Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по теме Причастие


Запись о среднесрочном планировании по русскому языку в 7 классе
Для реализации идей, заложенных в основе новых подходов в преподавании и обучении, в период педагогической практики в школе я выбрала 7 «Б» класс, так как в этом классе у меня классное руководство, следовательно, я хорошо знаю ученический и родительский коллектив. В классе 25 учеников, из них 10 мальчиков и 15 девочек. Дети обучаются вместе с 1 класса, что способствовало формированию довольно дружного коллектива. И всё же можно наблюдать более тесное общение группами по интересам. Проведённое анкетирование показало, что ярко выраженных лидеров в классе нет. Уровень мотивации к обучению средний. Большинство детей активные, любознательные и с интересом занимаются на уроках, но только при условии, если им хорошо понятны задания и чётко даны шаги по выполнению этих заданий, а иначе отвлекаются от учебной деятельности. Однако есть дети с высоким уровнем тревожности при обучении, с низким интеллектуальным уровнем, с бедным словарным запасом, препятствующим участию в диалоге на уроке.
Начав работу по среднесрочному планированию, я учитывала возрастные и интеллектуальные возможности детей, поэтапно расписала, какой мне нужен результат по каждой теме с учетом внедрения в процесс урока идей семи модулей, какие методы, приемы и формы организации я бы смогла использовать на каждом этапе урока в данном классе, чтобы развить познавательные способности. И решила все уроки провести через технологию критического мышления и все семь модулей пронести через него. Особое внимание уделила оцениванию, считая, что одинаково важно как суммативное, так и формативное оценивание. Включила в планирование игровые моменты, обязательную групповую работу на каждом уроке, причём деление на группы планирую на каждом уроке, чтобы научить общаться каждого со всеми учениками в классе. Учитывая недостаточный уровень развития речи детей, включила в уроки работу в парах, творческие задания и другие приёмы, формы организации деятельности, способствующие ведению диалога. Чтобы заинтересовать учеников, планирую использовать презентации на каждом уроке, отдельные задания для детей с высокой и низкой мотивацией обучения. Каждый урок заканчивать рефлексией, стараясь разнообразить используемые приёмы.
Урок №1.
Тема урока: Причастие как особая форма глагола. Свойства имён прилагательных и глагола у причастия
Цель урока: знакомство учащихся с новой частью речи- причастием, отличительными признаками причастия как части речи.
Ожидаемый результат: учащиеся знают грамматические признаки причастия; свойства прилагательного и глагола у причастия
умеют находить причастия в предложениях;умеют отличать причастие от прилагательного и глагола;
умеют конструировать предложения с включением причастий,редактировать предложения с причастием, умеют отразить информацию в кластере. ;
учатся сотрудничать в группах, оценивать работу группы через «Листы оценивания»(критериальное оценивание).
Ресурсы: тетради по русскому языку, учебники, стикеры со словами для деления на группы, оценочные листы с критериями оценивания, листы с текстами грамматической сказки, кластер (начало), листы с предложениями, карточки оценивания «Светофор», стикеры для формативного оценивания, Интерактивная доска, «Коробка сюрпризов», постер «Дерево».
Этапы урока
Активные формы работы.
Содержание урока. Как используется оценивание. Как вовлекаются талантливые и одаренные. Как преодолевает
ся языковой барьер. Обратная связь.
Рефлексия.
1.Организацион
ный этап. Эмоционально-психологический настрой.
2.Актуализация.
3.Формирование новых понятий и способов действия.
4.Применение. Формирование умений и навыков.
5.Информация о домашнем задании
6. Рефлексия
М-4 Звучит музыка П.Чайковского. «Круг радости».
М-1, М-6
Деление на группы «Части речи»
(имя сущ-е, имя прилаг-е, глагол, местоимение, имя числит-е).
М-1-ГР, М-6 Дать определение своей части речи.
М-1-ГР, М-2, М-6
Сравнить три слова:Что у них общего и чем они различаются? Определить часть речи слов:
красный, краснеть, краснеющий.
М-1-ГР, М-2,6
Работа с текстом. Грамматическая сказка. «Сказка о причастии». Прочитать сказку, перевести на язык науки и закончить кластер «Признаки прилагательного и глагола у причастия».
М-4, М-5 Презентация «Причастие как особая форма глагола»
М-1-ГР,2,6 Опираясь на текст сказки и кластер, закончите автобиографию Причастия (в каждой группе своё).
Парная работа. Составить предложение с причастием.
Сам. работа. Работа с учебником. Упр.62.
Указать причастия («слабые ученики») +морфологические признаки причастия («сильные ученики»).
М-1 , М-2. РР Перестроить предложения так, чтобы в них было причастие. Составить текст. Предложения написаны на листах А-4.
М-2, 5,6 1.П-5,6,7. Упр.51.
2.Грамматическая сказка о причастии (по желанию).
М-1, М-2, М-6
Постер. «Родословное древо причастия». Словесная похвала.
ФО «Светофор».
ФО Лист оценивания(ЛО) ГР.
ФО «Лишний балл группе».
ФО «Светофор». ЛО
ФО «Светофор».
ФО «Светофор».
ЛО
ФО«Три хлопка».
СО Самопроверка через Интерак. д.
ФО «Светофор». ЛО
ФО «Две звезды и пожелание». Роль консультанта при работе с листом оценивания.
Роль конс-та по составлению кластера.
Выраз. чтение сказки.
Компьют. през-я
(опережающее задание).
Роль консультанта.
Роль консультанта.
Добрые пожелания.
Критериальное оценивание
Кластер
Грамм. сказка
Автобиография
Аппетит
«Светофор» (критериальное оценивание с комментарием).
През-ция кластера.
«Сигнальные карточки»: признаки прилагательного и глагола у причастия.
Приём «Перестрелка» (взаимоопрос между группами: составить по 1 вопросу на уровень восприятия презентации).
Чтение от группы.
Выборочная проверка через приём «Коробка сюрпризов».
Крепят на доску лист с полученным вариантом текста.
Рефлексия. Постер. Укрась дерево плодами.
«Родословное древо причастия». Наполнить яблоки содержанием.
Урок №2.
Тема урока: Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Цель урока: научить согласовывать причастия с определяемым существительным в предложениии., правильно употреблять причастия в речи.
Ожидаемый результат: учащиеся знают особенности склонения причастий, знают стилистическую функцию причастий;
умеют согласовывать причастия с существительными в устной и письменной речи, редактироать текст с причастиями, умеют работать в команде, составлять алгоритм и самооценивать результат своей деятельности на уроке, учатся ценить красоту природы.
Ресурсы: учебники, тетради, листы оценивания(самооценивание), листы с тестом, листы для постеров, для составления алгоритма, фломастеры, линейки, Интерактивная доска, лист со стихотворением, листы «ЗХУ», «Коробка вопросов», мяч.
Этапы урока
Активные формы работы.
Содержание урока. Как используется оценивание Как вовлекаются талантливые и одаренные Как преодолевается языковой, речевой барьер Как устанавливается, что все уч-ся научились тому, что запланировано и что ожидали
1.Организацион
ный этап.
2.Актуализация.
3.Формирование новых понятий и способов действия.
4.Применение. Формирование умений и навыков.
Информация о домашнем задании.
6. Рефлексия.
М-1-ГР Деление на группы по 4. «Осенний букет». (Живые цветы. Встречает учитель).
М-1ГР, М-2 Составить предложение о
букете, чтобы в предложении нашла отражение тема прошлого урока.
М-5,6 Пробуждение интереса. Чтение сказок о причастии (д\з).
М-1,4,6
1.Работа в паре. Рассказ о причастии.
2.Мини-тест с самопроверкой. «Причастие. Признаки прилагательного и глагола у причастия».
3.На доске тема урока. Заполнение 1,2 граф таблицы «ЗХУ».
М-1-ГР, М-2, М-6 «Снежный ком». Просклонять словосочетания (словосочетания предлагают свои). Тема «Осень».
1.Просклонятьсловос-е «прилаг.,прич.+сущ. м.р.»
Записать падежные вопросы к прилагательным, причастиям. Обозначить окончания(к 4-ём сл\с)
2.Просклонять слов-е «прилаг.,прич.+сущ.ж.р.»
3.Просклонять слов-е «прилаг.,прич.+сущ.с.р.»
4.Просклонять слов-е «прилаг.,прич. + сущ.м.ч..»
5. Сформулировать выводы, правила по теме урока (подмостки:-Вспомните условия выбора окончаний прилагательных.Подумайте, почему склоняли в сочетании с прилагательным?)
3. Составление алгоритма
«Правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
Минутка релаксации
М-1,3,5,6,7
Упр.66. Самостоятельная работа.
1 уровень:м-сочинение «Осенний букет,сад».
М-1-ГР, М-5,6,2
Употребление причастий в книжной речи. Работа со стихотворением В.Тушновой «Твои руки».Редактирование текста.
-Поразмышляйте. Как употребление причастий зависит от стилей речи?
М-6,7,5,2
П-8, упр.65
Мини-сочинение «Осенние цветы» с включением в текст причастий.
1.Закончить таблицу «ЗХУ».
2.«Коробка вопросов». ФО «Три хлопка» (оцен-ют учителя)
ЛО(самооц-е).
ФО «Три хлопка».
ФО «Светофор».
СО ЛО(самооц-е) Интерак-я доска (критерии оцен-я по баллам).
ФО ЛО(самооц-е)
ФО ЛО(самооц-е участия в составлении алгоритма)
ФО«Светофор»:
алгоритм на Интерактивной доске.
ФО(самооц-е)
«Поймай вопрос»: прав. ответ,соч.-3б.
ФОСловесная похвала
Роль консультанта.
Сказки.
Роль консультанта.
Роль консультанта. Роль оформителя.
Минутка релаксации
Мини-сочинение «Осенний сад» (включить причастия).
Выразительное чтение стих-я.
Вопрос выс. порядка.
Употребление причастий в речи.
Развитие худож речи учащихся.
«ЗХУ»
«Снежный ком»
Алгоритм
Логически связная речь.
Употребление причастий в книжной речи.
Чтение от группы с комментированием.
Приём «Светофор».
Зел.- написали сказку, крас. – не написали.
«Светофор»-результат самооценивания.
Чтение «ЗХУ».
Презентация выводов по постеру.
Презентация алгоритма.
Проверка «Поймай вопрос» (мяч)
Чтение сочинений.
Вывод учителя. Слова А.Пушкина об особенностях употребления причастий в речи.
1.Чтение «ЗХУ». Таблицы сдают.
2.«Коробка вопр-в».
Урок №3
Тема урока: Действительные и страдательные причастия
Цель урока: познакомить учащихся с действительными и страдательными причастиями, уместностью их употребления в речи.
Ожидаемый результат: учащиеся знают особенности смыслового различения действительных и страдательных причастий, способы их образования,
умеют правильно использовать их в речи, писать изложение по текту с причастиями, проводить самооценивание и взаимооценивание, работать в паре, работать с текстом, выбирая главное по теме, составлять кластер, умеют выражать свои мысли ясно и правильно.
Ресурсы: Учебники, тетради, ЛО(взаимооценивание), лепестки цветка для деления на группы, листы с текстами «Действительные и страдательные причастия», маркеры текстовые, листы для кластера, фломастеры, листы для приёма «Найди ложное утверждение»,листы «Закончить предложение»(на группу) , листы с объявлением, листы для рефлексии, сигнальные карточки «Светофор», Интерактивная доска, текст изложения.
Этапы урока
Активные формы работы.
Содержание урока. Как используется оценивание Как вовлекаются талантливые и одаренные Как преодолевается языковой, речевой барьер Как устанавливается, что все уч-ся научились тому, что запланировано и что ожидали
1.Организацион
ный этап.
2.Актуализация.
3.Формирование новых понятий и способов действия.
4.Применение. Формирование умений и навыков.
5.Информация о домашнем задании.
Рефлексия.
М-1ГР,6 Деление на группы по 4(цвет. полоски Игра «Цветик-шестицветик» с эмоциональной рефлексией в конце урока на лепестках.
М-1,2,3,6
1.Вопрос:«Каков принцип деления на группы?».
(на полосках сл\соч с прич-ем в грамм. форме)
2. ОУ(полготовили). Интерактивная доска. Текст. Вставить окончания причастий. Взаимопроверка по образцу.
3.Сравнить подчеркнутые слов в сл\соч.» «В чём сходство и различия?»(фотография) (Д и С прич
1.Знакомство с новой темой. Приём «Джигсо». Тексты «Действительные и страдательные причастия».
2.Составить кластер «Действительные и страдательные причастия».
3.Возвращение к сл\соч. и фотографиям
«В чем различия подчеркнутых слов?»
Составить предложения по фотографиям с причастиями.
Минутка релаксации
М-1, ГР,ПРМ-2,3,
1. Работа в паре с взаимообменом в группе. «Найди ложное утверждение».
2.ГР Восстановить объявление с включением в текст причастий.
3.Изложение «Осень». Сохранить предложения с ПО.
М-2,5,6,7
1.П-10-14. Упр.68.
2.Составить 5 тестовых заданий по трём темам «Причастие».ОУ.
3.Сочинение «Осенний сад».
Приём «Закончить предложение»: «Я узнал...»
Отразить настроение группы от урока на своём лепестке.
«Коробка вопросов». ФОСловесная похвала.
ФО «Три хлопка».
ФО ЛО (взаимооц-е).
СО ЛО (взаимооц-е). «Светофор».
ФО«Светофор».
ФО «Светофор».
ФО«Большой палец».
ФО ЛО (взаимооц-е).
ФО(взаимооц-е)
«Светофор».
ИД Контроль и оценка знаний
Консультанты (подготовлены заранее).
Компьютерная презентация.
Минутка релаксации
Вопросы выс. порядка.
Консультанты по д\з. Развитие речи
Кластер
Составлениие объявлений.
«Светофор».
Проверка по образцу: Интерактивная доска.
Презентация кластера.
Выборочное чтение с комментированием.
Чтение объявлений.
«Закончить предл-е».
Отразить настроение на своём лепестке группе.
«Коробка вопросов».

Урок №4.
Тема урока: Причастный оборот
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его графическом обозначении, развивать навык употребления ПО в речи учащихся.
Ожидаемый результат: учащиеся знают способы образования причастного оборота, его назначение в речи, условия графического обособления в письменной речи,
умеют правильно использовать в устной речи и графически обособлять в письменной речи; умеют составлять текст с включением ПО (сочинение), проводить самооценивание и взаимооценивание; умеют выражать свои мысли ясно и правильно.
Ресурсы: учебники, тетради, ЛО(самооценивание), листы «Угадай вопрос», листы с текстом и заданием для изучения темы, маркеры текстовые, листы для ответов после анализа текста , фломастеры, сигнальные карточки «Светофор», стикеры для формативного оценивания «Две звезды и пожелание», Интерактивная доска, «Коробка вопросов».
Этапы урока
Активные формы работы.
Содержание урока. Как используется оценивание Как вовлекаются талантливые и одаренные Как преодолевается языковой, речевой барьер Как устанавливается, что все уч-ся научились тому, что запланировано и что ожидали
1.Организацион
ный этап.
2.Актуализация.
3.Формирование новых понятий и способов действия.
4.Применение. Формирование умений и навыков.
5.Информация о домашнем задании.
6. Рефлексия.
М-1ГР
Деление на группы «Конфетки» (награда за активную работу на трёх уроках).
М-1 ГР,ПР, М-2,3,6,7
1. «Коробка вопросов».
2.Приём «Угадай вопрос» по теме 3-х уроков «Причастие». Работа в паре, затем обмен листами на выполнение задания.
2.Сам.работа по тестам, составленным уч-ся дома.
М-1ГР,М-2,3,4,5,6
1.Интерактивная доска. Дано определение термину «причастный оборот» и две схемы (условия обособления ПО).
Работа в группе с текстом «Осень». Выполнить задания по алгоритму на примере одного предлож-я:
1.Найти причастный оборот, опираясь на определение. Обосновать свой выбор. 2.Определить, от какого существительного зависит ПО. 3.Определить позицию ПО по отношению к определяемому слову. 4. Основываясь на итоги 3 пункта и схемы, сделать вывод об условии обособления ПО.
5.Постер «Обособление ПО» (на примере своего предложения).
2.Компьютерная презентация «ПО. Обособление ПО».
Минутка релаксации
М-1ГР,ПР, М-2,3,5
1.Работа в паре.
Самостоятельная работа по упр.71 (1-5 предложения)со взаимопроверкой в паре.
2.Мини- сочинение с грамматическим заданием: включить ПО.
М-1,2,3,6,7
П-9.Мини-сочинение (не менее 8 предложений) на тему «Осень» с включением предложений с причастиями, ПО.Конкурс сочинений.
1.Мини-эссе «Причастие и его роль в нашей речи».
2.«Коробка вопросов». ФО учителя «Светофор».
ФО«Светофор».
ФО ЛО (самооц-е)
СО ЛО (взаимооц-е).
ФО ЛО (самооц-е)
ФО«Две звезды и пожелание».
ФО ЛО (самооц-е)
СО

Роль консультанта.
Составление слайда (ПК).
Конкурс лидеров.
Презентация (опережающее задание) (ПК).
Минутка релаксации
Роль консультанта. «Угадай вопрос»
Развитие речи
Алгоритм.
Развитие речи.
«Коробка сюрпризов» (жетон).
«Поймай мяч» (по 1 ответу от группы).
«Светофор».
Презентация постера.
Конкурс лидеров.
Интерактивная доска. «Светофор».
Чтение по желанию, остальные сдают.
Учитель проверяет, но не делает никаких исправлений в работах. На следующем уроке работа в парах по проверке изложений.
Привлечение одаренных.