Презентация «Метапредметный подход в обучении как необходимое условие формирования УУД учащихся»


Метапредметный подход в обучении как необходимое условие формирования УУД учащихся. Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании «Великая цель образования - это не знания, а действия». Гербер СпенсерАвтор: Ермолова Н.Ф. учитель истории и обществознания. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика (вооружить ученика таким важным умением, как умение учиться, по сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов) Виды универсальных учебных действийЛичностныеРегулятивныеОбщепознавательныеКоммуникативные


Личностные УУДСмысло-образованиеСамопознание и самоопределениеНравственно-этическое оценивание Регулятивные действияЦелеполаганиеПланированиеКонтрольПрогнозиро-ваниеВолевая саморегуляцияКоррекцияОценка Познавательные УУДОбщеучебныеЛогическиеПостановка и решение проблем Коммуникативные УУДПланирование учебного сотрудничестваПостроение речевых высказыванийПостановка вопросовЛидерство и согла-сование действий с партнером УУД в системе общего образованияФормирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организациюФормирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметовСформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты

Компетенцииучебно-познавательнаяобщекультурнаяценностно-смысловаяинформационнаякоммуникативная Базовые компетенции современного человека Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.Важно! Метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования образовательных стандартов второго поколения. "Мета "–(«за», «через», «над»), приставка «мета-» стала означать более высокий уровень обобщения, универсальности, интегральности. "Мета "– всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Метапонятия – метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Аналогичные понятия – универсальные знания и способы или это называют мыследеятельность. Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета; она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями. Метадеятельность – универсальный способ жизнедеятельности каждого человека; отражает уровень развития личности. Имеет надпредметный характер. Две составляющие – метазнания и метаспособы. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».Примерами метазнаний являются:- Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);- Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);- Базы знаний, представления об их устройстве. - понимание времени как течения времени вообще или смены фаз: прошлое, настоящее, будущееМетазнания – это знания о знании, о структуре и способах получения знания. характеристика метазнания – надпредметность и интегративность. Метаспособы – это мышление (теоретическое, критическое, творческое, образное…) + информационные и регулятивные умения. методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы



Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся: - теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщённые способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.Метапредметные результаты (по А.Г.Асмолову)  включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Стандарты:Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Суть метапредметного подхода Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. Значение метапредметного подхода в образовании……состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.