Интегрированный урок: математика и развитие речи Знайте правила движения как таблицу умножения (4класс)


Интегрированный урок:
математика и развитие речи.
(4 «А» класс)
Тема урока:
Знайте правила движения как таблицу умножения.
Учитель начальных классов:
Захарова А.Б.
2016
Тема: Табличные случаи умножения чисел 2, 3, 4, 5. Решение примеров и задач.
Тип: комбинированный урок.
Цели: 1. Образовательные.
- Закреплять знание таблицы умножения чисел 2, 3, 4, 5.
- Закреплять навык построения геометрических фигур: прямоугольника, квадрата.
- Знакомить с правилами движения на велосипеде.
- Закреплять ранее изученные правила дорожного движения, знание дорожных знаков.
2. Коррекционно-развивающие.
- Развивать и корригировать навык устного счёта, вычислительные, графические навыки, умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы.
- Развивать и корригировать психические процессы, смекалку, находчивость, память, речевые навыки, самоконтроль.
3. Воспитывающие.
- Воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения, уважение к участникам дорожного движения.
- Воспитывать аккуратность при выполнении заданий, ответственность, усидчивость, уверенность в своих возможностях, трудолюбие.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, «Памятка велосипедиста», видеоролик, индивидуальные карточки.
Ход урока.
1.Организация начала урока. (Слайд 1.)
1.1. Психогимнастика.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: будет интересно!
Будем мы писать, считать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!»
1.2. Запись числа.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишем число. Сегодня 9 декабря. Классная работа.
1.3. Сообщение темы и целей урока.
- Отгадайте загадку:
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой…велосипед. ( Слайд 2.)
- Сегодняшний урок посвящён взаимосвязи математики и правил дорожного движения. (Слайд 3.) Мы будем закреплять знание таблицы умножения чисел 2, 3, 4, 5. Используя математические знания, поговорим о правилах движения на велосипеде, вспомним некоторые правила дорожного движения, дорожные знаки.
2.Подготовка к усвоению материала.
2.1. Минутка чистописания.
- Скажите, какие по форме бывают дорожные знаки? (Слайд 4.)
(Круглые, треугольные, квадратные.)
- Выполните написание геометрических фигур размером в тетрадную клетку в чередовании, целую строчку:

2.2. Выступление учащегося об истории велосипеда.
- Сейчас Лукьянов Анатолий выступит с докладом о велосипеде. (Слайд 5.)
Велосипед изобрели более 200 лет назад, в 19 веке. Само название появилось вместе с ним: «вело» - быстрый, «пед» - нога – и означает «быстроног». Так назвали машину потому, что она предназначалась для быстрой езды при помощи силы ног человека. Но велосипед в 10 раз опаснее автомобиля. Велосипедист – активный участник дорожного движения и должен знать правила и неукоснительно их выполнять. Детям до 14 лет нельзя кататься по дорогам и тротуарам. Только на закрытых площадках. (Слайд 6.)
2.3. Устный счёт.
- Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по проезжей части улицы. Одному из них было 13 лет, остальным – по 15 лет. Сколько человек поступило правильно?
- Я предлагаю отправиться в безопасное место нашего города, чтобы покататься на велосипеде – на стадион. А как добраться до стадиона, если нельзя ехать по дороге и тротуару? (Вести велосипед, самим идти рядом по правой стороне тротуара.)
- А кем из участников дорожного движения вы будете, идя с велосипедом? Чтобы ответить на этот вопрос найдите пример, произведение в котором будет самым большим. (Слайд 7.)
велосипедист пассажир пешеход
2 х 4 = ? 2 х 8 = ? 3 х 5 = ?
3. Работа по теме урока.
3.1. Решение примеров на умножение чисел 2, 3, 4, 5. (Слайд 8.)
- Итак, мы – пешеходы. Теперь наша задача – перейти улицу. Отгадайте загадку:
Всем знакомые полоски –
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт
Пешеходный…переход.
- Не нарушая правил дорожного движения, выполняем выражения в 2 столбика: девочки – белые полоски, 4 мальчики – чёрные. (2 ученика работают у доски.)
2 х 9
5 х 2
2 х 4
3 х 7
4 х 7
3 х 8
5 х 5
8 х 4
9 х 2
3 х 6
4 х 6
5 х 10
3 х 10
3 х 9
5 х 6
5 х 9
3.2. Геометрическое задание. (Слайд 9.)
- На следующем участке пути вы должны перейти проезжую часть, но на ней нет «зебры». На небольшом расстоянии друг от друга находятся два знака:

- Какой знак показывает, что в этом месте можно переходить проезжую часть?
(Первый знак предупреждает водителей, что на некотором расстоянии находится пешеходный переход, нужно снизить скорость и быть внимательным; второй знак информирует, что в этом месте пешеходный переход.)
- Итак, мы переходим дорогу, где находится второй знак. Но чтобы перейти дорогу, надо выполнить следующее задание:
- Какие геометрические фигуры вам известны? Какие геометрические особенности имеет квадрат? Прямоугольник? Что нужно сделать для того, чтобы начертить геометрическую фигуру?
Задание: начертить геометрические фигуры квадрат и прямоугольник, используя следующие данные (индивидуальные карточки).
- Молодцы! Перешли дорогу, теперь можно и покататься.
3.3. Физминутка. (Слайд 10.)
А сейчас мы с вами, дети,
Едем на велосипеде.
На носочки поднимись,
На сиденье опустись.
Ноги ставим на педали,
Руки на руль опускаем.
Плечи дружно расправляем,
На педали нажимаем.
Крутим правою ногой,
Крутим левою ногой.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы приехали – слезать!
3.4.Решение задачи. (Слайд 11.)
- Не один круг, ребята, вы проехали на стадионе. Сколько – узнаем, решив задачу. Прочитайте её про себя. (Текст задачи у каждого учащегося.)
Задача.
Ребята пришли на стадион кататься на велосипедах. Илья проехал 5 кругов, Данил проехал 5 кругов, по 5 кругов проехали также Женя, Толя. Сколько всего кругов проехали ребята на стадионе?
- О ком идёт речь в задаче?
- Что делали ребята на стадионе?
- По сколько кругов проехал каждый из мальчиков? Что можете сказать об этих количествах?
- Прочитайте вопрос задачи. Что мы должны найти? Что для этого нужно сделать? Запишем краткую запись.
Краткая запись. (Слайд 12.)
Илья – 5 кругов
Данил – 5 кругов
Женя – 5 кругов ? кругов
Толя – 5 кругов
Решение.
Сколько всего кругов проехали ребята на стадионе?
5к. + 5к. + 5к. + 5к. =20к.
- Как можно записать решение по-другому?
5к. х 4 = 20к.
Ответ: 20 кругов.
3.5. Работа по учебнику.
- Решив задачу, мы переходим к работе по учебнику: стр.89 №25 (решение примеров с действиями 1 и 2 ступени).
4. Закрепление пройденного материала.
- (Слайд 13.) А теперь перед вами два знака:

- Объясните, что у них общего, чем они отличаются?
- Как эти знаки называются?
«Велосипедная дорожка»:
Велосипед на синем диске –
Катайтесь, велосипедисты!
«Велосипедное движение запрещено»
Велосипед на круге красном,
Значит, ехать здесь опасно!
- Подводя итог полученным и закреплённым знаниям, я предлагаю посмотреть мультфильм о правилах передвижения на велосипеде.
5. Подведение итогов.
5.1.Выводы.
- Итак, ребята, о чём говорили мы сегодня на уроке? Какие выполняли задания? Что вам понравилось? Что вызывало трудности? (Слайд )Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало…
Но основное из правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья:
На мостовой не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!
- А чтобы не нарушать правила движения велосипедиста, каждый из вас получает специальные памятки. (Слайд )5.2.Оценки за урок.
6. Домашнее задание. (Слайд )Стр. 90 №28.