Развитие активной познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Тульской области
«Профессиональное училище №13»







Доклад
«Развитие активной познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения»








Муругов Виктор Иванович
мастер производственного обучения








Новомосковск - 2013



С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Введение стр. 3
2. Развитие активной познавательной деятельности учащихся
на уроках производственного обучения . стр.4
2.1. Психолого-педагогическая характеристика познавательной
деятельности учащихся ............ .стр.4
2.2. Педагогические технологии активной познавательной
деятельности. .стр. 6
2.3. Принципы технологии активной познавательной деятельности стр. 20
2.4. Система совершенствования методики активной познавательной
деятельности стр. 21.
2.5. Основные признаки наличия у учащихся познавательного интереса.. стр.23
3. Заключение стр.24
4. Список используемой литературы . стр. 25















Введение
Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует учащегося который является субъектом учения. Субъектом учения учащегося делает обладание таким качеством как познавательная активность. Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, Д.Локк определяли познавательную активность как естественное стремление учащегося к познанию. Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности определяется необходимостью развития познавательной активности учащихся.
Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие мастера производственного обучения ищут разные способы «оживлении» урока, привлечение учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.
Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания учащихся. Придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.
На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого мастера производственного обучения.
Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает мастеру производственного обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса.
Рассматриваемая в данном реферате тема достаточно актуальна всегда. Постоянно возникает проблема поиска средств активизации познавательной деятельности учащихся. Она будет рассматриваться как основная педагогическая задача.

2. Развитие активной деятельности учащихся на уроках производственного обучения
2.1 Психолого-педагогическая характеристика познавательной деятельности учащихся.
Качественное проведение уроков производственного обучения немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершить ее. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования. Стимулирование выполняет задачу- привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу урока и особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление, и учащиеся нуждаются во влияниях снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал.
Под активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Постоянным побудителем механизма познания является интерес.
Интерес - это мотив, способствующий ориентировке, в какой либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению. деятельности. Роль интересов в процессах деятельности велика. Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения, возникновения у нее жажды знания и понимания.
Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.
Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь человек как бы стремиться заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. На познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.
Это быстро может наскучить ученику, необходимо менять формы и методы работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной деятельности.
После объяснения материала для проверки и закрепления знаний хорошо использовать тестовые задания. Тесты заменяют фронтальный опрос учителя, так как обучающиеся отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои знания.
Например, в процессе изучения темы «Сверление, зенкование, зенкорование и развертывание отверстий» учащимся по окончании вводного инструктажа был предложен тест, который они должны были выполнить в течении 5 минут.


Примерное тестовое задание
№№
п/п
Вопросы
Ответы

1.
Назовите инструмент для обработки отверстия, полученного литьем, штамповкой для придания ему строгой цилиндрической формы, повышения точности и качества поверхности
Сверло, зенкер, зенковка, развертка

2.
Назовите форму хвостовика сверла
Квадратная, коническая, цилиндрическая, треугольная

3
Назначение ленточек сверла
Отвода стружки, уменьшение трения сверла, увеличение скорости резания, уменьшение претупляемости

4
Развертки служат для:
Получения отверстий, углубление под потайную головку винта или заклепки, чистовой обработки отверстий



К.Д.Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания познавательного интереса важно учить учащегося умению в знакомом материале видеть новое.
Педагогу необходимо учащихся переводить со ступени его чисто житейских достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерности. Интересу познаний содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направления научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале для обучающихся может быть интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся организованную в соответствии с особенностью интереса.
Современная дидактика придает большое значение развитию и творческой активности учащихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для их самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ мастера производственного обучения, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые им вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо оказаться от чрезмерной опеки учеников, слишком быстрых подсказок предоставлять возможности самим найти выход из возникающего учебного затруднения.
Во время занятий по производственному обучению очень важно учить ребят доступным приемам рационализации и изобретательства, конструирования и моделирования, усовершенствованию тех или иных производственных процессов в ученической бригаде, приемам изучения рационализаторской деятельности рабочих во время экскурсий на предприятия, станции технического обслуживания автомобилей.

2.2 Педагогические технологии активной познавательной деятельности.
Ориентация системы профессионального образования на активизацию познавательной деятельности учащихся и формирования их творческого мышления выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в ПУ, СПУ. Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм и приемов активизирующих творческую, познавательную деятельность обучаемых. В образовательной практике находят широкое применение методы проблемного обучения, которые способствуют развитию творческого мышления. Их рассмотрение может служить основание для разработки конкретных педагогических технологий.
Творческие способности личности проявляются и развиваются только в процессе творческой деятельности. Педагогическая деятельность состоит из множества разных задач направленных на формировании умения анализировать, развивать логическое мышление и творческую активность учащихся.
Для того чтобы урок стал интересным и наполненным, содержательным на вводном инструктаже я использую деловую игру «Вертушка»
Пояснительная записка
Профессия «Автомеханик» требует качественных теоретических знаний и практических умений и навыков по выполнению общеслесарных операций: разметка, рубка, правка, гибка, резка, опиливание, сверление отверстий, нарезание резьбы, шабрение, притирка и доводка, клепка и паяние.
Практическое занятие по теме «Нарезание резьбы» представляет собой практическую работу комплексного характера, и вводный инструктаж может включать 5 заданий теоретического характера по следующим темам:
Элементы резьбы, профили резьбы, системы резьбы.
Инструменты для нарезания резьбы.
Нарезание внутренней резьбы вручную.
Нарезание наружной метрической резьбы на круглом металле вручную.
Брак при нарезании резьбы вручную.
Учащиеся в процессе выполнения теоретических заданий должны показать свои знания в правильном выборе инструментов, приспособлений и умении ими пользоваться; в последовательности выполнения практических операций, в сведении до минимума брака, недопущения нарушения правил требований техники безопасности, анализировать ошибки.
Выбранная форма проведения части вводного инструктажа – деловая игра – вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует мыслительную деятельность, воспитывает ответственность. Практическое занятие состоит из двух частей: собственно практической работы и мини – конференции, на которой учащиеся эксперты выступают с комментариями, оценкой выполненных работ. Мастер производственного обучения заранее готовит учащихся – экспертов: сообщает каждому тему задания (одно из пяти), дает рекомендации по теоретическому освещению этой темы, знакомит с правильными ответами.



Вводный инструктаж
Проверка теоретических знаний учащихся по теме урока «Нарезание резьбы» (форма проверки – деловая игра «Вертушка»).
Методы обучения: наглядно-демонстрационный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.
Внутрипредметные связи: сверление, опиливание, развертка.
Межпредметные связи: слесарное дело, материаловедение.
Оборудование для проведения игры: часы с секундной стрелкой, карточка «Эксперт» (5 шт), литеры стола (А,В,С,Д,Е), таблички с темами заданий (5), памятка для эксперта (5), экспертный лист(5), карточки- путеводители для участников игры (25), номерки для участников игры (25)
Методическое обеспечение занятия : карточки-задания для каждого учащегося (25) карточки с вариантами правильных ответов для экспертов(5)
Технология деловой игры «Вертушка»
Учащиеся распределяются по пяти группам, которые располагаются за отдельными столами. За каждым столом постоянный учащийся – эксперт, назначаемый мастером заранее. Каждый стол имеет литеру (А,В,С,Д,Е,) На каждом столе табличка «Эксперт», определяющая место эксперта за столом, памятка для эксперта, экспертный лист, табличка с темой работы на данном столе.
Перед началом занятия учащиеся получают номер и карту путеводитель с указанием ходов и столов. Эксперты в процессе занятия заполняют экспертные листы и выступают на мини-конференции. Мастер, ведущий игру, следит за регламентом и подводит итоги игры после выступления экспертов.
Ход занятия
I.Организационный момент:
Проверка мастером готовности учащихся к деловой игре.
II .Вступительное слово мастера п/о о цели и порядке проведения части вводного инструктажа–деловой игры.
Проведение занятия (сообщение плана):
Беседа по теме занятия и комментарии задания;
Выполнение заданий;
Выступление экспертов;
Выступление лидеров;
Подведение мастером п/о итогов заданий.
III.Воспроизведение основных положений изученного материала по теме занятий.

Вопросы:
Что называется резьбонарезанием?
Назовите два метода получения резьбы.
От чего зависит правильный выбор способа получения резьбы?
Назовите наиболее простой способ нарезания резьбы?
IV.Комментирование мастером п/о заданий.
V.Выполнение учащимися заданий (индивидуальная работа)
VI.Выступление экспертов. Комментарии к работе учащихся по следующим принципам:
Правильно выполненные задания;
Типичные ошибки и их комментарий;
Определение лидеров.
VII.Выступление лидеров.
VIII.Подведение мастером п/о итогов деловой игры.

Тематика заданий
(соответствует литере стола)
Стол «А» Тема: «Элементы резьбы, профили резьбы, системы резьбы»
Стол «В» Тема: Инструменты при нарезании наружной и внутренней резьбы
Стол «С» Тема: «Нарезание внутренней резьбы вручную»
Стол «Д» Тема «Нарезание наружной метрической резьбы вручную»
Стол «Е» Тема: «Брак при нарезании резьбы вручную»



















Приложение 1
Стол «А»
Тема: «Элементы резьбы, профили резьбы, системы резьбы»
Задание:
Укажите под какими цифрами обозначены:
- наружный, средний и внутренний диаметр резьбы;
- угол профиля резьбы
- шаг резьбы
Назовите профили резьбы обозначенной под буквами «а», «б», «в», «г», «д».
Назовите три системы резьбы, их обозначение, область применения.


I II III




Стол «А»
Правильный вариант

I. II. 1 - наружный диаметр а - треугольная
2 – средний диаметр б - прямоугольная
3 – внутренний диаметр в - трапецеидальная
10 – угол профиля резьбы г - упорная
11 - шаг резьбы. д- круглая
III.
А – метрическая: М10 – с крупным шагом при значительных нагрузках
М10х1,5 – с мелким шагом при небольших нагрузках
Б – Дюймовая 1\2” – применяется крайне редко
В – Трубная труб 2” – применяется для соединения труб

















Приложение 2

Стол «В»
Тема: Инструменты при нарезании наружной и внутренней резьбы

Задание:
Назовите инструменты для нарезания наружной и внутренней резьбы.
Из каких частей ( их назначение) состоят метчик, плашка?
Как определить какой метчик является черновым, а какой чистовым?
По конструкции плашки подразделяются на .
Преимущество разрезных плашек перед цельными.
Назовите виды машинных метчиков (см. рис.1)


Рис 1












Стол «В»
Правильный вариант:

для нарезания вручную наружной и внутренней резьбы служат плашки и метчики.
Метчик состоит из двух основных частей: рабочей и хвостовой. Рабочая часть служит для нарезания резьбы и состоит из заборной и калибрующей частей. Хвостовик служит для закрепления метчика в патроне или удерживания его в воротке (при наличии квадрата) во время работы. Канавки служат для образования режущих кромок и помещения стружки при нарезании резьбы.
Плашка состоит из корпуса, резьбы и заборной части.
На хвостовой части метчика делают риски ( кольца): одна – черновой; две – чистовой, а также проставляют размер резьбы.
По конструкции плашки подразделяются на круглые, накатные, раздвижные (призматические).
Разрезные плашки имеют прорезь (0,5-1,5 мм), что позволяет регулировать диаметр резьбы в пределах 0,1-0,25 мм.
Виды метчиков указанных на рисунке 1:
а ) цилиндрический; б ) конический;
в ) гаечный; г ) гаечный с отогнутым хвостовиком;
д ) плашечный; е) маточный.















Приложение 3
Стол «С»
Тема: «Нарезание внутренней резьбы вручную»
Задание:
Как выбрать диаметр сверла под заданный диаметр метрической резьбы?
Укажите последовательность нарезания резьбы метчиком. Контроль качества.
Техника безопасности при нарезании резьбы.
Правильный вариант:
Диаметр сверла определяют по справочной таблице. Если нет возможности воспользоваться таблицей, то диаметр сверла определяют приближенно по формуле:
D=d-S (мм)
D – диаметр отверстия (сверла)
d – диаметр нарезаемой резьбы (мм)
S – шаг резьбы (мм)
2. Просверлить отверстие на заданную глубину и раззенковать на глубину 1,0 мм для лучшего ввода заборной части метчика. Заготовку закрепить в тисках и в ее отверстие вставить вертикально метчик по угольнику. Поворачивают метчик вправо до тех пор, пока метчик не врежется на несколько ниток (1-2) в металл, а затем вращение воротка производят по схеме: 1,5 оборота вправо и 0,5 оборота влево и т.д.
Закончив нарезание, вращением воротка в обратную сторону вывертывают метчик из отверстия, затем прогоняют его насквозь. Чтобы получить чистую резьбу с правильным профилем, нужно применять смазочно-охлаждающие жидкости. Контроль качества резьбы осуществляют резьбовыми калибрами – пробками.
Следить за тем, чтобы при повороте метчика с воротком не поранить руки об выступающие острые части деталей. При сверлении отверстий соблюдать правила безопасности при работе на сверлильных станках.
Удалять стружку щеткой





Нарезание внутренней резьбы


Приложение 4
Стол «Д»

Тема «Нарезание наружной метрической резьбы вручную»

Задание:
Определить диаметр заготовки под указанный диаметр метрической резьбы.
Укажите последовательность нарезания резьбы плашкой, контроль качества выполнения работы.
Укажите основные элементы клуппа под цифрами (рис. 2)


Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14115

Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14215







Стол «Д»
Правильный вариант:
Диаметр заготовки под указанную резьбу выбирают по справочной таблице.

Отмечают на стержне (заготовке) длину нарезаемой резьбы. По заданной резьбе подбирают плашку и устанавливают ее в плашкодержателе. Заготовку в тисках устанавливают так, чтобы ось заготовки была перпендикулярна к плоскости стола или верстака. Снимают фаску на заготовке. Наносят смазку на заготовку и плашку. Плашку накладывают на нарезаемый конец заготовки так, чтобы ее плоскость была перпендикулярна стержню. Затем правой рукой нажимают на плашку, а левой поворачивают плашкодержатель до тех пор, пока плашка не врежется в стержень. После врезания плашки нажим на нее прекращают, а плашкодержатель вращают по схеме: 1-2 оборота вправо и 1\2 оборота влево. Плашка должна врезаться в стержень заготовки без перекоса. Проверку нарезанной резьбы производят калибрами – кольцами или резьбовыми шаблонами.


1 – рукоятка для вращения; 7-зубчатый сектор
2 – корпус; 8-направляющие плашки
3 – плашка; 9-рукоятка для поворота планшайбы
4 – планшайба; 10-нарезаемая труба
5 – червяк; 11-прижим
6 – рычаг;












Приложение 5
Стол «Е»
Тема: «Брак при нарезании резьбы вручную»
Задание: Назовите причины брака и способы их устранения:
Рваная резьба
Тупая резьба
Ослабленная резьба
Тугая резьба
Поломка метчика

Правильный вариант
Брак
Причина
Способ устранения

1. Рваная резьба
Тупой метчик или плашка
Неудовлетворительное охлаждение
Перекос метчика или плашки относительно отверстия при неправильной установке
Заменить инструмент

Увеличить охлаждение
Правильно установить инструмент, не допускать перекоса.


2. Тупая резьба
Большой диаметр просверленного отверстия под резьбу или мал диаметр стержня
Малы передний и задний углы сверла
Правильно подбирать диаметры сверла и метчика (плашки)


Заменить инструмент, выбрать инструмент с учетом обрабатываемого материала

3. Ослабленная резьба
Разбивание резьбы метчиком при неправильной его установке
Устанавливать метчик без перекоса

4. Тугая резьба
Диаметр инструмента не соответствует заданному диаметру резьбы
Применять инструмент необходимого диаметра

5. Поломка метчика
Защемление стружки при вывертывании метчика
Заниженный диаметр отверстия под резьбу
Периодически метчик из отверстия для удаления стружки
Применять сверла требуемого диаметра



Приложение 6

Памятка для эксперта
Вносит разъяснения по существу заданных вопросов.
В выполнении заданий участия не принимает.
Не допускает коллективного обсуждения ответов на заданные вопросы.
В процессе выполнения работы участниками стола просматривает уже выполненные работы, сравнивая с правильными ответами, заполняет экспертный лист.
Следит за выполнением учащимися регламента по времени.
после выполнения всей работы в течение 5 минут выступает перед учащимися, мастерами п/о, подводит итоги по позициям, обозначенным в экспертном листе.
Может прокомментировать лучшие ответы, назвать лидеров и попросить их выступить по существу выполняемых заданий.

Приложение 7
Экспертный лист 1 (Образец)
Элементы резьбы, профили резьбы, системы резьб
Литер
стола
№ участника
Правильно выполненные работы
Типичные ошибки

А
1




А
2




А
3




А
4




А
5




Экспертный лист 2 (Образец)
Инструменты при нарезании внутренней и наружной резьбы
Литер
стола

Участника
Правильно выполненные работы
Типичные ошибки

В
1




В
2




В
3




В
4




В
5





Образец карточки
Ход
Стол

1
2
3
4
5
С
А
Д
В
Е



Приложение 8

Карточки- путеводители
Карточка № 1
Карточка №2
Карточка №3
Карточка №4
Карточка №5

Ход
1
2
3
4
5

Стол
А
Е
Д
С
В
Ход
1
2
3
4
5

Стол
А
Е
В
С
Д
Ход
1
2
3
4
5

Стол
А
Д
Е
В
С

Ход
1
2
3
4
5

Стол
А
С
Д
Е
В
Ход
1
2
3
4
5

Стол
А
В
С
Д
Е

Карточка №6
Карточка №7
Карточка №8
Карточка №9
Карточка №10

Ход
1
2
3
4
5


Стол
В
А
Е
Д
С
Ход
1
2
3
4
5

Стол
Д
А
Е
В
С
Ход
1
2
3
4
5

Стол
С
А
Д
Е
В

Ход
1
2
3
4
5

Стол
В
А
С
Д
Е
Ход
1
2
3
4
5

Стол
Е
А
В
С
Д


Карточка №11
Карточка №12
Карточка №13
Карточка №14
Карточка №15

Ход
1
2
3
4
5

Стол
С
В
А
Е
Д
Ход
1
2
3
4
5

Стол
С
Д
А
Е
Б

Ход
1
2
3
4
5

Стол
В
С
А
Д
Е
Ход
1
2
3
4
5

Стол
Е
В
А
С
Д

Ход
1
2
3
4
5

Стол
Д
Е
А
В
С

Карточка №16
Карточка №17
Карточка №18
Карточка №19
Карточка №20

Ход
1
2
3
4
5

Стол
Д
С
В
А
Е
Ход
1
2
3
4
5

Стол
В
С
Д
А
Е

Ход
1
2
3
4
5

Стол
Е
В
С
А
Д
Ход
1
2
3
4
5

Стол
Д
Е
В
А
С
Ход
1
2
3
4
5

Стол
С
Д
Е
А
В

Карточка №21
Карточка №22
Карточка №23
Карточка №24
Карточка №25

Ход
1
2
3
4
5

Стол
Е
Д
С
В
А
Ход
1
2
3
4
5

Стол
Е
В
С
Д
А

Ход
1
2
3
4
5

Стол
Д
Е
В
С
А
Ход
1
2
3
4
5

Стол
С
Д
Е
В
А
Ход
1
2
3
4
5

Стол
В
С
Д
Е
А


В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Так, например, учащимся выдаются карточки-задания, в которых отражена конкретная задача.
Более слабому ученику достается карточка с заданием типа : Вы заказчик, пришли на станцию техобслуживания автомобилей. Ваша задача суметь правильно объяснить слесарю неполадки в работе газораспределительного механизма двигателя. Учащемуся со средним уровнем подготовленности поручается роль слесаря и в его карточке-задании должны быть перечислены те термины, которые должен будет употребить в речи при беседе с заказчиком. Для «сильного» ученика дается задание повышенной сложности. Он должен внимательно прослушать диалог слесаря с заказчиком и выявить все ошибки, допущенные в разговоре учащихся.
Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному. Ребята привыкают использовать профессиональную лексику. Обучающие игры являются методом педагогической технологии формирования технического, творческого мышления и направлены на развитие у учащихся различных структур: памяти, восприятия, ощущения, мышления.
Все игры можно подразделить на тренировочные, интеллектуальные и организационно-деятельные. Основная задача всех этих игр научить учащихся самостоятельно принимать решения, искать более реальные пути для достижения цели, активизировать их мыслительную деятельность.
Следующим шагом самостоятельной работы ученика будет подготовка сообщения на заданную тему. Наиболее удачные сообщения можно оформить в виде рефератов, а затем провести их защиту. Формы проведения защиты могут быть разные: устный журнал, дискуссионный клуб, ученическая конференция.
В результате проделанной работы я заметил проявление интереса к профессии, активность на занятиях возросла. Благодаря таким формам обучения учащиеся приобщаются к работе с научной литературой.

2.3. Принципы технологий активной познавательной деятельности
Любая форма работы, любой метод, любая форма урока, выбранная мастером производственного обучения, должна придерживаться принципов технологии активного обучения. А именно:
1.Принцип научной состоятельности способствует раскрепощению педагога и учащегося. Сам процесс подготовки к занятию на нем превращается в творческий.
2.Принцип органического единства элементов позволяет дать учащимся целостное представление о мире, сформулировать бережное отношение к нему, показать значение экологии окружающей среды.
3.Принцип целесообразности дает возможность понять сущность процесса обучения как процесса «выращивания» знаний и осознания их учащимися.
4.Принцип практической направленности позволяет педагогу передать в интегрированной форме то ценное, что приобретено и создано человеком на протяжении многотысячелетнего пути развития.
5.Принцип многофункциональности. На основе этого принципа создаются реальные условия для повышения эффективности педагогического процесса.
6.Принцип необходимости и достаточности (в том числе по протяженности, интенсивности, объему, качеству, разнообразию, количеству рассматриваемых элементов и способу их воздействия). Благодаря ему обеспечивается отражение действительности в сознании учащихся и лучшее усвоение знаний.
7.Принцип посильности и доступности позволяет наиболее разумно строить процесс обучения и более полно использовать имеющиеся средства.
8.Принцип контекстности требует подчинения содержания обучения содержанию и условиям реализации будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает контекстный характер, способствуя ускорению последующей профессиональной адаптации.
9.Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи , взаимной ответственности обучающихся и педагога, а так же развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с представлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
2.4. Система совершенствования методики развития активной познавательной деятельности.
Практическая дифференциация обучения реализует в системе отбора содержания и количества информации по теме в целом и урока в частности. Эту систему составляют:
- опережающее задание по теме;
- комплекс дидактических средств к занятию, основой которого является опорный
конспект разно-целевого назначения;
- оперативное блочное повторение части изучаемого материала;
- познавательные задания с проблемными ситуациями для более подготовленных учащихся;
- специальные задания для проверки усвоения знаний менее подготовленных учащихся;
- зачетные задания, предлагаемые учащимся в начале изучения новой темы для последующей работы.
Дифференциация обучения возможна с помощью активных методов нетрадиционных дидактических средств, которые являются источником знаний, основой для формирования умений и навыков производственного обучения и направлена на повышение активизации мыслительной деятельности учащихся. Для этого можно применять:
Оперативное закрепление одного из вопросов темы урока с помощью карточек-заданий.
Фронтальное устное дифференцированное закрепление изученного на уроке, проводимое «сильным» учащимся с менее подготовленным под руководством педагога.
Рецензирование учащимся ответов своих товарищей.
Выполнение письменных оперативно оцениваемых заданий (тестов), проверка их по эталонам.
Зачеты с элементами игровых ситуаций.
Письменные зачеты.
Специфика моей профессии позволяет мне широко применять бригадный метод.
Общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес к работе. Современная наука требует не развитие одной личности, а коллектива. Участвуя в коллективном труде человек познает не только других, но и себя; кто он есть, какую ценность представляет для окружающих, что он может. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива, педагогов. Как показывает наблюдение ученики практически и психологически не готовы к участию в производственном труде. Представление у них о будущей профессии, очень смутное. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии.
Поэтому, используя в процессе обучения бригадный метод, основная задача состоит в создании микроклимата близкого к производственной обстановке.
Для подготовки к уроку производственного обучения я привлекаю совет бригады, который знакомится с предстоящей темой урока. Вместе с бригадирами и контролерами распределяются задания между членами бригады, продумываются методы контроля, выполнение задания, приема продукции, расстановка учащихся по оборудованию. Урок я начинаю с построения бригад. Затем провожу вводный инструктаж, который можно провести в форме деловой или тренировочной игры, с целью проверки знаний предыдущего урока, затем провожу объяснение нового материала, выдаю задание на каждую бригаду. Бригадиры должны сами распределять работу между членами своих бригад. Затем провожу инструктаж. Контролеры и бригадиры следят за правильностью выполняемой работы.
На заключительном инструктаже я предоставляю слово бригадирам и контролерам для анализа выполняемой работы. Подводятся итоги и выставляются оценки учащимся. Лучшие работы демонстрируются учащимся.
Благодаря всем этим действиям у меня появляется время на индивидуальную работу со слабыми учащимися и контроль за всем производственным процессом.
Для решения проблемного задания хорошо использовать групповую форму работы. Работу можно построить в двух направлениях :
1.разделить всех учеников на группы по уровню их подготовленности. У всех трех групп задания будут разные по сложности.
Первым раскрывают решение поставленной проблемы группа учеников со слабым уровнем подготовленности. Ученики двух других групп слушают и оценивают ответ. Затем отвечает следующая группа. Завершают и обобщают ответ ученики с высоким уровнем подготовленности.
Все ученики делятся на группы. В каждой группе по пять человек, из которых один «сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности.
Для всех групп задание дается одинаковое. Это может быть повторение теоретического материала, задание на смекалку, проблемные ситуации. Сначала все учащиеся работают коллективно. Затем каждый член группы рассказывает этот материал, один начинает, а следующий продолжает. Завершает работу учащиеся с более высоким уровнем подготовленности свои ответы они оценивают сообща. Моя функция заключается в контроле качества знаний учащихся. Заслушивая ответ самого слабого ученика, я могу оценить всех остальных учеников группы (если ученик со слабой подготовкой может хорошо рассказать этот материал, значит, вся группа поработала хорошо). Ответившая группа получает усложненный вариант задания, а я проверяю ответы следующей группы. Такая форма работы помогает мне поднять активность и заинтересованность на уроках. При проведении заключительного инструктажа на этапе контроля я работаю с учениками-консультантами. Два ученика правильно выполнившие практическое задание первыми, собирают работы остальных учащихся и проверяют, оценивают. Критерии оценок оговариваются заранее.

2.5. Основные признаки наличия у учащихся познавательного интереса

Выделяют три группы критериев (признаков) наличия у учащихся познавательного интереса: специфические для интереса; особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся в процессе учебной деятельности на уроке; особенности поведения и деятельности учащихся, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности.
Первую группу признаков характеризуют активное влияние познавательного материала, сосредоточенность на заинтересовавшем материале отсутствие отвлечений, преобладание непроизвольного внимания, возникновение вопросов в процессе учебной деятельности. К числу основных параметров, на основании которых можно оценить насколько интересны для учащихся различные виды их деятельности на уроке, относят следующие:
-сосредоточенность, проявление внимания, включенность в работу, обращение к преподавателю с вопросами
-осознание смысла деятельности; проявление интереса к сообщаемой информации, желание отвечать, задавать вопросы, выполнять задания, проявление положительного эмоционального отношения к ситуации урока
-осознание потребности, активное участие в работе группы, проявление дисциплинированности, стремление сориентироваться, выяснить, что и как делать
- постановка учащимся цели, стремление к самостоятельности, участие в составлении плана работы, наблюдение, постановка вопросов
- стремление к цели стремление активному участию в решении учебных заданий, целеустремленность в выполнении самостоятельной работы, желание выполнять задание старательно с выдумкой
- осуществление обратной связи: стремление к анализу и самоконтролю своих действий, попытки найти ошибку в своих рассуждениях, действиях, обращение о помощи учебника, мастера производственного обучения
- отношение к процессу и результату своей работы появление положительных эмоций, связанных с учением, выражение огорчения в связи с отвлечением от работы, добросовестное выполнение домашних заданий и т.д.
Указанные параметры достаточно полно позволяют мастеру производственного обучения судить о наличии и степени развития познавательных интересов и в соответствии с этим строить свою работу на уроке.















Заключение
Познавательный процесс является важным фактором учения и в то же время это жизненно-необходимый фактор становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности ученика. Он сильно влияет на формирование личности и обеспечивается определенными условиями:
Сила; глубина, устойчивость развития интереса;
Многосторонность интересов личности;
Взаимодействие познавательного интереса с другими мотивами;
Связь развития с перспективами и жизненными планами.
Чтобы процесс развития личности проходил правильно необходимо направлять ученика в верное направление и подбирать методы стимулирования по его возможностям. Для начала достаточно заинтересовать ученика, а далее развивать его самостоятельность и ответственность за самого себя. Это основа для полноценного развития познавательного интереса у учащегося в образовательном процессе.
В настоящее время основы по развитию познавательного интереса немного изменились, выявляется изменение в отношениях между субъектами образования, что влечет за собой и перемены отношению к образованию.
В современной школе необходимо больше коллективной деятельности, внедрение новых технологий, разнообразие системы урока. Очень важную роль играет выявление индивидуальных способностей учащегося и умение работать в коллективе. После этого преподаватель подбирает форму проведения урока, опроса и оценивания. Также важно уметь наказывать и поощрять учеников, т.е. это является положительным стимулом к познанию нового.
Очень важными в процессе обучения являются методы обучения. В них заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет развития познавательной активности.















Список используемой литературы

1. Покровский, Б.С. Общий курс слесарного дела: учеб. пособие/ Б.С. Покровский, Н.А. Евстигнеев.- 4-е изд. стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 80с.
2. Савченко, Е.Е.. Методика профессионального обучения (электронный ресурс):практикум / Е.Е. Савченко, Т.Г.Дулинец – Электрон. Дан.(2 Мб).-Красноярск: ИПК СФУ, 2009.
3. Степанова – Быкова, А,С... Методика профессионального обучения (электронный ресурс): курс лекций / А.С. Степанова-Быкова, Т.Г.Дулинец – Электрон. Дан.(2 Мб).-Красноярск: ИПК СФУ, 2009
4..Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе М.Просвещение,1985г
5. Степанов, Р.И.. Технологический подход к гуманизации образования М., Наука и образование,2003г.
6.Беспалко, В.П. Слагаемые педагогической технологии М., Просвещение, 1999г
7.Покровский, Б.С.Справочное пособие слесаря: учебное пособие для начального профессионального образования. М. Издательский центр «Академия», 2011.-224с.
. 8.Семушина Я.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М.; Мастерство 2001г









13PAGE 15


13PAGE 14315




Рисунок 4фото 004Рисунок 6фото 012Рисунок 3фото 013Рисунок 2фото 01615