Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Охочевская средняя общеобразовательная школа»








Преемственность
начального и основного общего
образования в условиях реализации
ФГОС











Грязева Л.В.

Учитель начальных классов





2016 г


Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, - сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, личность, готовую к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких.
Слайд (модель выпускник начальной школы)
Государство не только предъявляет высокие требования к образованию, но и даёт инструмент реализации этих требований – это Федеральный образовательный стандарт.
Слайд 1
Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.
Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.

Слайд 2
В основе ФГОС лежит принцип:
Единство преемственности и развития.
преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах);
обеспечивает преемственность, как ступеней образования, так и всей системы основных образовательных программ – от дошкольных до профессиональных.

Слайд 2 б
Стандарт направлен на обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся;
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.

Слайд 3 б
Что такое преемственность
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.

Слайд 4
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребёнка.

Слайд 4 б
Преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого. Связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

В своей книге «Разговор с молодым директором школы» великий педагог В.А.Сухомлинский обращает внимание на то, что

Слайд 5 б
«главная задача начальных классов - это научить ребёнка учиться. В начальных классах мы робко и несмело даём в руки ребёнку этот инструмент, который необходимо постоянно совершенствовать, чтобы он работал надёжно. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребёнка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его надо постоянно налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребёнка сломался и только поэтому ребёнок не может дальше учиться».

Сразу возникают вопросы:
Почему же инструмент (умение добывать знания) в среднем звене даёт сбои?
Почему некоторая часть обучающихся из успешных переходит в менее успешные, из послушных превращается в нарушителей дисциплины? В чём причины?
А их оказывается целый ряд.
Возраст обучающихся 5-го класса можно назвать переходным к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.
Учебная и социальная ситуация 5-ка ставит перед ребёнком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.

Слайд
Каковы же особенности адаптационного периода?
Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован
в основном на одного учителя, приобретал знания в одном кабинете, требования к ведению тетрадей были одинаковы.
Возросший темп работы. Дети, не умеющие быстро писать и читать, не успевают.
Возросший объём работы как на уроке, так и дома.
Новые требования в оформлении работ.
Необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию и работать с ней.
Возникшая большая самостоятельность и ответственность. Порой 5-ники не
знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существует ограничение этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова – синонимы, ровно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из – за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушителями дисциплины.
Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые»
уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, устанавливают причинно – следственные связи, вступают в учебную дискуссию, спорят с товарищами, отстаивают свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложнее. Однако же мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными лозунгами становятся «Отвечай только, подняв руку»!, «Никаких споров»! Это слишком шумно. К тому же придётся удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. Куда проще сказать: «Молодец! 5» или «Неверно! 3»
Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на
предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.
Если действия учителей согласованы, то детям будет несложно привыкать к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам.
Если же нет, то ребёнок решает для себя задачу: как выстраивать модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке. Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников.

Особую роль стоит отвести классному руководителю. В начальной школе учитель выполнял функции и учителя, и классного руководителя и контролёра. При переходе в 5-й класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только 5-ник в целом. Поэтому у некоторых детей создаётся впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно и «похалявничать» и что-то не сделать – в общей массе без особого контроля это может пройти незаметно.
С другой стороны – появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребят на всех переменах, не все классные руководители, получая 5 класс, в полной мере организуют досуг после уроков, и как следствие у некоторых детей начинается регрессия, а у других наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения.
Всё это серьёзно связано с возросшей нагрузкой на психику подростков. Даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней – всё это является сложным испытанием для психики школьника.
Следует учесть и начало полового созревания подростка. Это влияет и на темп их деятельности. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, бывают раздражительны, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенно снижается интерес к учебной деятельности. Подростка волнует больше интенсивное расширение контактов, обретение своего «Я» в социальном плане. В этом возрасте в классе формируются отдельные группки по интересам и здесь задача классного руководителя, педагогов, работающих в 5-м классе, направить эти микрогруппки в нужное русло, задействовать их так, чтобы получился положительный результат.

Я не зря столько вашего внимания уделила особенностям адаптационного периода. Нам, учителям начальных классов, выпускающих 4-ков в новое звено, также не следует забывать об этом. Я возвращаюсь к основанию преемственности по требованиям ФГОС – формирование умения учиться. И ещё раз обращаю внимание на единство действий педагогов всех ступеней образования.
Вы видите их на экране.

Слайд 6
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

Слайд 6 б
Приоритетная цель школьного образования:
развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
проектировать пути её реализации,
контролировать и оценивать свои достижения
научить учиться.

Слайд 7

·Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний в рамках отдельных дисциплин.

Слайд 7 б
Овладение обучающимися УУД создаёт возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.

Слайд 9
в широком значении и более узком (психологическом значении
термин «универсальные этот термин можно определить как
учебные действия» совокупность способов действия ученика
означает умение учиться
Слайд 10
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка
НОО ООО
обеспечить познавательную мотивацию обеспечивать личностное
и интересы обучающихся, их готовность самоопределение обучающихся:
и способность к сотрудничеству и формирование нравственной,
совместной деятельности учения с мировоззренческой и гражданской
учителем и одноклассниками, позиции, профессиональный выбор,
сформировать основы нравственного выявление творческих способностей
поведения, определяющего отношения учеников, развитие способностей
личности с обществом и окружающими самостоятельного решения проблем
людьми. в различных видах и сферах
деятельности.
Слайд 10 б
Итак, начальная школа призвана учить ученика учиться, а ООО должна учить ученика в общении.
Один из разделов программы - это раздел планируемые результаты

Слайд 11
Личностные результаты Самоопределение, смыслообразование, нравст-
венно-этическая ориентация

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Целеполагание, планирование, осуществление
учебных действий, прогнозирование, контроль
и самоконтроль, коррекция, оценка,
саморегуляция
Познавательные УУД Общеучебные, знаково-символические,
информационные, логические
Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество,
планирование учебного сотрудничества,
взаимодействие, управление коммуникацией
Предметные результаты Определены с учётом содержания учебных
предметов
На курсах красной нитью прошли слова: от того, насколько вы правильно сформулируете планируемые результаты, будет зависеть и результат работы на уроке.
Как же мы, учителя начальной школы, формируем УУД в практической деятельности? К сожалению, не было организовано присутствие учителей-предметников на уроках, которые давали учителя нашей начальной школы во время аттестационного периода. Они бы заметили качественное изменение в построении современного урока, во взаимодействии учителя и ученика, в организации парной и групповой работы.
Большое внимание мы стали уделять мотивационному этапу урока, т.е. заинтересовывать детей в изучении материала. Это введение игровых форм, кроссвордов, ребусов, постановка проблемных вопросов, прогнозирование материала и др. Если не создать интерес к изучаемой теме, не будет 100% -го усвоения её.
Например, в уроке по русскому языку по теме «Работа слов» красной линией прошло слово «Родина». В качестве мотивации к изучаемой теме была предложена презентация с фонограммой песни «Широка страна моя родная», в которой показаны богатства нашей Родины, достижения народа, дружественные отношения России к другим государствам. Кстати, состоявшаяся на днях поездка в краеведческий музей города Курска и по историческим местам главного города нашего края стала продолжением темы Родина. Ученик Дрынов Владислав продемонстрировал свою презентацию, где показал малую родину как частицу большой страны, выразил своё отношение к родному уголку.
В уроке по окружающему миру по теме «Твоё здоровье» на этапе мотивации был поставлен вопрос: «Какого человека мы называем здоровым человеком?»
В ходе ответа на него дети конструировали направления здорового образа жизни.
Работая в группах, анализировали выбранные ими направления, доказывали важность соблюдения правил здоровья, приводили сведения из истории (например: как А. Суворов из хилого болезненного мальчика путём работы над собой стал крепким, выносливым человеком, переносившим вместе с солдатами все тяготы военной жизни), делились народными средствами (как предупредить заболевание гриппом), составляли памятки. Анализируя вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), демонстрировали найденные в Интернете фотографии, осуждали действия таких людей.
В конце урока анонимно заполнили кластеры, в которых отметили зелёным цветом те направления здорового образа жизни, которые выполняют всегда, жёлтым – иногда, красным – никогда, оценивали свою работу на уроке, как индивидуальную, так и работу в группе.
Что же стало новым в уроках учителей начальной школы, что должно перейти в среднее звено основной школы?
Большое внимание стало уделяться этапу мотивации (игровая форма, ребусы, кроссворды, загадки, шарады, анаграммы и др.).
В большинстве случаев при определении темы урока дети сами её формулируют, ставят задачи и планируют дальнейшую работу над ней.
Осуществляют прогнозирование материала темы, изучаемого текста, творчески подходят к работе над текстом: сочиняют продолжение произведения или меняют концовку. Отвечая на вопрос: как бы ты поступил, если бы оказался на месте автора?
Очень хорошо помогает моделирование: задачи в схемах, правила в таблицах, создание словарей (например: по русскому языку словарь непроверяемых безударных гласных, по окружающему миру словарь исторических дат и событий, по литературному чтению словарь новых терминов).
Дети учатся анализировать свой ответ, степень своего участия в работе группы, ответ одноклассника, работу класса в целом (оценочные листы).
Обучающиеся получают коммуникативные навыки работы в коллективе: ответственность, умение спорить, выражать своё мнение, принимать и считаться с мнением коллег по цеху, сопереживать.
Многие из детей уже в начальной школе учатся сначала при помощи родителе, затем сами добывать информацию в Интернете, в энциклопедиях, в других источниках при выполнении проектов , при подготовке сообщений к уроку, даже обижаются. Когда не всех успеваю спросить.
Учу обосновывать свою точку зрения, как в суде, без доказательства ничего не принимаем.
Роль учителя сводится к тому, чтобы направлять ребёнка по пути добывания знаний, и при необходимости корректировать действия учеников.

В итоге, передаю класс в среднее звено (по мнению психолога, коллег, работающих в классе), работоспособный, выше среднего уровня, отзывчивый на все добрые начинания, в меру шумный, активный.
Мои пожелания:
Не упустите массового желания участвовать во всех мероприятиях: это и внеурочные занятия, дистанционные и школьные олимпиады, конкурсы, проектная работа, коллективные поездки, школьные мероприятия. Задействованы все. Пусть у каждого из ребят свой потенциал. Зато есть интерес к учению, а не бесконтрольное время провождение.
Обязательно держите связь с родителями, как индивидуально, так и со всем родительским коллективом.
В основном дети учатся на 4 и 5, есть отличники, круглых троечников нет. Нет безразличных учеников, есть немного ленивые. Все разные, особенные, хорошие, желающие и могущие, неравнодушные, «живые». А дальше всё зависит от вас, от вашего неравнодушия и мастерства.
Вывод: Если всё моё выступление выразить на одном листе А 4, то оно будет выглядеть так:
Слайд 12
Преемственность
- это двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает, (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребёнка, т.к. осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесёт ребёнку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя.

Не следует забывать, что 5-ники – народ эмоциональный и во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то и нравится предмет. Это уже более в старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. а пока для них важна забота и внимание со стороны учителя.

Я желаю вам стать близкими друзьями со своими учениками и получать удовлетворение от работы с детьми.
Творческих вам успехов!


15