Презентация Организация работы по профилактике суицидального поведения в школе


Организация работы по профилактике суицидального поведения в школе Подготовил педагог-организаторМАОУ СОШ № 15 г. БелебеяЛукманова Гульнара Хатифовна Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70% до 75% тем или иным образом раскрывает свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что ѕ тех, кто совершает самоубийства, до этого, по какому-либо поводу, в течение ближайших месяцев, посещают врачей, общаются с любимыми друзьями, психологом. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Суицид –осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.     Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.    Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.   Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.     Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания). Группа риска подростков, склонных к суициду: Первая форма – организация социальной среды Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика суицидального поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни. Существуют различные формы психопрофилактической работы Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения еѐ способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально- экономическим характеристикам. Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: 1.Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников). 2.Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей). 3. Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты). Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). Четвѐртая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Пятая форма – организация здорового образа жизни. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всѐ это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, еѐ здоровье и устойчивость к негативному внешнему Шестая форма - активизация личностных ресурсов. не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией; доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки; не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность; сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит; говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы; постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью; Рекомендации педагогам по оказанию поддержки ребенку, имеющему признаки суицидального риска: не предлагайте упрощенных решений; дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства; помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией; помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние; помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно. Установите заботливые взаимоотношения с ребенкомБудьте внимательным слушателемБудьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуацииПомогите определить источник психического дискомфортаВселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивноПомогите ребенку осознать его личностные ресурсыОкажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогитеопределить перспективу на будущее. ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ Организует контакты учащихся с родителями и близкими.Постоянно проявляет заботу о социальной защищенности учащихся, удовлетворении их нужд и запросов, восстановлении нарушенных прав. Организует деятельность консультационного пункта по социально-правовым проблемам.Заботится о создании в школе благоприятных условий жизни воспитанников, культурного и духовного развития, организации досуга.Периодически проводятся индивидуальные беседы с детьми, особое внимание при этом уделяется детям группы риска, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. Социальный педагог Акция «Я выбираю жизнь»Классный час «Поиск позитивных путей разрешения конфликтных ситуаций»Конкурс сочинений о смысле жизни (например, «Несколько слов о поиске смысла в жизни» или «Классики литературы о смысле жизни») Рекомендуемые формы профилактической работы с обучающимися Тренинговые занятия «Дорога к спасению души»Круглый стол «Я в этом мире не один» (по проблеме одиночества личности учащегося в социуме и дома)Конференция «Наше духовное богатство»Воспитательный час «Экстремальная ситуация. Как себя вести?»Психолого-педагогические групповые консультации на темы «Умей владеть собой», «Приемы снятия психологического напряжения»,«Экзамен без стресса»Кинолекторий на тему «Нравственные ценности»Час информирования «10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств»Цикл классных часов для учащихся 8 – 11 классов «Жизнь прекрасна!» Родителей знакомим с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, даются рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения Работа с семьей Родительские собрания «Подростковый суицид»Информационные листы и памятки для родителейПсихолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми. Психолого- педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д. Рекомендуемые формы профилактической работы с родителями Консультации для родителей Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с педагогом, психологом.Работа по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания.Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д С педагогами проводится психологическое просвещение в вопросах психологического здоровья самих педагогов, а также дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Работа с педагогическим коллективом Спасибо за внимание. Больших Вам успехов !