Научная статья Деятельностные технологии


Деятельностные технологии фактор активизации учебно-познавательной деятельности
Дорошевич Любовь Васильевна
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Мариинский политехнический техникум», г. Мариинск
Основная проблема, которую решает современное образование в настоящее время, связана с информационной насыщенностью окружающей среды: радио, телевидения, интернет и поэтому очень часто возникает сопротивление восприятию этой информации, т.е. в психологии есть такое понятие как «аксиома сопротивления».
«С точки зрения обучения студентов информации должно быть ровно столько, сколько ее необходимо для формирования навыков их практической деятельности». Поэтому в достижения поставленной цели – подготовки профессионально-ориентированного специалиста использовать только традиционные методы недостаточно, необходимо применять современные методы, основанные на личностно-ориентированном подходе к обучению. В современной социально-экономической ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодежи. «Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося, ее самобытность, самоценность; субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием обучения» - И.С. Якиманская. Особенность современного образования заключается в том, что оно должно быть направлено на создание личности, настроенной на успех.
Каждая личность характеризуется активностью, которая является всеобщей формой существования человека и условием его реализации как личности, способной к целеполаганию. Выделяют активность надситуативную, активно-поисковую и сверхнормативную.
Надситуативную активность определяют, как способность субъекта подниматься над уровнем требуемой ситуации, умением ставить цели, превышающие исходные задачи, преодолевать различные ограничения.
По отношению к надситуативной активности сверхнормативная активность выступает как одна из ее форм, которая выражается в стремлении индивида превысить официально предъявляемые обществом нормативные требования.
Особое значение в формировании профессиональных знаний и навыков имеет поисковая активность, при которой поведение индивида направлено на изменение ситуации при отсутствии определенного прогноза его результатов.
Особая роль в решении вышеизложенных задач принадлежит деятельностным технологиям обучения, которые базируются на следующих положениях:
- диалогического взаимодействия;
- работы в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
- активно-ролевой организации общения.
При изучении дисциплины «Статистика» используются следующие приемы:
- развитие критического мышления;
- проектный метод
-научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс.
Технология развития критического мышления оптимально может быть использована в преподавании дисциплин социально-экономического цикла, т.к. позволяет прививать навыки во владении информационной культурой, работать в коллективе, принимать решения, учиться оценивать результаты, развивать логическое мышление, учит толерантности. Результатами работы по технологии развития критического мышления могут быть кластеры, таблицы ПМИ (плюс, минус, интересно), сюжетные таблицы.
Развитие критического мышления на занятиях «Экономика» осуществляется на основе анализа социально-экономических новостей, которые обучающие должны подобрать при подготовке домашнего задания, а затем на занятии не только озвучить, но и прокомментировать с точки зрения социально- экономических последствий. Также применяется такой прием как «Лидерские бои», которые позволяют обучающимся не только представлять свою точку зрения, но и отстаивать ее, прислушиваясь к мнению своих оппонентов. Значимым в изучении «Экономики» является использование научно-исследовательской работы, встроенной в учебный процесс, которая определяется в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины. Это домашняя работа с элементами исследований, использование Интернет-ресурсов, подготовка рефератов.
По МДК 03.01 Управление структурным подразделением организации по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств потребительских товаров; и
МДК 03.01 Организация работы и управление подразделением организации специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) использую такие приемы, как
- развитие критического мышления;
- проектный метод
-научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс;
- кейс-метод
Технология развития критического мышления оптимально может быть использована в преподавании дисциплин и модулей социально-экономического цикла, т.к. позволяет прививать навыки во владении информационной культурой, работать в коллективе, принимать решения, учиться оценивать результаты, развивать логическое мышление, учит толерантности. Результатами работы по технологии развития критического мышления могут быть кластеры, таблицы ПМИ (плюс, минус, интересно), сюжетные таблицы.
Кейс-метод имеет ряд преимуществ по сравнению с другими приемами: реалистичность; обучаемые «втягиваются» в проблему, так как работает команда, и каждый участник считает себя обязанным внести свой вклад в результаты деятельности команды;
дает возможность использовать собственный опыт, опыт других людей, теоретические знания, общечеловеческие принципы.
Учитывая, что МДК 03.01 Управление структурным подразделением организации является составным элементом профессиональных знаний по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств потребительских товаров и по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), использование кейс- метода позволяет выполнять требования образовательных стандартов СПО.
Метод проектов оптимально сочетается с групповыми подходами к обучению. Результаты выполнения проектов «осязаемы», если это теоретическая проблема – то ее конкретное решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Проектирование позволяет формировать у студентов комплекс креативных умений, позволяющих освоить методы исследовательской и творческой деятельности для решения нестандартных задач.
Применение ролевых и деловых игр позволяет работать в команде, принимать решения и нести ответственность.
Ролевые и деловые игры не только учитывают способности и возможности обучающегося, но и, опираясь на них, максимально способствуют развитию личности. Являясь участником игры, обучающийся имеет свободу выбора, это формирует профессиональную готовность и развивает самостоятельность и инициативность.
В настоящее время использую ролевые игры на дисциплине «Бухгалтерский учет». Обучающимся предлагаются роли, после разыгрывания которых, группа должна оценить действия каждого участника игры на основании ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ, указать нарушения. Принятие обучающимся роли заинтересованного лица является залогом не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития.
Следует отметить, что инновационный характер образования предусматривает новые формы и способы изучения нового материала – урок-визуализацию, который соблюдает принцип наглядности информации, преобразованный в визуальную форму. Изложение нового материала подобным методом служит опорой адекватности мыслей и практических действий.
Применяя деятельностные технологии, следует иметь в виду, что не каждая учебная группа готова к работе с использованием вышеперечисленных приемов. Это определяется уровнем знаний, как по изучаемой дисциплине, так и общими знаниями в различных областях; культурой общения и поведения; заинтересованности в получении знаний и т.д.
Но вместе с тем, следует отметить, что только использование инновационных технологий позволяют повышать личностную, а в будущем – профессиональную самооценку выпускника, формировать познавательные интересы, что способствует росту профессионализма и позволяет осуществлять подготовку конкурентоспособного специалиста.
Литература:
1. И. Калашникова. «Личностно-ориентированное обучение», ж. СПО № 7, 2006г.
2. В.Ф. Серебряков. «Личностно-ориентированный подход в подготовке современного специалиста», ж. СПО № 11, 2008г.
3. Ф.В. Шарыпов. «Организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода», ж. СПО № 11, 2007г.
4.В.Г. Горбачева « Основы инновационных процессов в образовательной деятельности». Booking. com.W Wikipedia.