в рамках психолого-педагогического сопровождения детей риска в процессе образования, в том числе при переходе с одной образовательной ступени на другую.
7. Разработаны и определены диагностические методики оценки хода и результатов деятельности КБОУ:
- диагностика готовности детей к обучению в школе;
- диагностика характера адаптации детей к школе;
- диагностики склонности детей к агрессии.
Первичные результаты были представлены на муниципальном, региональном, федеральном уровне. Необходимо отметить, что наше учреждение работает над изучением международного опыта по вопросам преемственности, в частности в январе 2015 года мы посетили норвежский детский сад и начальную школу в городе Осло. По результатам поездки организовали дискуссионный клуб «Свободный микрофон», где каждый мог высказать свою позицию в отношении опыта работы норвежских коллег.
В настоящее время администрация школы работает над вопросом повышения профессиональных компетенций педагогических кадров в рамках преемственности дошкольного и начального образования. Министерство образования и науки представила для обсуждения проект Профессионального стандарта учителя. Принятие документа планируется в 2017 году. Однако о ключевых компетенциях педагогических работников мы уже можем говорить сегодня, и эта проблема требует дополнительного изучения и осмысления.

Авторы статьи:
Морозова Наталия Александровна, директор МБОУ НШ №13,
г.о. Железнодорожный Московской области;
Контактный телефон: 8(926) 810-11-21
Рабочий телефон: 8(495) 527-55-37
Электронная почта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Адрес: 143987, Московская область, г.о. Железнодорожный, ул. Лесной пр-д, д.7, кв.1

Лапшина Наталия Александровна, заместитель директора по ВР МБОУ НШ №13, г.о. Железнодорожный Московской области;
Контактный телефон: 8(926) 653-61-91
Рабочий телефон: 8(495) 527-55-37
Электронная почта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Адрес: 143980, Московская область, г.о. Железнодорожный, ул. Юбилейная , д.34 кв.152.
15