Картотека опытов с растениями для детей старшего дошкольного возраста


КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТЕНИЯМИ
Опыты в детском саду с растениями
Опыт (наблюдение) №1
«Рост растения в разных условиях»
Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.
Оборудование: два одинаковых растения (гелевый наполнитель, земля, две стеклянных ёмкости.Содержание опыта: одно растение посажено в почву (образец №1, а другое в гелиевый наполнитель, обогащенный необходимыми веществами для роста растений (образец №2) .Дата заложения опыта: 6.02.2016
Через 7 дней у растения (образец №1) листья твёрдые, а у растения (образец №2, листья повяли, а через 10 дней (образец №2 погиб)Вывод: растение растёт лучше в земле, чем в гелиевом наполнителе, так как в земле больше питательных веществ, а в гелиевом наполнителе они закончились через неделю.
Опыт (наблюдение) №2
«С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ»
ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития
растений (вода, свет, тепло)
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин, водаХОД: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода) ; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.
На начало опыта (наблюдения)
Через 5 дней, у цветка который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.
Вывод: растение без воды жить не может.

Опыт (наблюдение) №3
«НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ»
ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.
ХОД: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.
Через семь дней, листья у растения побелели.
Вывод: растение без света жить не может.
Опыт (наблюдение) №4
«МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ? »
ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
ХОД: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
Через семь дней листок пожелтел.
Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.
МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
ПРОЦЕСС: . Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.
. Поставить растение на 3-4 часа на солнце.
. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.
ИТОГИ: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.
ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.

РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.
МАТЕРИАЛЫ: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.
ПРОЦЕСС: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф. . Оставить растения на неделю.
. Сравнить затем их цвет.
. Поменять растения местами.
. Оставить растения также на неделю.
. Сравнить опять растения.
ИТОГИ: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.
ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество- хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.

КАКИЕ КОРНИ У РАСТЕНИЙ ТУНДРЫ?
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Учить понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.
МАТЕРИАЛЫ: Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата, прозрачная высокая емкость.
ПРОЦЕСС:
. Назвать особенности почвы в тундре(мерзлота).
. Выяснить, какие должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте.
. Поместить влажную вату в прозрачную высокую ёмкость.
. Поместить проращенные бобы на толстый влажный слой ваты.
. Прикрыть влажной тканью и поместить на холодный подоконник.
. Наблюдать в течении недели за ростом корней, их направлением.
ИТОГИ: Корни начали расти в стороны, параллельно дна емкости.
ПОЧЕМУ? Земля в тундре оттаивает только у поверхности, а дальше она мерзлая и твердая. Поэтому корни растут только в оттаявшей и теплой земле над мерзлотой, а в мерзлоте нет ничего живого

ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.
МАТЕРИАЛЫ: Сциндапсус, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.
ПРОЦЕСС: . Выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями(в джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха).
. Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры.
. Рассмотреть растение сциндапсус, найти почки- будущие корни
. Поместить растение в емкость с водой на решётку.
. Закрыть плотно крышкой.
. Наблюдать в течении месяца за появлением»тумана», а затем капель на крышке внутри емкости(как в джунглях).
. Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями.
ИТОГИ: Это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали. А затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли.
ПОЧЕМУ? В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.

РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.
МАТЕРИАЛЫ: Два цветка бальзамина, лейка с водой.
ПРОЦЕСС: . Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.
. Два бальзамина поставить на солнышко
. Одно растение полить, а другое нет.
. Понаблюдать за растениями и сделать вывод.
. Полить это растение и понаблюдать еще неделю.
ИТОГИ: Цветок ,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.
ПОЧЕМУ? Растение не может жить без воды и может погибнуть.

Опыт (наблюдение) №5
«Что потом? ».
Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материалы. Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями.Процесс. Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. Вмесяца выращивают растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.
Итог: Семена – росток – взрослое растение – цветок.
ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
МАТЕРИАЛЫ: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.
ПРОЦЕСС:
. Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).
. Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).
. Ставят его в теплое место ( если растение даёт кислород в банке его станет больше).
. Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород
. Проверить зажженной лучиной.
ИТОГИ: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки.
ПОЧЕМУ? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для дыхания.
ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.
МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение, подставка.
ПРОЦЕСС:
. Поставить цветок с горшком набок на подставку
. В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев
ИТОГИ: Стебли и листья поворачиваются к верху.
ПОЧЕМУ? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.
ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА, Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
МАТЕРИАЛЫ:
. Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.
ПРОЦЕСС:
. Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.
. Дети сажают черенки традесканции в разную почву.
. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель.
Делают вывод.
. Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель
ИТОГИ: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.
ПОЧЕМУ? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.
Литература:
1. Дженис Ван Клив. Двести экспериментов, биология.-М.:1995
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты