Конспект урока по окружающему миру на тему Органы пищеварения. Как питались наши предки. (3 класс)


Тема урока: «Органы пищеварения. Как питались наши предки».
Цель урока: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.
Задачи урока:
- познакомить учащихся со строением и функциями пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;
- составить с детьми правила правильного питания;
- развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью.
Дата проведения: 05.02.15
Место проведения: МОУ СОШ № 15
Оборудование:
- учебник для 3 класса «Окружающий мир» О.Т. Поглазова;
- рабочая тетрадь на печатной основе;
-таблица пищеварительной системы;
-картинки продуктов питания.
Этапы Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Орг. момент 1 мин -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
-Мы продолжим «путешествие» по нашему организму. Приветствуют учителя.
II.Проверка домашнего задания. 5 мин -Ребята, но прежде чем начать, давайте приступим к проверке вашего домашнего задания, для этого ответьте на вопросы:
- Это плотный мускулистый мешок размером немногим больше кулака. Этот «мешок» всё время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни минуты.
-В каком самом крупном сосуде течет артериальная кровь?
-Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, несущие кислород и питательные вещества в каждую клетку нашего тела?
- По каким сосудам течет венозная кровь?
-Как называются красные клетки крови?
-Как называются клетки крови, пожирающие микробов?
-Какие органы очищают кровь?
-Какие вещества удаляет печень из крови?
-Какие органы выводят из организма углекислый газ? - Сердце
-Аорта
- Капилляры
-По венам
-Эритроциты
-Лейкоциты
-Печень
-Микробы, ядовитые вещества
- Легкие
III. Сообщение темы и постановка целей урока. 3 мин -Ребята, а для чего человек ест?
-А какие органы помогают человеку, чтобы он питался? Ответить нам на этот вопрос помогут загадки.
Загадки:
1)Отворю я хлевец, выпущу стадо белых овец.
Когда мы едим—они работают.
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить— они заболят.
2) Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
3) Яма с красными краями,
Неподвижно в этой яме
В два ряда над рядом ряд
Колья белые стоят.
Предположите, о чем пойдет речь на уроке .Тема урока: "Органы пищеварения."Какое значение в жизни человека имеет питание? Долго ли человек и другие живые организмы могут обходиться без пищи? (Существуют примеры, что человек выжил без пищи около 30 дней, а в норме человек должен питаться регулярно 3-4 раза в сутки). Любое движение нуждается в топливе. Автомобилям нужен бензин. Растениям нужны почва и солнечный свет. Для нас топливом является еда. Двигаться в нашем случае - означает быть живым человеком. Мы нуждаемся в постоянном питании, так как всё время расходуем нашу энергию.
-Что ещё необходимо человеку и животным для жизни? Для роста, движения, работы.
-Зубы;
-Язык;
-Рот;
- О пищеварении.
Воздух, для того чтобы жить, человек должен дышать.
IV. Изучение нового материала. 19 мин Вступительная беседа по вопросам:
-Какой должен быть состав пищи?
-Расскажите, что вы ели на обед?
-На какие две группы можно разделить эти продукты?
-Укажите стрелкой, какие продукты -растительного происхождения, а какие - животного?
Животного - хлеб Растительного -
колбаса
молоко
сахар
яйцо
лук
слива
говядина
соль
Работа по учебнику (ч.2 с.25-26)
Беседа по вопросам:
-С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества. Какие же это вещества?
-Какие органы входят в пищеварительную систему? Какие функции они выполняют?
Работа по таблице строения и функций пищеварительной системы. Карточки обозначения органов пищеварения.
-Во всех продуктах питания есть определённые группы веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Соли кальция и фосфора входят в состав костей, железо - в состав крови.
Практическая работа
В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы. Таким образом, можно разделить все продукты. Проделаем это коллективно (с опорой на иллюстрацию в учебнике.)
ЖИРЫ БЕЛКИ УГЛЕВОДЫ
растительное мясо хлеб
масло рыба морковь
сливочное яйцо картофель
масло молоко яблоко
торт творог геркулес
сметана апельсин
ВЫВОД: все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу, можно разделить на три основные группы: белки, жиры и углеводы.
-Зачем они нам нужны?
БЕЛОК - строительный материал для клеток.. Нужно чтобы вы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться.
Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже
Есть он и тебе поможет.
УГЛЕВОДЫ - топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы.
Фрукты, овощи и крупы-
Удивительная группа-
Нам в тепло и в непогоду
Поставляют углеводы,
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
ЖИРЫ - продовольственные и топливные склады(склад еды, топлива, одежды),прежде всего, строительный материал для мозга и нервной системы.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
-Ребёнок должен получать 80 г белка в день. Если белка недостаточно, то развивается малокровие, происходит задержка роста, наблюдается слабая сопротивляемость инфекциям.
-Расскажите о своём любимом блюде. Чем оно полезно?
-Может ли человек питаться однообразно?
-Питание должно быть разнообразным. Такое питание называется сбалансированным
Какой вывод можно сделать?
Чтобы быть здоровым, надо питаться разнообразно, есть больше овощей, фруктов, кисломолочных продуктов!
Полноценная еда
Хороша для нас всегда.
Фрукты, овощи всегда-
Вот отличная еда.
Будет разная еда-
Бодрым буду я всегда.
-Трагической была судьба экспедиции знаменитого русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику .В течение длительного времени участники экспедиции питались солониной, консервами, сухарями, сахаром. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молока. Через некоторое время люди заболели появилась сильная слабость. зубы стали выпадать, пропал аппетит. Многие участники экспедиции, в том числе и её руководитель Георгий Седов, погибли от авитаминоза. Те участники, которым удалось вернуться, как только начали питаться свежим мясом, овощами, фруктами, быстро поправились.
Самостоятельная работа по тетради №2 (Задание 16 с. 8). Ответы детей.
- Животного и растительного происхождения.
Выполняют задание.
Чтение статьи.
Выполняют практическую работу с опорой на учебник.
Выполняют самостоятельную работу.
Физминутка1 мин Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись. Выполняют разминку.
8 мин
КАК ПИТАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ?
Работа по учебнику: чтение статьи. (с 29-31) Вопросы.
-Простые люди питались умеренно, более здоровой и полезной пищей, чем богатые.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна-в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришёл на стол он.....(хлебом).
-Что ещё можно приготовить из муки? Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Хлебушко-пирогу дедушка.
Без печки холодно, без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Покуда есть хлеб и вода, всё не беда.
-Хлебу не менее 15 тысяч лет и "изобрели" его египтяне. Хлеб - очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.
Сегодня мы ответили на многие вопросы по организации правильного питания. А какие правила поведения за столом во время еды
вы знаете?
Правила хорошего тона.
-Никогда не набивайте пищей полный рот. Вам некуда торопиться.
-Не глотайте до тех пор, пока всё как следует не прожуёте.
-Когда жуёте, рот должен быть закрыт. С открытым ртом Вы будете чавкать.
-Не разговаривайте, когда жуёте. Можно начать говорить , если во рту уже ничего нет.
-Пока вы полностью не проглотили, не кладите в рот следующий кусок.
-Пейте только тогда, когда во рту уже нет пищи. Не старайтесь с помощью питья проглотить еду, которую плохо прожевали.
-Тогда не будет никогда ни отрыжки, ни боли в животе от большого количества газов. Чтение статьи, ответы детей на вопросы.
V. Повторение и закрепление пройденного. 5 мин -Ребята, так какие органы пищеварения вы теперь знаете?
-Какие функции они выполняют?
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Всем, без исключения,
В этом нет сомнения.
Согласны вы с таким высказыванием?
Игра "Объяснялки".
Угадайте, о чём идёт речь?
1).Так зовут куклу - маленького мальчика и это растение.
2).Греки вручали олимпийцам венок, сплетённый из неё.
3).У неё едят и вершки и корешки.
(о петрушке).
1).Этот овощ за свою жизнь три раза имя меняет. (Лук-чернушка, севок, репка).
2).С перьями, а не птица, в чешуе, а не рыба.
3).Каким овощем был сказочный Чиполлино?
(о луке).
1).Этот овощ давали поклевать петухам перед петушиным боем, чтобы дрались задорнее.
2).Им кормили рабов в Древнем Египте и воинов в дальних походах.
3).Этот овощ врачи советуют есть, чтобы не заболеть гриппом.
(о чесноке).
1).Мангольд - это её родственница, у неё едят листья, а у этого овоща-плод.
2).Когда раньше не было румян, розовый цвет щекам можно было придать, натерев их этим овощем, разрезанным пополам.
3).Этот овощ делает чай сладким.
(о свекле).
1).Плод этого растения может быть ведром, бутылью, барабаном и бочкой для засола огурцов.
2).Крупнее этих плодов нет на свете, бывают они до 100 кг весом.
3).Из неё волшебница сделала карету для Золушки.
(о тыкве).
1).Это растение прибыло к нам из Южной Америки. Индейцы называли его "ахи" и использовали вместо соли.
2).Бывает чёрный, бывает красный - горше полыни, острее ножа.
3).Для украшения стола плоды этого овоща - жёлтого, зелёного, красного цвета - хозяйки нарезают кольцами.
( о перце)
Это интересно!
Средний человек съедает за свою жизнь примерно 50 тонн пищи и выпивает 42000 литров жидкости Ответы детей.
VI. Итог урока.
Домашнее задание. 3 мин -Ребята, так какую тему сегодня на уроке мы изучали?
Рабочая тетрадь № 2 задания (17, 18, 23). Учебник с. 25-31, дополнение с.156, 158.
-Ребята, мне было приятно с вами работать, всем спасибо, урок окончен. Записывают домашнее задание в дневник.