Коммуникативно — деятельностные технологии в преподавании курса «Окружающий мир» (опыт работы в проведении экскурсий в урочной деятельности.)


Коммуникативно - деятельностные технологии в преподавании курса «Окружающий мир»
(опыт работы в проведении экскурсий в урочной деятельности.)
Я и мои ученики – внимательные собеседники, которые учатся слушать и слышать, наблюдать. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо.
Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…».
Много внимания уделяю групповой организационной форме занятий, максимально развивающей коммуникативные качества обучающегося.
Включение экологических понятий – важно для образования и воспитания экологической культуры у городских детей. Теоретические знания перерастают в практические умения и навыки вв исследовательской проектной , экскурсионной деятельности, в трудовом участии в комнатном цветоводстве, на экскурсиях в природу дети тренируют своё поведение в ней, приобретают культуру взаимодействия в обществе, с природой .Одна из задач для реализации этих целей- обучение детей способам совместной деятельности в группе, приёмам действия в ситуации общения.
ЭКСКУРСИЯ «МИР ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
(Для проведения экскурсии привлекаю старших учеников, предварительно готовлю их. Это позволяет класс разбить на группы по 5-6 человек, у каждой группы свой экскурсовод. В малой группе занятие проходит успешнее, сотрудничество между детьми тесное, они чувствуют свою самостоятельность, значимость, а это очень дисциплинирует.) Дата проведения __________
Место проведения: пришкольный участок
Класс. 1
Метод (способ действия): наблюдение.
1. Вступление.
_- Вышли во двор, остановимся, оглядимся. Какое великолепие красок нас окружает! Докажите!
Назовите цвета: голубое (небо), белое (облака,ствол берёзы…), зелёное (листва,трава…), жёлтое (солнце, цветы, пожелтевшие листья берёзы…), серое (небо, асфальт…), чёрное (земля (почва)…), коричневое (стволы черёмухи, липы…)
Какие чувства у вас вызывает эта красота? Замечали ли вы её раньше, идя в школу?
- Да. День погожий (ясный тёплый),
День весёлый.
Небо – золото и синь!
И родная наша школа
Средь берёзок.
Вот художник, так художник!
Всё вокруг так расцветил.
Даже самый сильный дождик
Эти краски не отмыл!
2. Работа над понятием – природа, тела живой и неживой природы
Кто? (что за художник?) (природа, человек)
Ещё раз оглянитесь, назовите тела (предметы), которые нас окружают, но не сделаны руками человека. (Дети перечисляют их)
Вывод. Всё, что нас окружают, но не сделано руками человека - природа.
- А можно ли небесные тела отнести к природе?
- Все ли тела одинаковы? Чем отличаются они?
Вывод. Природа живая и неживая, в природе есть тела живые, неживые.
3. Упражнения в нахождении тел неживой природы
Загадки. (Отгадки назовут тела неживой природы с пояснением).
А.. Крупно, дробно зачастил б. Без крыльев летят,
И всю землю напоил. (Дождь – это вода) Без ног бегут,
Без паруса плывут (облака – капли мелкие воды)
- Осенние облака, в отличие от летних, какие? (чаще серые)
В. Летит без крыльев и поёт, прохожих задирает.
Одним проходу не даёт, других он подгоняет. (Ветер- это воздух)
4. Практика. Определим силу ветра по приметам:
Листья деревьев неподвижны 0 штиль
Листья деревьев почти неподвижны 1 тихий
Дуновение ветра чувствуется лицом. Листья шелестят 2 лёгкий
Ветер колышет ветки и лёгкие флаги.
На поверхности воды появляется рябь. 3 слабый
Колеблются большие ветки, наклоняются верхушки деревьев, поднимается с земли пыль и клочки бумаги. 4. умеренный
Раскачиваются тонкие стволы деревьев, на поверхности воды образуются волны 5 Свежий
Раскачиваются толстые сучья деревьев, на гребнях волны образуются волн образуются барашки, трудно пользоваться зонтиком. 6 сильный
Раскачиваются стволы деревьев. При ходьбе против ветра чувствуется заметное сопротивление. 7 крепкий
- Какое небесное тело нас согревает, Землю освещает? (Солнце)
Вместе зовём (Русская народная песня к солнышку):
Солнышко – вёдрышко! (т.е. ясное)
Прогляни, посвети
На веточку зелёную,
На яблоньку высокую,
На берёзку кудрявую. (Показываю на них)
5. Упражнения в определении тел живой природы.
- Какие тела названы в песне? Это деревья – яблонька, берёзка – тела живой природы.
А люди? (тоже)
Как узнать живое? (Называем признаки живого+ они обмениваются веществами, из которых построены)
Дети загадывают загадки о телах живой природы, называют животных, которых видят, говорят о них).Загадки: а.Мохнатенькая и усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт.
б. С хозяином дружит, дом сторожит.
Живёт под крылечком,а хвост колечком.
в. По веткам скачет, а не птица, рыжая, да не лисица.
г. Не зверь, не птица, а нос как спица.
д. Всё время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит.
е. Не птица, а с крыльями.
6) Физкультминутка – игра. Какие тела живой природы назову?
В огороде заинька, ((Прыжки на месте) В огороде маленький. (Прыжки на месте на корточках)
Он капусту грызёт (Наклон, имитация подъёма большого кочана капусты, его поедания)
Дёргает морковь (дёргает морковь, наклоны)
Скок, скок - (прыжки на месте)
Побежал в лесок (ходьба по кругу, называем, что в лесу встретим)
-. Почему растений видим много, а животные реже встречаются?
(растения на одном месте, а животные передвигаются, прячутся)
Как животные передвигаются? Где, зачем, от кого прячутся? (Приводим примеры, имитируем действия).
7).Понятие о связи живой и неживой природы
(Показ растений на клумбе) Зачем посадили растения на клумбу?
Что нужно им, какие условия, чтобы они жили? (Свет, тепло, воздух, вода( поэтому их надо поливать)
Растения живые, а условия для жизни относим к какой природе?
Вывод. Живая природа зависит от неживой. Они связаны. (Объясните, как)
7). Об охране живого.
Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! Сможем мы выжить?
8) Рефлексия. Что тебе понравилось больше всего? Что для тебя было новым?
Экскурсия – исследование «В гости к осени» для 2 класса.
Перед экскурсией провожу инструктаж по ТБ. Даю рекомендации по проведению наблюдений, класс делится на малые группы с выбором ответственного, каждая группа имеет лист с формой отчёта (это план для самостоятельного проведения наблюдений), следовательно, ученики – не пассивные слушатели, а активные участники исследовательской деятельности). На уроке подводим итоги, ученики к определённому сроку готовят отчёт.
Отчёт об экскурсии «»В гости к осени»
учении___ 2 кл. _____ГБОУ гимназии 1476
Ф.И.__________________________________________________________________
Дата проведения___________________________________
Место проведения__________________________________________________
Методы_____________________________________________________________
Погода:
Облачность_______________________________________________________
Солнце___________________________________________________________
Осадки__________________________________________________________
Сила ветра. __________________________________________________
Практика. Определим силу ветра по приметам:
Состояние природных тел Сила ветра
Листья деревьев неподвижны 0 штиль
Листья деревьев почти неподвижны 1 тихий
Дуновение ветра чувствуется лицом. Листья шелестят 2 лёгкий
Ветер колышет ветки и лёгкие флаги.
На поверхности воды появляется рябь. 3 слабый
Колеблются большие ветки, наклоняются верхушки деревьев, поднимается с земли пыль и клочки бумаги. 4. умеренный
Раскачиваются тонкие стволы деревьев, на поверхности воды образуются волны 5 Свежий
Раскачиваются толстые сучья деревьев, на гребнях волны образуются волн образуются барашки, трудно пользоваться зонтиком. 6 сильный
Раскачиваются стволы деревьев. При ходьбе против ветра чувствуется заметное сопротивление. 7 крепкий
(Измерение проводится по группам, потом они обмениваются данными)
Температуру меряем в 1 м от земли.
Температура воздуха
1. Около здания школы______________________________
2.В тени________________________ 3. На Солнце___________________________
Почему температура воздуха отличается в разных местах?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Явления в неживой природе.___
Изменения_(в начале осени «Бабье лето»):
Длины дня (по календарю)_______________________________________
Высоты Солнца, его цвета________________________________________
Температуры___________________________________________________
Цвета неба_____________________________________________________
Облачности____________________________________________________
Осадков_______________________________________________________
Изменения в живой природе
У растений (деревьев,кустарников)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Травянистых растений______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В животном мире (материал изучи по печатным источникам)
______________________________________________________________________
Литературная страничка (Стихи, загадки, пословицы об осени)
______________________________________________________________________
Осенние народные приметы___________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ. Листы гербария листьев деревьев, кустарников. Рисунки, фотографии животных, готовящихся к зиме, осенних пейзажей.
Экскурсия - исследование «В гости к зиме» (2 класс)
Оборудование: карандаш простой, блокнот, линейка до 25-30 см, лупа, препаровальная игла в чехле, карточка-инструкция в файле, чистый файл для сбора материала.( Внимание на форму одежды, обувь)
1.Дата проведения.
2. Место проведения.
3. Методы исследования.
4. Неживая природа зимой.
- Понаблюдать,
как изменилось небо зимой (окраска, окраска облаков);
как высоко (низко) находится Солнце над Землёй, какое оно по цвету, как нагревает оно Землю;
как изменились длина светового дня и ночи? (Что длиннее день или ночь?); (посмотреть по каледарю)
как изменяется температура воздуха?
Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников?
Практическая работа.
Что такое снег? Из чего он состоит? С помощью лупы рассмотрите снежинки.
(можно их потом зарисовать). Ответ. Снег – это …….., он состоит ……..
С помощью линейки определите глубину снежного покрова у дерева (лиственного, хвойного), на открытой поляне .Заполните таблицу
Под лиственным деревом Под хвойным деревом На открытой поляне
Толщина (глубина)
снега …….. см…….см……. смСостояние снежного покрова Рыхлый,пушистый, плотный, цвет снега
(Выбери и запиши нужное)
Вывод. Где снега больше?
Раскопайте снег, узнайте, как зимуют под ним растения? Почему растения не замерзают под снегом?
Вывод. Какова роль снега для растений?
Прочтите сказку «Мороз Иванович»
5. Живая природа зимой.
Найдите хвойное дерево (хвойные деревья), назовите его (их). Что их отличает от лиственных деревьев зимой?
Найдите лиственное дерево: липу, черёмуху, рассмотрите форму их почек. С опавших веточек можно оторвать почку, раздвинуть с помощью препаровальной иглы наружные тёмные чешуйки и рассмотреть, что они покрывают, защищая от мороза. (Предварительно знакомлю с правилами пользования лупой и препаровальной иглой, ТБ. Эту часть задания каждая группа выполняет под непосредственным моим наблюдением).На каких деревьях, кустарниках есть плоды? Рассмотрите их. Узнайте, плоды каких растений вы нашли. Запомните их. Может, удастся увидеть, кто ими питается, или прочитать об этом в литературе.
6. Невидимые связи в зимнем лесу.
Связаны ли между собой растения и животные? Как? Подготовьте рассказ о клестах, свиристелях.
Назовите птиц, которых можно встретить зимой. Как им можно помочь зимой?
Понаблюдайте за поведением зимующих птиц: воробьёв, ворон, синиц. Как они выживают зимой?
7. Узнайте и запишите зимние народные приметы.
8. С родителями пройдите в лес. Остановитесь, полюбуйтесь красотой заснеженного леса. Найдите причудливые интересные формы заснеженных деревьев (пней, кустов), желательно их сфотографировать, можно зарисовать, придумать к ним надписи.
Постарайтесь найти следы на снегу птиц или других животных, зарисуйте их. Внесите это в отчёт.
Возьмите корм для птиц, подкормите их. (Нельзя чёрный хлеб, жареное, солёное, сладкое, жирное. ( сало несолёное без добавок можно дать).
Сделайте отчёт об экскурсии.. Обязательно укажите тему,. Ф.И., класс
(Подчёркнутая часть заданий – это план ответа. Опыт таких отчётов у учеников есть, в классе на уроке это обсуждаем, во время экскурсии учитель в роли консультанта, родители помогают) Подготовительная работа к проведению экскурсии «В гости к весне» проведена на уроке окружающего мира, интегрированном с уроком литературного чтения - обобщения темы «Весна»
К природным объектам наблюдений (окружающий мир) подбираем из литературных произведений (стихов) соответствующие строки, идёт активная поисковая работа. Предварительно класс делю на группы.
1 группа работает с приметами весны в неживой природе,
2 группа с приметами весны в живой природе.
3 группа обращает внимание на художественные особенности при описании весенних явлений поэтами, настроение.
Обсуждение. (Здесь приветствуется чтение строк наизусть, знание фамилии автора и названия стихотворения)
Например, приметы весны в неживой природе: солнце – «теплей и ярче солнце стало», «солнышко блестит»
Снег- «ещё в полях белеет снег», «снег теперь уже не тот, потемнел он в поле», «уж тает снег, бегут ручьи», « воды уж весной шумят, бегут».
Работа сопровождается прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, презентацией картин природы.