Интерактивный плакат Средства образной выразительности


Поэтический синтаксис и интонационные фигуры речиИнтерактивный плакатдля подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языкуБыкова Л.Г., учитель русского языка и литературыМОУ «Гимназия № 5 имени Е.Е.Парфенова» г.Камень-на-Оби Алтайского края Здравствуйте! Я Сова Соня. И сегодня я готова помочь вам овладеть не совсем легкими понятиями, знание которых поможет при выполнении некоторых заданий ЕГЭ и в подготовке к олимпиадам по русскому языку.Риторические вопросы, обращения, восклицанияПовтор (рефрен)АнтитезаЭллипсисСопоставление противоположностейИнвективаБессоюзиеМногосоюзиеПараллелизмИнверсияРиторический вопрос (от греч. rhetor – оратор) – поэтический оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. ОпределениеС какой целью используютсяУсиливают внимание читателя, не требуя у него ответа, но призывая к соучастию, сопереживанию.Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?М.Ю.Лермонтов «Парус»Риторическое обращение - Обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.дКуда ты скачешь,гордый конь,И где опустишь ты копыта?А.С.Пушкин. «Медный всадник»Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы!А.С.ПушкинНеоднократное повторение одних и тех же слов и выражений.Разновидности повторовАнафораЭпифораГрадацияКольцоСтык (эпонафора)Ана́фора или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал,Где бы сеятель твой и хранитель,Где бы русский мужик не стонал.Н.А.НекрасовЭпи́фора (от др. греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Деточка, все мы немножечко лошади,Каждый из нас по-своему лошадь.В.МаяковскийГрадация – (от др.греч. κλῖμαξ — «приставная лестница»)  своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости.Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.С.А.ЕсенинКольцо – повторение в начале и в конце строки.Мутно небо, ночь мутна.А.С.ПушкинСтык (эпонафора) - повторяет одни и те же слова в конце одного предложения и в начале следующего О весна без конца и без края,Без конца и без края мечта!А.А.БлокАнтите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление; др.-греч ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.Черный вечер, белый снег. Ветер.Ветер.А.А.БлокЭ́ллипсис (от др.-греч. ἔλλειψις — недостаток) — намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, значение которых легко восстанавливается из контекста.ФункцияСоздает эффект лирической «недоговоренности», нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи.Зверю – берлога,Страннику – дорога,Мертвому – дроги,Каждому свое.М.ЦветаеваЯ царь, я раб, я червь, я Бог.М.М.ДержавинИнвектива (от лат. invectiva (oratio), в свою очередь происходящее от лат. invehor — бросаюсь, нападаю)  - резкое обвинение (в противоположность панегирику – восхвалению).Помогает выразить чувства, придает эмоциональную выразительность.А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов…М.Ю.Лермонтов Бессою́зие или аси́ндетон (греч. ἀσύνδετον, лат. dissolutio) — стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.А.А.БлокМногосою́зие (др.-греч. πολυσύνδετον — многосвязное) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.Зато и внук, и правнук, и праправнукРастут во мне, пока я сам расту…П.Г.АнтакольскийПараллели́зм (др.-греч. παραλληλισμος — соположение) -расположение тождественных или сходных элементов речи в смежных частях текста. Однородное синтаксическое построение предложений Не ветер бушует над бором. Не с гор побежали ручьи,Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.Н.А.НекрасовИнверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы.Используется для выделения значения нужных слов в целях большей выразительности.В дверях эдема ангел нежныйГлавой поникшею сиял,А демон мрачный и мятежныйНад адской бездною летал.А.С.ПушкинПримерНадеюсь, наше занятие прошло успешно, и вы теперь можете свободно определить, как с помощью поэтического синтаксиса и интонационных фигур речи писатели добиваются такой выразительности в своих произведениях.Успехов в изучении родного русского языка!







fill.on

fill.on


fill.on

fill.on


fill.on

fill.on



fill.on

fill.on
fill.on







fill.on







fill.on

fill.on


fill.on

fill.on


fill.on

fill.on


fill.on

fill.on


fill.on

fill.on

fill.on
fill.on

fill.on

fill.on
fill.on

fill.on


fill.on

fill.on
fill.on

fill.on

fill.on
fill.on

fill.on

fill.onfill.on
fill.on

fill.on

fill.on
fill.on

fill.on

fill.onfill.on
fill.on

fill.on


Использованные источники1. Справочник школьника.Литература. Под редакцией В.В.Агеносова. М., «Дрофа», 1999;2. М.И. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. Теория.История.Словарь.,М., «Айрис», 2000;3. http://image017.mylivepage.ru/chunk17/286528/203/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%A1%D0%BE%D0%BD%D1%8F.jpg – Сова Соня;4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница - определения некоторых понятий;