Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ


Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ
Чепикова Наталья Вячеславовна
Учитель-логопед МАДОУ д\с№46 СОП№1
Г.РевдаВ последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя- логопеда и воспитателей ДОО.
Основные требования к созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей.
Функции воспитателя:
1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.
3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.
4. Формирование связной речи
5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,
побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,
создавать ситуацию общения,
формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи,
привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове,
проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,
привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Воспитатели не должны:
торопить ребенка с ответом,перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи,
заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками;
давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.
Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.
2.Требования к речи воспитателей
Основной социальной потребностью, возникающей уже на первом году жизни ребенка, является потребность в общении. Условием своевременного формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у них речевых нарушений является речь взрослых.  Поэтому, высоки требования к речи современного воспитателя , начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального комфорта, т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен. 
Речь воспитателя должна быть:
Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи
Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.
Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.
Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.
Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.
Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).
Звукопроизношение четким и правильным.
Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.
 Требования к речи воспитателя детского сада
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
  Некоторые недочеты речи педагогов:
  Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
  Невнятность произношения;
  Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
  Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп; 
  Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
  Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
  Употребление в речи слов – паразитов;
  Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
  Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;
  Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;
  Произнесение слов с неправильным ударением;
  Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
  Частое употребеление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
  Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
  В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
  Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
3.Использование в работе игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Одним из 5 направлений ФГОС, в соответствии с которыми мы сейчас строим свою работу, является речевое развитие.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Дорогие воспитатели! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.
Игра «Я знаю пять названий…»
В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящиеся к данному обобщающему слову. Игру «По цепочке» мы предлагаем детям 4-5 лет (усложнение игры «Я знаю пять названий…»). Задача игры – подобрать как можно больше слов на заданную тему.
Давайте все встанем в круг, возьмем мяч и будем передавать его из рук в руки, подбирая слова на темы:
-Художественные произведения с участием богатырей;
-насекомые
-певцы и певицы России.
Усложнение: оперные исполнители России (Галина Вишневская, Любовь Казарновская, Дмитрий Хворостовский, Елена Образцова, Федор Шаляпин, Сергей Лемишев, Анна Нетребко, Николай Басков).
Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в игре? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!
Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом».
Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.
И для вас, коллеги, я подготовила такие задания:
-Часы, которые помогают проснуться;
-утренняя еда;
-большая ложка, помощью которой наливают суп;
-Это - настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума. (книга)
-Назовите, одним словом самые древние на Земле подарки? (украшения).
-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок).
-Здесь акулы и гориллы, и большие крокодилы… (Африка).
-Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
-Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
-Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)
-Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
-Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин).
-Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации.
В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми.
Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:
Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?
…сладкий ли чай?
. крепко ли завязана веревка? и т. д.
А вас, коллеги, я попрошу разделиться на две команды, и придумать по 3 варианта разрешения проблемных ситуаций:
1. Если мне заведующая не подпишет заявления на отпуск;
2. Если бы я нашла в кармане у мужа чек на покупку женского парфюма.
Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы (существительные, слова-признаки (прилагательные, слова-действия (глаголы). Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи.
И я вам предлагаю, снова поделиться на 2 команды. Предположим, что Вы сегодня работаете во вторую смену. Опишите свой день до конкретного момента:
Одна команда – только существительными;Вторая команда – только глаголами.
На сайте нашего ДОУ размещены варианты игр для развития речи детей с учетом возраста, которые вы можете использовать в работе и рекомендовать родителям.