Урок-презентация по русскому языку Сложноподчиненные предложения с разными типами связи (9 класс)


Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»Составила : Баранова Татьяна Витальевна, учитель МКУ СОШ № 9 города Нижнеудинска Цель урока: научиться определять тип подчинения придаточных в составе сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными Повторенье – мать ученьяУкажите тип придаточного в каждом сложноподчинённом предложении: 1. Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.2. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.3. Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.4. Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы.5. Сердце заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.6. Засмеялся он точно сталь зазвенела.7. В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.8. Когда мы подошли к реке, солнце уже взошло, хотя было ещё холодно. Проверим себя:1.СПП с придаточным следствия2. СПП с придаточным причины3. СПП с придаточным образа действия4. СПП с придаточным определительным5. СПП с придаточным времени6. СПП с придаточным сравнительным7. СПП с придаточным степени8. СПП с придаточными времени и уступки




Рассмотрим подробнее это удивительное предложение:Когда?Несмотря на что?Когда мы подошли к реке, солнце уже взошло, хотя было ещё холодно.


Способы подчинения в СПППоследовательное подчинениеНеоднородное (параллельное)соподчинениеОднородное соподчинение Рассмотрим подробнее каждый способ.Внимание! Новое знание!style.textDecorationUnderline

Последовательное подчинение. При последовательном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Придаточные разные по типу.Предполагалось ,что яхта перед выходом в открытый океан остановится в одном из портовых городов, чтобы пополнить запасы воды.[= ], (что….), ( чтобы….).Что?Зачем?



Однородное соподчинение Придаточные части связаны с главной, как однородные члены(относятся к одному слову, отвечают на один вопрос), являются одинаковыми по типу.Доброта – это язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать.[ ], (на котором…. ) и ( который …).Какой?



Параллельное соподчинение.Придаточные части относятся к разным словам главной части, отвечают на разные вопросы, относятся к разным типам придаточных.Что бы ни делал человек, его дела ничего не стоят, если он не выполнит своего долга перед родителями. при каком условии?Когда?(Что…), [ − = ],(если …)



Попробуем сами:Когда ремонт трамвайных путей был закончен когда дорогу залили асфальтом возобновилось движение транспорта. Проверяем себя:Когда ремонт трамвайных путей был закончен, когда дорогу залили асфальтом, возобновилось движение транспорта(Когда…),(когда…), [ ]Когда?


И ещё раз:На другой день она попросила повести ее в поле которое было недалеко от села и к которому примыкал небольшой лес. На другой день она попросила повести ее в поле, которое было недалеко от села и к которому примыкал небольшой лес.[ ], (которое…. ) и (к которому …).Какое?


И ещё:Если приглядеться то можно увидеть как из глубины водяного оконца все время подымается тихая струйка. Если приглядеться, то можно увидеть, как из глубины водяного оконца все время подымается тихая струйка.(Если … ), [ ], (как …).Что?При каком условии?



И в последний раз:Когда я сказал что розы будут цвести все лето если правильно срезать цветы дети были в восторге. Когда я сказал, что розы будут цвести все лето, если правильно срезать цветы, дети были в восторге.(Когда…),(что…), (если… ), [ ]Когда?О чём?При каком условии?




Разберись сам и помоги соседу (работа в парах):Если приглядеться то можно увидеть как из глубины водяного оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.Впереди куда вела дорога было немного светлее потому что хотя небо и закрывали плотные тучи свет безрадостного декабрьского дня еще не сменила ночная темнота.Если человек хорошо поет можно считать что у него есть ключ ко всем сердцам. Самостоятельно (без подсказки):Волчице казалось будто за деревьями стоят люди и будто где-то за лесом воет собака. Мы любим дом в котором живём так как там всё сделано нашими руками. Если человек хорошо поет можно считать что у него есть ключ ко всем сердцам. Мне показалось что когда мы расставались от вас веяло холодом. Итог урока:[ ]., (….)., ( ….).( … ), [ ], ( …).[ ], (…. ), ( …),.Последовательное подчинение придаточныхПараллельное подчинение придаточных (неоднородное соподчинение)Однородное соподчинение придаточных

Домашнее задание:Придумайте и запишите шесть сложноподчинённых предложений с разными типами подчинения придаточных. Укажите у каждого предложения этот тип Молодцы!