Рекомендации психолога воспитателям мини — центра


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
К ВОСПИТАТЕЛЯМ
Дорогие воспитатели!!!
Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:
1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!
2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!
4. А вообще — запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на
Советы воспитателю
Утренний сбор группы детского сада - чудесный способ формирования чувства общности, поддержания у детей и взрослых интереса друг к другу', обучения навыкам эффективной коммуникации, становления ключевых компетентностей. Хороший утренний сбор сродни производственной летучке - проводится быстро, легко и непринужденно, но даже у опытных педагогов порой возникают проблемы в его проведении.
Советы воспитателю, что можно сделать:
•Утренний групповой сбор не должен быть слишком долгим: 10-15 минут для маленьких детей; 10-20 минут для детей старшего дошкольного возраста. В начале учебного года групповой сбор можно проводить в течение нескольких минут, постепенно увеличивая время.
•В группах раннего возраста, а также в ситуациях, когда групповой сбор только вводится в ежедневную практику, лучше проводить несколько коротких групповых сборов с малыми группами детей, начиная с тех, кто проявил интерес и желание, чем один длинный сбор со всей группой. Это позволит уделить больше внимания каждому ребенку и даст возможность каждому высказаться. При таких условиях будет меньше отвлекающих моментов.
•Чтобы определить для детей пространство, где они будут сидеть во время сбора, можно прилепить к полу скотч в виде круга. Можно прилепить скотч не сплошной полосой, а отдельными частями по числу детей, и у них будет меньше поводов ссориться из-за места.
•Некоторые дети предпочитают сидеть на расставленных в круг стульчиках. Право выбора, сидеть ли на полу или на стульчиках, остается за детьми.
•Лучше всего проводить групповой сбор подальше от расставленных на полках игрушек и других мест комнаты, где есть много отвлекающих соблазнительных предметов.
•Следует установить одно или два простых правила, помогающие детям вести себя. Правила могут быть, например, такие: «Мы внимательно слушаем друг друга», «Говорим по очереди».
•Не следует использовать время группового сбора для того, чтобы научить детей каким-то конкретным навыкам. Это время для того, чтобы вместе спеть, поиграть, посмеяться, послушать сказку, спланировать то, чем отдельные дети или вся группа будут сегодня заниматься, обсудить, что интересует детей, распределить обязанности на день.
•Начинайте групповой сбор с достаточно веселой, но не буйной игры, которая не требует особой концентрации внимания, но побуждает сидеть на своем месте.
•Обязательно включайте в общий круг всех присутствующих в группе - помощника воспитателя, гостей. Это позволит перераспределять внимание, делать передышки, дать детям возможность слышать других людей.

Педагог – психолог:_______ Захарова А.А.
Если дети во время мероприятий отвлекаются Чаще всего причиной того, что дети начинают отвлекаться, болтать и драться между собой, является скука. Поэтому не забывайте, что групповой сбор должен быть коротким, динамичным и интересным. Детей, которые обычно всегда задевают и отвлекают друг друга, сажайте подальше друг от друга. Начинайте сбор, не дожидаясь, пока усядутся и замолчат все. Чтобы привлечь внимание детей, сначала повысьте голос, но потом, как только заметите, что часть детей угомонилась и начала слушать, говорите спокойно. В самом начале напомните детям, что у них будет возможность высказаться сразу же, как только закончите говорить вы. Для привлечения внимания детей используйте невербальные средства - жесты. Например, сигналом «внимание» может стать поднятый палец. Это позволит вам лишний раз не прерывать разговор. Всегда старайтесь давать детям больше возможности говорить и двигаться. Добивайтесь их активного участия во время сбора.
Если детям трудно сидеть спокойно
По целому ряду причин некоторые дети не в состоянии неподвижно усидеть на месте больше нескольких минут. Это создает проблемы как для самих детей, так и для остальных участников общих мероприятий: первые не могут сосредоточиться на теме сбора и отвлекают своим поведением остальных.
Советы воспитателю в этом случае следующие:
•Приготовьте для таких детей спокойное занятие, где надо было бы немного двигаться, например пазлы или материалы для рисования на столике рядом, где ребенок не отвлекал бы других детей. Это проявление индивидуального подхода к ребенку, удовлетворение его насущных потребностей, но не поощрение и не наказание.
•Если другие дети тоже захотят заняться этим не основным занятием, объясните им, что тот, кто сейчас выполняет другое задание, получил его потому, что ему пока трудно сидеть спокойно на одном месте, но что скоро он научится и сможет сидеть со всеми вместе. Тем детям, которые сидят спокойно, скажите, что это прекрасно, что вы очень рады, что они так хорошо работают вместе со всеми, это очень вежливо и хорошо по отношению к другим.
•Некоторым подвижным детям помогает, если во время общего сбора они сидят на коленях у кого-либо из взрослых.
•Пусть неусидчивые дети начинают участвовать в групповом сборе вместе с другими детьми, а потом, когда вы увидите, что их терпение на пределе, предложите им на выбор - заняться чем-нибудь другим или же побыть еще немного вместе со всеми. Промежуток времени, в течение которого такой ребенок сможет оставаться вместе с другими детьми, должен постепенно увеличиваться, если, конечно, вы работаете над основными причинами проблемы.
•Если, несмотря на то что он получил отдельное задание, неусидчивый ребенок продолжает отвлекать на себя внимание всей группы, другой взрослый (тот, что наблюдает) должен увести его в другое место - туда, где его не будут видеть и слышать остальные дети, и дать ему возможность продолжать свое занятие в уединении. Взрослый должен приглядывать за ребенком, но при этом стараясь обращать на него как можно меньше внимания: ведь часто цель детей, которые плохо себя ведут,— это как раз привлечь
его к себе. Скажите ребенку, что он сможет вернуться в группу сразу, как только почувствует, что может спокойно работать вместе со всеми. Когда же ребенок вернется и просидит несколько минут спокойно, похвалите его от души.

Педагог – психолог:_______ Захарова А.А.
Рекомендации психолога Маленькие хитрости
Каждый день приносит много сюрпризов и детям, и взрослым, так как живые и непосредственные дети умеют создавать трудности. К тому же прямые указания на то, что можно, а что нельзя делать, в отношении детей часто оказываются неэффективными. Поэтому воспитателям часто приходится изобретать маленькие хитрости, чтобы общее мероприятие прошло хорошо. Если вам нужно рассадить детей, до начала общего мероприятия обойдите детей и наклейте им на запястье наклейку с порядковым номером.
Это можно сделать и раньше, когда вы только еще встречали детей утром. В этом случае это действие вызовет веселое настроение с самого утра - все будут ходить с яркими наклейками. Когда придет время для рассаживания, объявите: сегодня рядом со мной слева садится тот, у кого номер 1, а справа - тот, у кого номер 15. «До начала мероприятия раздайте или предложите детям взять самим половинки разрезанных картинок (сердечек, цветков и пр.). Для того чтобы устроиться в общем кругу, детям нужно будет найти свою пару и сесть рядом.
Разложите заранее именные подушечки детей. Это предопределит способ рассаживания, но будьте готовы к тому, что все же последуют некоторые перемещения. Предупредите детей заранее, что сегодня условием рассаживания на круг будет чередование мальчик - девочка. Таких способов можно придумать достаточно много, и все же не забывайте, что на такие мероприятия дети собираются, чтобы побыть среди друзей. Значит, не стремитесь все регламентировать и упорядочить, пусть садятся там, где хотят.
Во время общих мероприятий обычно используется много различных материалов - картинки, игрушки, предметы из центров активности. Чтобы дети могли принять решение о том, что же они хотят делать, о чем узнать, потребуются дополнительные вопросы. Очевидно, что в каждой ситуации и для каждой возрастной группы эти вопросы будут иметь свои особенности. Важно не просто помнить о том, какие вопросы задать, а быть готовым «играть вопросами». В этом случае они превращаются в увлекательную игру «Вопросилию», а общение становится познавательно-деловым.

Педагог – психолог:_______ Захарова А.А.