Учусь писать грамотно. Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ г. ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №80

УЧУСЬ ПИСАТЬ ГРАМОТНО
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для учащихся 8-9 классов
Разработала: Панкова О.В.
учитель русского языка и
литературы















г. Иркутск
2016 - 2017





Программа элективного курса «Учусь писать грамотно»
для учащихся 9-х классов, носит
предметно-ориентировочный характер.
Программа рассчитана на 34 часа (17 часов - орфографии, 17 часов - синтаксиса).
Содержание курса позволит учащимся систематизировать знания по русскому языку. Практические работы помогут учащимся закрепить знания по русскому языку. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Специфика состоит в том, что в соответствии с намеченной проблематикой и совокупностью заданий идет предварительная подготовка учащихся к занятию: вспоминается изученное, уточняются определения понятий, оформляются устные высказывания на лингвистические темы, извлекается дополнительная информация из словарей и справочников, подбирается аргументация к ответам, выполняются практические и творческие задания.
Цель курса:
Обобщить полученные знания по правописанию за курс 5-8 класса
Активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи
Расширить кругозор учащихся, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой.
Развивать навыки исследовательской работы, развивать творческие способности
Повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету, создать условия для выявления способностей учащихся к русскому языку
Способствовать формированию
а) таких качеств как наблюдательность, усидчивость, аккуратность; б) таких умений как систематизировать, анализировать и оценивать свои знания и применять их на практике, устанавливать причинно-следственные связи, правильно формировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
7. Создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений и навыков в освоении языка
Развивать коммуникативные качества
Особенности курса:

Вопрос
Ответ

1. На каком содержательном материале и через какие формы работы реализуются задачи предпрофильной подготовки?

В качестве обучающих пособий используются не только традиционные учебники и сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике и пунктуации

2. Чем содержание курса качественно отличается от базового курса?

Особое внимание уделяется трудным случаям правописания орфографии и пунктуации. Данный курс дает определенные практические навыки на основе теоретических знаний, способствует развитию творческих и исследовательских способностей.

3.Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программу?

Систематизировать известные знания, умения и навыки в рамках определенных тем и актуализировать их в конкретной области применения (грамотное письмо). Это поможет учащимся более полно понять практическую направленность знаний, помочь в выборе профиля.

4. Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам?

По модулям

5.Сколько времени потребуется для изучения материала с учетом контроля и повторения?

Программа рассчитана на 34 часа

6. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?

Материалы школьной и домашней библиотеки, сайты интернета.

7. Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

Организационно-деятельностная игра
Презентация. Семинар
Соревнование.
Самостоятельная практическая деятельность

8.Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении?
Решение практических задач, исследовательская работа, аналитическая деятельность:
речевое развитие учащихся ;
- воспитание культуры общения; формирование грамотного письма; анализ художественного текста; составление аналитических отчетов
по проведенным исследованиям;
- подготовка выступлений по материалам исследований; оформление творческих работ

9. Какова доля самостоятельной работы ученика по данному курсу, в чем он может проявить инициативу?
Представление сообщений по выбранной
теме


10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса?
Оценка собственных способностей через
создание творческих работ


11. Каким образом будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю?
Активизация внимания учащихся к
собственной письменной речи
Работа со словарями и справочной
литературой
Изучение русского языка, воспитание
любви к языку как национальному
достоянию, бережное отношение к слову


12. Какова форма отчетности

Учащиеся выбирают и вид деятельности (теоретическое или практическое исследование ) и вид отчетности (сообщение, реферат, творческая работа и т.д.)
Лист контроля
Сертификат о посещении курса с краткой
качественной характеристикой
Входной и выходной контроль
Анкетирование
Рефлексия
По выбору учащихся ( семинар, круглый
стол, конференция и т.д.)




Ш. Структура курса:
Модуль 1 Теоретический ( 2 часа) № целей 1,3,66,7
Задачи:
познакомить учащихся с целями и задачами курса, с основными особенностями грамотного письма
трудные случаи правописания
дать представление о профессиях, связанных с русским языком .
Данный модуль предполагает виды деятельности:
Анкетирование ( входной контроль), лекция, работа с источниками информации, эвристическая беседа)
Модуль 2 Практический (30 часов) -№ целей 1,2,3,4,5,6а,7 Задачи:
сформировать практические умения и навыки грамотного письма( на основе теории и практике);
научить делать умозаключения на основе результатов исследования и применения полученных знаний;
оценивать грамотное письмо (свое и одноклассников )
Виды деятельности: самостоятельные и практические работы, исследования в области языка, создание « своих» открытий, работа с информационными источниками, составление отчетов о проделанной работе и ее виде.
Модуль 3 Итоговый (2 часа) № целей 1,2,4,5,6,7
Задачи:
подвести итога работы при прохождении курса;
выявить способности учащихся к языку.
Виды деятельности: создание профессиограммы (коллективная работа), публичная защита своих работ, анкетирование (выходной контроль)
IV. Содержание курса и учебная деятельность

Ссылка
Модуль
Кол-
Темы занятий
Вид деятельности

на цели

во часов



№ 1,
з,
6 б,
7
1
1 час 1

Введение в курс « Учусь писать грамотно» Предмет и его значение Профессии , связанные с данной наукой ( журналист, корректор, лингвист, писатель, поэт).
Анкетирование. Лекция Работа с информационными источниками.


Работа с текстом:



1час
Трудные случаи правописания
/анализ и





интерпретация





художественного текста/





Эвристическая беседа



2 часа
Тема 1. Орфография
Изучение правил. Анализ текста,

1, 2,3,4,5


Правописание приставок.
Работа с дополнительной

6а,б


Правописание частиц
литературой

7

4 часа
Тема 2





Правописание гласных и согласных в корне слов


6а,б

2 часа
Тема 3
Подготовка и отбор материала для
выступления

7


Употребление Ь и Ъ



II
2 часа
Тема 4





Дефисные написания существительных, прилагательных
и наречий
Составление таблиц,
заключающих исследование по
изученной теме















3 часа
Тема 5





Правописание суффиксов и окончаний существительных
и прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний, глаголов
Презентация Анализ текста









2 часа
Тема 6





Правописание предлогов, союзов, частиц
-Синтаксис-
Презентация Анализ текста
Семинар










Тема 7




4 часа
Употребление тире в простом и сложном предложении
Анализ текста Работа с дополнительной
литературой









5 час
Тема 8





Знаки препинания при
однородных членах предложения
Практическое занятие с
элементами соревнования










Тема 9




4 часа
Обособление второстепенных членов
предложения





Тема 10




2 часа
Обособление слов, грамматически не связанных с членами
предложений
Практическое занятие








1,3,4,5,7
III
1 час

Обобщение знаний, умений, навыков

Составление отчета
Анкетирование
Публичная защита



1 час
Презентация работ (по выбору ученика)


У. Ожидаемые результаты после изученного курса учащиеся должны будут Знать:
-основные единицы языка и их особенности( звуки, морфемы, слова,
словосочетания, предложения);
-лексическое и грамматическое значение слова;
-части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки;
основные правила правописания;
-способы работы с информационными источниками;
Уметь:
- грамотно писать;
- уметь применять полученные знания;
-наблюдать, изучать, исследовать;
- записывать результаты исследований;
- использовать полученные знания на практике;
- грамотно представить результаты своего труда, отстаивать свою точку зрения;
- объективно оценивать свои способности и возможности;
Содержание программы
Тема 1
Правописание приставок. Правописание частиц
Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки пре/при. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Тема 2
Правописание гласных и согласных в корне слов
Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после
приставок ; О и Е после шипящих в корне. Ы и И после Ц в корне слова. Чередование
гласных О/А, Е/И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная
согласная в корне.
Тема 3
Употребление ЪиЪ
Употребление Ь после шипящих в корне слова. Ь для обозначения мягкости согласного.
Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в числительных. _ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
Тема 4
Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий.
Тема 5
Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных и суффиксов
наречий, личных окончаний глаголов
Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных,
наречий и существительных.
Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и
наречиях. Правописание безударных падежных окончании существительных и
прилагательных, личных окончаний глаголов.
Тема 6
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Правописание производных предлогов. Омонимичные часта речи. Частицы НЕ, НИ, их
различие на письме.
Тема 7.
Употребление тире в простом и сложном предложении.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении.
Тема 8.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при
однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.
Тема 9.
Обособление второстепенных членов предложения
Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с
уточняющими оборотами. Обороты с союзом «как».
Тема 10
Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений. Обращения. Вводные слова.



















Литература :
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.,2000.
Бархударова С.Г. и др . Большой орфографический словарь русского языка. М.,1999.
Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. М.,1976.
Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. М.,1989.
Ефремова Т.Ф. Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М.,1999.
Котелова Н.Э. Словарь новых слов русского языка. СП6Д995.
Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию, проиношению, литературному редактированию. М.,1999.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М.,1996.
Толковый словарь русского языка конца 19в. Языковые изменения. СПб.,1998.





































Тест № 1 .
вариант I.
1.Найти слова, в написании которых допущена ошибка.
I. небезызвестный 2. призреть (сироту) 3. беследный 4. трехэтажный 5. безвкусный 6. превилегия 7. пренебречь 8. искуссный
II. Найти слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.
1. ор..шение 2. выр..щенный 3. раздаваться 4. блестящий 5. прикасаться 6. пок..сился 7. предл..гают 8. растеряться
III. Указать слова, в которых на месте пропуска пишется мягкий знак.
1. мое. .тик 2. отреж..те 3. дремуч.. 4. сентябрьский 5. вскач.. 6. баран..ий 7. блиндаж.. 8. построгал..
IV. Найти слова, в которых на месте пропуска пишется е.
1. учился в академи.. 2. в дальн..м походе 3. доверч..вый 4. друж..м 5. в продолжени.. часа 6. услыш..в 7. высуш..нный
V. Найти слова, строение которых соответствует схеме:
Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание
1. разговорный 2. написанный 3. проносила 4. разбежалась 5. известна VI. Указать, на месте каких букв пишется не.
а б е г
Как н .. напрягал Павлик слух, он н мог уловить н звука, н шороха
д
ветвей, н
е ж
тихого треска. Н кто иной н мог этого сделать.

2 вариант
1.Найти слова, в написании которых допущена ошибка.
1. безымянный 2. придать (вид) 3. трехярусный 4. безстрашный 5. съежиться 6. рассформировать 7. преподавать 8. беспрекословно
П. Найти слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.
1. ст..реть 2. ум..реть 3. пок..сился 4. пост..лил 5. излагать 6. прикасаться 7. р..скошный 8. выр..сли
III, Указать слова, в которых на месте пропуска не пишется мягкий знак.
1. гвоз-.дик 2. растаеш.. 3. проч.. 4. сибир..ский 5. похож.. 6. охотничьей 7. глуш.. 8. острич..ся
IV, Найти слова, в которых на месте пропуска пишется в.
1. о собрани.. 2. на свеж..м воздухе 3. обманч..вый 4. стел..т 5. вследстви..дождей 6. подготов..в 7. потер..иное время
V. Найти слова, строение которых соответствует схеме:
Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание:
1. покрашена 2. подсказанный 3. вспыхнула 4. издавна 5. согревающие
VI. Указать, на месте каких букв пишется ни.
а б в г д
Кто н.. чем н „ рискует, тот .. чего н.. получает. Чего только н передумаешь при
е ж
ходьбе, кого н встретишь! Ян раз ходил в горы.

Задания
I. Выбрать правильный ответ для объяснения постановки тире в предложении.
По словам деда в лес вернулись клесты - наши северные жители и вовсю трудятся над шишками, выклевывая из них зернышки и разбрасывая вокруг деревьев скорлупки.
между подлежащим и сказуемым
в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения
для обозначения предложения
перед обобщающим словом при однородных членах
II. Найти ошибку в постановке знака препинания.
неверно выделен деепричастный оборот
не отделены части сложного предложения
не выделено вводное слово
не разделены однородные члены предложения
Найти суффикс действительного причастия настоящего времени. 1. -уч- 2. -ющ- 3. -енн- 4. -ем-
Указать словосочетания, в которых не пишется раздельно.

(не)исправленная работа 3. (не)приятное впечатление
(не)сказав ни слова 4. (не)чего сказать
V. В каком из указанных в IV задании словосочетаний дано деепричастие?
VI. Указать слово, в суффиксе которого пишется одна буква н.
1. девочка умна и воспита..а 2. созда..ый кружок 3. утро тума..о 4. экскурсия хорошо организова..а





СХЕМА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
Выразительно прочтите текст.
Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их правописание.
Укажите, к какой части речи относятся подчеркнутые прямой чертой слова. Докажите.
Подберите к подчеркнутым волнистой чертой словам синонимы, антонимы, омонимы, где это возможно.
От подчеркнутого двумя чертами глагола образуйте все возможные формы.
Расставьте знаки препинания.
Сделайте грамматический разбор указанных слов.

Для лингвистического анализа
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сделайте лингвистический анализ.
Зац...лована ок...лдована С ветром в поле когда(то) обвенча...а Вся ты словно в оковы закова...а Драгоце...ая ты моя женщина. (Не)весёлая (не)печальная Словно с тёмного3 неба сош...дшая Ты и песнь моя обручальная И звезда ты моя1 сумасшедшая.
(Н. Заболоцкий)
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сделайте лингвистический анализ.
В окошко в...личиной в тетрадь проб...вался свет. Сп...щим медведем в...днелась кр...вать зав...ле...ая2 в...заиками травы выс...хшей до ржавого цвета. Пол был удивительный. Печ...ка ...дела...ая из железной боч...ки стояла1 на громадной глиня...ой лепёшк... .
(А. Якубовский)
3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сделайте лингвистический анализ.
5 2
А над степью всё журч...ла перел...ваясь и позв.^.нивая (трепетно)радос...ная песня. И даже ночью когда л...жился спать она звуч...ла в ушах (не)скончаемым эхом. Попробуй-те когда(нибудь)весною весь день пробыть в степ... . Вернётесь домой а песня жаворонков всё будет слышат...ся вам. О чём(же) кому они всё поют1 поют?
15