Актуальные проблемы в дошкольных образовательных учреждениях в условиях перехода на новые стандарты


«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»
Проведенные в 2012 году исследования показывают, что родители, воспитатели, учителя начальной школы выдвигают разные требования к дошкольному образованию. Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования учесть интересы всех участников образовательного процесса, но прежде всего - ребенка.
ФГОС – нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
СТАНДАРТЫ - это основные правила поведения, законные и правомочные требования.
Основные ПРИЗНАКИ стандартизации образования – объединение ОУ, единая форма, единые требования к учебной и методической литературе, образованию и воспитанию, единый стандарт оценки качества образования от дошкольников, 1 класса до ЕГЭ, публичная отчётность ДОУ, школ, мониторинг.
Стандарты определяют многоканальность финансирования: государство, родители, спонсоры, гранты, проекты, субсидии. ФГОС позволяют конструировать образовательные программы, многократно расширяя возможности педагогов. Стандарты в образовании как и Правила дорожного движения – необходимое благо, конечно не лишенное недостатков. Однако и без стандартов никакая социальная система существовать не может.
ФГОС определяют: цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. На основе ФГОС разрабатываются образовательные программы ДОУ.
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.
Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался, начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.
В связи с переходом на новые федеральные стандарты начального образования возникли проблемы единого понимания определения «уровень готовности детей к обучению в школе» между педагогами детского сада и начальной школы.
Для успешного обеспечения качества системы образования необходима ее непрерывность. В рамках единого образовательного пространства необходимо создание преемственности на всех этапах обучения детей. В условиях введения стандартов нового поколения актуальность проблемы усиливается недостаточной согласованностью в вопросах понимания педагогами ДОУ и школы общего и различного в целях и организации дошкольного и начального школьного образования (приоритетов коллективных и индивидуальных форм обучения, организации и видов работ на занятиях и уроках и т. д.).
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:
Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования.
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.
Цели стандарта:
1. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
2. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам.
Также обоснованы главные принципиальные позиции построения стандарта:
1. Специфика дошкольного детства и поддержка его разнообразия.
2. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
3. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития.
4. Создание благоприятной социальной ситуации развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей.
6. Вариативность организации дошкольного образования.
Самый важный вопрос, который стоял перед разработчиками стандарта – как определить требования к результатам. В результате рабочая группа пришла к выводу, что результаты должны быть представлены как целевые ориентиры. Следовательно, найден принципиально новый подход к результатам дошкольного образования. Изменились и требования к структуре. Определены пять образовательных областей. Важно понимать, что представляют из себя требования к условиям: это требования к кадровым условиям и требования к психологопедагогическим условиям. Безусловно, разработчики стандарта предполагают, что сейчас стать воспитателем в детском саду может только профессионально подготовленный человек. Случайных людей в детском саду больше не будет. Будут только профессионалы, то есть те, у кого есть специальное образование: либо среднее специальное, либо уровень бакалавриата, уровень высшего образования. Необходимо насытить дошкольные образовательные учреждения методическими рекомендациями и методическими пособиями – то есть всем методическим «шлейфом», который идёт за программой, но также обязательно нужно подумать об оснащении предметнопрактической развивающей среды. Это очень важный вопрос, потому что именно сейчас актуален вопрос соответствия того наполнения среды и программы, по которой идёт детский сад.
Требования к результатам определены как целевые ориентиры, и в стандарте две группы требований, две группы целевых ориентиров. С одной стороны, это целевые ориентиры образования в раннем возрасте; с другой – это целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования.
Существуют проблемы внедрения и того, каким образом эти проблемы решать. Первое – это отсутствие на сегодняшний день реестра примерных образовательных программ. Сейчас очень много задаётся вопросов: как же переходить на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, если пока нет примерных программ? Действительно, нет. Основная задача состоит в том, чтобы был создан как можно скорее экспертный совет, разработаны критерии экспертизы примерных программ, и эти примерные программы могли бы поступать на экспертизу и вноситься в реестр примерных программ.
Следующая проблема очень важная. Сейчас существует такое мнение: дошкольное образование, это образование с трёх лет. 67 статья Закона об образовании гласит: дошкольное образование с двух месяцев, именно с двух месяцев, а не с трёх лет. Это связано именно с тем, что в данном случае это государственная гарантия детям с двух лет на получение доступного и бесплатного образования.
Кадровое обеспечение. Это достаточно серьёзный вопрос. Он заключается в следующем. Сейчас согласно исследованиям Института психологопедагогических проблем детства выявлено, что практически во всех регионах, средний возраст кадрового состава воспитателей 50 лет. Не следует относиться к этому как к хорошему или плохому факту, здесь другая проблема: возможен массовый уход на заслуженный отдых через 5–7–10 лет, педагогов из дошкольного образования, и это очень важная ситуация, которая чревата кадровой дырой. Необходимо именно сейчас озаботиться массовой подготовкой воспитателей. Это надо делать именно сейчас, расширяя приём студентов в высшие учебные заведения.
Далее об обновлении системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Стандарт закладывает довольно серьёзную психологическую базу, нужна психологизация образования педагога. И в этом смысле необходимо обновление стандарта высшего профессионального образования, стандарта среднего образования, но на это понадобится время.
Неравномерное развитие отдельных форм – тоже довольно серьёзная проблема. А заключается она в следующем. Есть формы, которые развиваются, например группы кратковременного пребывания, а есть формы, которые развиваются очень трудно: частные детские сады, семейные группы. И вот эта неравномерность опять же приводит к тому, что необходимо стимулировать развитие частного сектора, чтобы у родителей, всегда был выбор, куда отдать ребёнка: муниципальный детский сад, семейная группа, частный детский сад.
Отсутствие научных основ обновления дошкольного образования. Сейчас встаёт задача – задача обновления дошкольного образования.
Безусловно, нельзя не сказать о развитии инклюзивного образования. Инклюзивное образование вошло в закон впервые, ранее нормативного поля у этого понятия просто не было. Помимо инклюзивного образования есть ещё специальное образование, и одно другого не исключает. Инклюзивное образование и специальное образование должны развиваться рука об руку и идти вместе. Нужно исключить перекосы, когда механически вводится инклюзивное образование, и при этом совершенно спонтанно, необдуманно закрываются специальные группы в детских садах. И в связи с этим возникает серьёзный вопрос кадров. Кто работает в инклюзивной группе, переводя на наш нормативный язык – в группе комбинированной направленности, достаточно ли образования у этого специалиста? Здесь дефектологическая подготовка должна быть у каждого специалиста, который так или иначе связан с детьми с отклонениями в развитии, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому и логопедическая служба, и психологическая служба, и дефектологи, которые работают сегодня в группах компенсирующекомбинированной направленности, ни в коей мере не должны сокращаться, а наоборот, эти службы должны развиваться и число этих специалистов должно расти.
Не только примерные программы нужны сегодня в детском саду. За примерной программой пойдёт целый поток методических пособий, пособий для воспитателя, пособий для музыкального руководителя, пособий для логопеда, пособий для психолога и так далее, вплоть до пособий для родителей. Этими проблемами тоже нужно заниматься сейчас, не откладывая их на потом.
Сегодня существует серьёзнейшая проблема сетевого взаимодействия, взаимодействия между образовательными организациями дошкольного образования и дополнительного образования, дошкольного образования и начальной школы, дошкольного образования и другими не образовательными организациями, – скажем, музеями, спортивными комплексами и так далее. И здесь есть огромный ресурс для развития и тех, и других образовательных организаций.
Таким образом, актуальная для родителей и школы проблема готовности ребенка к школе решается не на привычном уровне (умение считать, писать, логически мыслить), а на уровне развития комплекса социальных, интеллектуальных, личностных, физических качеств ребенка. Социальным эффектом модели предшкольного образования станет смена позиции родителей из наблюдателей в активных помощников.
И, конечно, решающую роль в решении назревших проблем дошкольного образования должны сыграть государство и общество.
 Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей по предшкольному образованию является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем, участия в  методических объединениях, семинарах, совместного проведения родительского собрания, взаимного консультирования, изучения программы воспитания в детском саду и программы в 1 классе.
     Воспитатель и учитель имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема предшкольного образования может быть успешно решена при тесном взаимодействии воспитателей, родителей, учителей. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения этой задачи.