Методические материалы Каталог хантыйские куклы



Каталог
Хантыйская
народная кукла
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»

2
Каталог : «Хантыйская народная кукла»
Из коллекции учителя технологии Изотовой Ларисы Владимировны и Кабановой Екатерины, ученицы 8 «А» класса
Тюменская обл., Сургутский район., г. Лянтор, МБОУ «ЛСОШ №3»

3
Хантыйская народная кукла
В традиционной жизни ханты рано приобщали детей к изготовлению народной игрушки. Этот вид декоративно-прикладного искусства у обско-угорских народов является особо привлекательным и доступным для детей. Обско-угорская народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Ее мотивы разнообразны, а пропорции четко соблюдены. Цветовая гамма узоров, орнаментация соответствует декору народной аппликации обско-угорских народов. По хантыйской легенде Земля и люди появились в процессе игры. При рождении девочке делали куклу, с которой она могла не расставаться всю жизнь.Хантыйская кукла являлась и как игрушкой и как сакральный предмет, символизируя идею жизни. Кроме кукол людей, существуют и куклы богов. В них вселяются духи, которые защищают людей от болезни, зла, неудачного промысла.Считается, что кукла оберегает жилище.
Куклам ханты никогда не рисовали лица, у них не было рук и ног. Строго определялись размеры: кукла должна быть ростом в ладонь играющего. Она могла представлять собой фигурку женщины, девушки, мужчины, ребенка, старика и старухи. Первую куклу девочкам – ханты шили мать или старшая сестра. Кукла всегда сопровождала ребенка на правах "настоящего" члена семьи. Куклы ходили в гости вместе со своими обладателями, как и люди, привозили с собой подарки, дарили их акань – родственницам и сами получали подарки.
У каждой девочки количество тряпичных Акань в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребенка. Но при этом, куклам никогда не давали собственные имена членов семьи, что было обусловлено стремлением обезопасить живых людей от установления возможной связи с судьбой игрушечного двойника и, тем самым, исключить возможность сглаза и порчи. Акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. По поверьям, одежда "пропитанная запахом живого человека", является его вуджöр (тенью). Считается, что закопав в землю куклу, одетую в такую одежду, можно наслать неминуемую болезнь или даже гибель на её реального "двойника".
В каждом регионе ханты наряжали куклу по-своему. Использовали свои орнаменты, свои навыки.

4
Куклы оленных ханты изготавливаются с применением меха, обычно платье (сак), которое и формирует туловище куклы, изготавливается из меха. В группе рыбаков и охотников для изготовления куклы обычно используется ткань (сукно) с применением меха диких животных. На Тром-Агане и Агане лицо куклы имеет вид сердечка, на Пиме это круг – солярный символ, на Югане это полуовал.
У ханты существует кукла, у которой голова сделана из клюва водоплавающей птицы, с прилегающей к ней шкуркой. Кроме того куклы делались из любого подручного материала, потому что ничего нельзя выкидывать.
Существуют персонажи, которых взрослые запрещали воплощать в куклах – пугающие, отрицательные. Такие, как лесная женщина Порнэ, живущая под корнями деревьев. Порнэ вечно ходила в оборванном платье, была неумёхой, лентяйкой.
В давние времена ханты выдавали замуж девочек с 12 – 14 лет. К этому сроку девочки должны освоить все женские обязанности. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, по ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.
Проживая на многонациональной Северной Земле, где коренными народами являются ханты и манси, мы должны знать и уважать культуру этого народа, сохранять их традиции. А сохранять традиции можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. С помощью куклы мы надеемся обратить внимание жителей на воспитание подрастающего поколения.Публикация фотоматериалов нашей коллекции хантыйской куклы позволит учащимся ближе прикоснуться к истокам национальной культуре, сохранить связь поколений, продолжить вековые традиции хантыйского народа.

5

Кукла «Паки» реки ЮганМатериал: сукно, ситец, мех норки, бисер
Техника: шитьё, шитьё бисером (нашивание)
()

Кукла национальная-девочка
Материал: сукно, ситец, бисер
Техника: шитьё, шитьё бисером (нашивание)

6
Кукла-женщина
Материал: сукно, ситец, тесьма, мех норки, бисер
Техника: шитьё, аппликация, шитьё бисером (нашивание)
Хантыйская девушка в летнем сахеМатериал: ситец, бисер
Техника: шитьё, аппликация, шитьё бисером (нашивание)



Кукла –мужчина в зимней одежде
Материал: сукно, ситец, мех норки,
Техника: шитьё
Кукла АканьМатериал: сукно, ситец, бисер
Техника: шитьё, шитьё бисером (нашивание)


7

Кукла АканьМатериал: сукно, ситец, бисер
Техника: шитьё, шитьё бисером (нашивание)
Кукла (Тром-Аган)
Материал: сукно, ситец, бисер, пайеткиТехника: шитьё, шитьё бисером (нашивание)


8

Лесная женщина – ПорнэМатериал: искусственный шелк, нитки мулине,
Техника: шитьё

Архаичная кукла обских угровМатериал: утиный нос, сукно, ситец, бисер, нить х/б, мех норки
Техника: шитьё, аппликация

9

Кукла-женщина
Материал: сукно, ситец, бисер, мех оленя
Техника: шитьё, аппликация, шитьё бисером (нашивание)
Кукла-женщина
Материал: сукно, ситец, мех оленя, бисер
Техника: шитьё, шитьё бисером (нашивание)


10

Кукла АканьМатериал: ситец, бисер
Техника: шитьё, шитьё бисером (нашивание)

11

Над каталогом работали:
Составители:
Изотова Лариса Владимировна, учитель технологии
Кабанова Екатерина Валерьевна, ученица 8 «А» класса
Фотографии:
Злобина Валентина Владимировна, педагог – организатор
Дизайн: Изотова Лариса Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»