Подготовительные упражнения для постановки звука с


Занятие 1ТЕМА: Подготовительные упражнения для постановки звука «С»ЦЕЛЬ: Учить ориентироваться в органах артикуляции; формировать знания механизма организации звука и его акустических способностях; формировать правильное произношение звука; Развивать дифференцированные движения артикуляционного аппарата; тренировать слуховое и фонематическое восприятие , наблюдательность, логическое мышление; внимание; Воспитывать трудолюбие, усердие, любовь к родному языку.Оборудование: профиль артикуляции, зеркала, вата, вещи из стекла, дерева, бумаги, железа.ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент
Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятия. Вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям? А у кто имеет речь, кто умеет разговаривать? А для чего нужна речь?
2.Развитие слухового восприятия на не речевые и речевые звуки
Человека окружают различные звуки речевые и не речевые.
Игра: “ Узнай звук”.
На столе вещи из стекла, дерева, бумаги, железа. Объясняется, что эти звуки исходят от действий с различными вещами. Это – не речевые звуки.
Игра “Звукоподражание”.
Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку, кошку, ворону, собаку, корову, свинью, козу). Это речь? Нет. Эти звуки тоже не речевые, это голоса животных, звукоподражания.
А сейчас для сравнения произнесите : а-а-а, у-у-у, т-т-т, м-м-м. Это речевые звуки. Речью обладают только люди. Речь необходима для того , чтобы общаться , передавать жизненный опыт, знания. Так воспитатели и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.
3.Сообщение темы занятия
А сейчас мы познакомимся с органами, которые принимают участие в образованные звуков, слов. Попробуйте сами назвать их.
Демонстрируется схема артикуляционного аппарата и называются его части:
- органы дыхания (легкие).
- голосовые связки . Выдыхаемый воздух заставляет двигаться две натянутые струны – голосовые связки. Рождается голос. (руку на горло – произносим звонкие звуки, затем глухие. Сравниваем.)- ротовая полость: язык (кончик, спинка, корень), твердое и мягкое небо, губы, зубы – верхние и нижние.Игра: « Покажи органы речи на рисунке и на себе».
4. Подготовительные артикуляционные упражнения.
1.Упражнение «Заборчик»: улыбнись так, чтобы зубы были сомкнуты и немного обнажены.
2. Упражнение «Прятки»: высунь широкий язык между зубами, а потом спрячь его за нижние зубы.
3. Упражнение «Ослик»: покажи зубы, спрячь за них язык с изогнутой спинкой и шепотом, а потом громко произносим звуки «и-и-и-и», «ы-и-и-и».
4. Упражнение «Футбол»: открой рот, скрути язык в трубочку , положи на нижнюю губу и подуй на мячик так, чтобы воздух шёл на кончик языка, а мячик катился в ворота.
5. Формирование правильного произношения звука [С].
А теперь мы попробуем научиться правильно произносить один из интересных звуков, но чтобы знать какой, послушайте стишок и скажите, какой звук здесь слышится чаще всего.
На сосне сидит сова,
Под сосной стоит лиса.
На сосне сова осталась,
Под сосной лисы не стало.

6.Характеристика звука «С» за артикуляційними и акустическими признаками.
Артикуляция звука С:
- губы растянуты в улыбке;
- зубы – «заборчик» с щелью;
- кончик языка за нижними зубами;
- воздушный поток холодный, направленный вниз, свист длинный.
7. Развитие фонематического восприятия , наблюдательности.
Игра на звукоподражание.
Вспомни когда в природе мы слышим звучание звука [с].
1.Свистит ветер на улице: с-с-с, с-с-с.
2.Шипит гусь: с-с-с, с-с-с.
3. Шины накачивают насосом: ссс...ссс...ссс.
Дети имитируют ветер, гуся, действие с накачкой колеса насосом.
8. Определение наличия звука [С] среди звуков.
Игра «Поймай звук».
С, г, м, п, р, ы, л, с, б, к, в, д, с.
Игра «Назови слово».
Назвать слова в которых звук [с] стоит в начале слова.
9. Итог занятия.