РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины ОУД .01 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА» по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство


Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Чистопольский многопрофильный колледж»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГАПОУ ЧМК
_____ О.А. Еремеева«12» октября 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины ОУД .01 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство
Чистополь 2015г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ( далее – ФГОС) по специальности ( специальностям) среднего профессионального образования( далее- СПО) / профессии ( профессиям ) среднего профессионального образования ( далее – СПО)
43.02.02 « Парикмахерское искусство», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22.06.2010., №675
Организация – разработчик: ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный колледж»
Разработчики: Варламова Р.В преподаватель русского языка и литературы
Согласовано с зам. Директора по учебной работе _______/С.Л.Нечаевой/
Рассмотрено предметно-цикловой комиссией преподавателей обще-гуманитарного и социально-экономического цикла (общепрофессионального цикла)
Протокол №1 от «12» октября 2015г
Председатель ПЦК ___________________(Миронова Т.Ж.)
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины 8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
9
\
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Область применения программы
Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык и литература» предназначена для подготовки квалифицированных рабочих по специальности 43.02.02 « Парикмахерское искусство»
2 года 10 месяцев с получением среднего (полного) общего образования и составлена на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе;
Письма Министерства образования Российской Федерации №329/19-12 от 12 июля 2001 г. «О преподавании общеобразовательных предметов и проведении итоговой аттестации по общеобразовательным предметам в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации № 56 от 30.06.1999г. «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».
Рабочая программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Русский язык и литература» входит в состав общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы и относится к обязательной части.
Для освоения дисциплины «Русский язык и литература» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформирование в ходе изучения предметов «Иностранный язык», «Литература», «Русский язык» на предыдущем уровне образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью дисциплины является освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методов литературы как науки, развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной информации.
В результате освоения дисциплины «Русский язык и литература» обучающийся должен знать/понимать:
З.1 образную природу словесного искусства;
З.2 содержание изученных литературных произведений;
З.3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
З.4 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
З.5 основные теоретико-литературные понятия;
З.6 нормы русского языка;
З.7 изобразительно-выразительные возможности русского языка;
З.8 систему стилей языка
уметь:
У.1 анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
У.2 применять нормы русского языка на практике;
У.3 представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
У.4 воспроизводить содержание литературного произведения;
У.5 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
У.6 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
У.7 определять род и жанр произведения;
У.8 сопоставлять литературные произведения;
У.9 выявлять авторскую позицию;
У10 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
У.11 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
У.12 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
У.13 учитывать исторический, историко - культурный контекст и контекст творчества писателя а процессе анализа художественного произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Результаты Содержание Общие компетенции
личностные -умение употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь студентов обогащается синонимическими конструкциями;
-развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками самоанализа, самооценки;
-умение использовать словарную литературу для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, используя различные лингвистические стили общения, типы речевых ситуаций;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных языковых средств как в профессиональной деятельности, так и в быту; готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных лингвистических компетенций; ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, анализировать рабочую ситуацию
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями услуг.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
метапредметные-умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
-использовать различные виды познавательной деятельности для решения языковых задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий;
-использовать различные информационные объекты в изучении лингвистических явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-использовать различные источники информации, в том числе пользоваться электронными библиотеками, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети интернет;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью и др.
-умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
-публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
предметные - формирование понятий о нормах русского литературного языка
и применение знаний о них в речевой практике;
-умение создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью;
-владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в
нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
-владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- умение учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- формирование представлений о системе стилей языка художественной литературы.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность,
анализировать работу
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Тематический блок литература:
Результаты Содержание Общие компетенции
личностные -умение употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
-развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками самоанализа , самооценки;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, используя различные лингвистические стили общения, типы речевых ситуаций;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
-готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных литературно-лингвистических компетенций;
-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;
-ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
-ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, анализировать рабочую ситуацию
-ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
-ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями услуг.

-ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями услуг.
-ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями услуг.
-ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями услуг.
-ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями услуг.
-ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
-ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
метапредметные-умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
-использовать различные виды познавательной деятельности для решения литературных задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, эксперимент) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий;
-использовать различные информационные объекты в изучении литературных явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-использовать различные источники информации, в том числе пользоваться электронными библиотеками, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети интернет;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью и др.
-умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
-публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
-ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
-ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
-ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
-ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
-ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
-ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
-ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
-ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
предметные - сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных групповых и индивидуальных, письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
- ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
-ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач
-ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
-ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач
- ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 274часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;
самостоятельной работы обучающегося 97часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка 274
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 195
Самостоятельная работа обучающихся( в том числе): 97
Самостоятельная работа над рефератами
Самостоятельная работа над докладами
Самостоятельная работа над сообщениями
Самостоятельная работа над конспектами
Самостоятельная работа над резюме
Самостоятельная работа над анализом текстов
Самостоятельная работа над различными видами разборов
Самостоятельная работа над опорными таблицами
Самостоятельная работа по исправлению ошибок в тексте
Самостоятельная работа над составлением тезисов
Самостоятельная работа над анализом стихотворений
Самостоятельная работа над составлением планов
Самостоятельная работа над разработкой презентаций
Самостоятельная работа по исследованию творчества
21
12
13
8
2
4
3
4
2
2
4
6
6
8
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и Литература»
Наименование разделов и тем Количество
Уроков Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающегося, Объем часов Уровень усвоения
1 3 4
Тема 1. Введение.
Содержание 1 1 Общая характеристика русской классической литература ΧІΧ в. Значение в развитии общества и в жизни человека. Общее понятие об историко-литературном процессе. Своеобразие русской литературной критики второй половины ΧІΧ в. Расцвет критического реализма. 1 2
Тема 1. Введение 2 Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
1 2
Раздел 2.
А.С.Пушкин. Основные темы и идеи лирики. «Маленькие трагедии Содержание 2 3 А.С.Пушкин – гениальный поэт. Основные этапы творчества. Мотивы лирики А.С.Пушкина (« Погасло дневное светило», «Свободы сеятель», « Элегия «, « Вновь я посетил …», « Пророк», Поэт и толпа», «Я Вас любил…»).
«Маленькие трагедии». Создание цикла, основные проблемы, своеобразие. 1 2
Тема 2.2. Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни. 4 История создания. Жанр и композиция. Онегинская строфа. Лирические отступления. Евгений Онегин в системе образов романа. Женские образы в романе. Цельность и простота характера Татьяны. «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». 1 2
(чтение и анализ стихов, чтение и анализ «Евгений Онегин», сравнительный анализ героев, выполнение домашних заданий). 4 3
Раздел 3.1
Язык и речь. Функциональные стили речи.
Содержание 12 5 Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. 1 Тема 3.2.
Текст как произведение речи 6 Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста.
Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. 1
2
Раздел 4.
М.Ю.Лермонтов
Тема 4.1.
М.Ю.Лермонтов. Основные темы и идеи лирики. 7-8 Практическая работа. Лингвостилистический анализ текста. 2 Содержание 6 9-10 Краткий очерк жизни и творчества. Основные мотивы творчества. Пафос вольности и протеста, любви к родине, активной борьбы за права личности. 1 2
Тема 4.2.Роман «Герой нашего времени». Роль композиции в раскрытии личности.
11-12 Особенности композиции романа. Нравственные проблемы (вопрос о смысле жизни, ответственности за человека, за свою судьбу). Смысл сопоставления Печорина и Грушницкого. Дневниковые записи в раскрытии характеров героев. 1 2
13-14 Практическая работа. Отзыв о романе «Герой нашего времени». 2 Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему: «Отзывы критиков и литературоведов о поэзии М.Ю.Лермонтова» 1 3
Раздел 5.
Н.В.Гоголь Тема 5.1.Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Тема «мертвой» и «живой» души.
Содержание 3 15 Жанр и смысл названия поэмы. Композиция произведения. Тема «мертвой» и «живой» души. Идейно – художественное значение образа Чичикова. Образ живой Руси. 1 2
2
16-17 Тема 5.2. Практическая работа по разделам: «А.С.Пушкин», «М.Ю.Лермонтов», «Н.В.Гоголь» 2 3
Раздел 3.
Язык и речь. Функциональные стили речи. Тема 3.3.Разговорный стиль речи
Тема 3.4 Научный стиль речи.
18 Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
1 2
19 Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
1 2
Раздел 6.
А.Н.Ост Тема 5.1.Жизнь и творчество А.Н.Островского. Драма «Гроза».
Тема 5.2.Трагический конфликт Катерины с «темным царством».
Содержание 3 20 Очерк жизни и творчества. Роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии театра. Драма «Гроза». История создания. Жанр и композиция.
Идейно-художественное своеобразие пьесы. 1 2
21 Жизненные позиции героев. Душевная трагедия Катерины. Определение понятия «темное царства». 1 2
22 Практическая работа. Тест по пьесе «Гроза» 1 Самостоятельная работа обучающихся (чтение пьес А.Островского, сравнительный анализ героев, анализ эпизода, выполнение домашних заданий). 4 3
23 Тема 3.5 Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
1 2
24 Тема 1.5.Публицистический стиль речи
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.
Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
1 2
Раздел 7.
И.А.Го Тема 7.1.Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Историко-философский смысл романа. Тема 7.2.Полнота и сложность характера Обломова. Андрей Штольц как антипод Обломова.
Тема 7.3.Обломов и Ольга Ильинская. Критики о романе.
Содержание 4 25 Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Особенности художественного метода. Роман «Обломов». Композиция, система образов. 1 2
26 Исторические и социальные корни «обломовщины». Роман и общественно-политическое положение России второй половины ΧІΧ века. Жизнь крестьян. Положение деревни. Реформы. 1 2
27 Любовь Обломова. Роль Ольги Ильинской в позитивных изменениях Обломова. Женщины в жизни Обломова. Критики о романе. 1 2
29-30 Практическая работа. Тест по творчеству И.А.Гончарова. 2 Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение «Роман «Обломов» в критике и литературоведении»). 1 3
Раздел 3. Язык и речь. Функциональные стили речи. 31-33 Практическое работа: Различные виды переработки текста 3 3
Внеаудиторная самостоятельная работа: составление аннотации на любимую книгу. 2 3
Раздел 8.
И.С.Тургенев
Тема 8.1.Жизнь и творчество И.С.Тургенева.Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Тема8.2.Трагический характер конфликта в романе. Базаров в системе действующих лиц.
34 Контрольная работа 1 35 Очерк жизни и творчества писателя. Смысл заглавия. Своеобразие жанра. Черты личности Базарова, мировоззрение. 1 2
36 «Отцы» в романе, «дети» в романе. Общественный конфликт в романе. Базаров и Аркадий. Базаров и народ. Базаров и родители. Тема любви в романе. Мнимые последователи Базарова. 1 2
37-39 Тема 8.3. Практическая работа по разделам «А.Н.Островский», «И.А.Гончаров», «И.С.Тургенев» 4 Самостоятельная работа обучающихся обучающихся (чтение повестей о любви И.Тургенева, анализ эпизода эпического произведения, работа над выявлением художественного мастерства писателя, выполнение домашних заданий). 3 3
Раздел 4. Лексика и фразеология. Тема 4.1. Слово в лексической системе языка
Тема 4.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления
40-42 Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
Метафора, метонимия как выразительные средства языка.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов,омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация 3 2
38-39 Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).
Профессионализмы. Терминологическая лексика.
2 2
Раздел 9.
Ф.И.Тютчев Тема 9.1.Ф.И.Тютчев – поэт – философ. Основные темы лирики.
Содержание 1 40 Ф.Тютчев - поэт русской природы, поэт-философ. Представление о единстве мира, природы и внутреннего мира человека. Любовная лирика. Ритмическое богатство языка. « О, как убийственно…», «Не то, что мните вы природа», «Нам не дано…», «Я встретил Вас…». 1 2
Самостоятельная работа обучающихся (анализ стихов Ф.Тютчева, сравнительный анализ стихов, сходных по тематике (А.Фет и Ф.Тютчев).2 3
Раздел 10.
А.А.Фет Тема 10.1.А.А.Фет. Своеобразие лирики. Художественный метод А.А.Фета.
Содержание 1 41 Очерк жизни и творчества. Традиционные поэтические темы. Музыкальность лирики Фета, мелодичность стиха. «Еще майская ночь…», «Сияла ночь…», «Шепот, робкое дыхание», «Еще весны душистой…» 1 2
42 Практическая работа. Тест по творчеству Ф.И.Тютчева. А.А.Фета.
1 Самостоятельная работа обучающихся (анализ стихов А.А.Фета, сравнительный анализ стихов, выполнение домашних заданий). 2 3
Раздел 4. Лексика и фразеология.
Тема 4.3.Активный и пассивный словарный запас
Тема 4.4.Фразеологизмы
43 Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.
Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
1 2 2
44-45 Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
2 2
Раздел 11.
Н.А.Некрасов
Тема 11.1.Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Народность лирики Н.А.Некрасова
Тема 11.2.Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы. Изображение народной жизни
Тема 11.3.Григорий Добросклонов – народный заступник. Проблемы счастья, долга, смысла жизни в поэме.
Содержание 10 46 Становление поэта. Гражданственность и народность лирики. Стихотворения «В дороге», «Рыцарь на час», Элегия», «Вчерашний день», «Поэт и гражданин», «Пускай нам говорит…», «О.муза! Я у двери…». 1 2
47 .
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы. Сюжет и жанровое своеобразие «счастья народного». «Народное море» в поэме. Женские образы в поэме 1 2
48 Григорий Добросклонов – образ народного заступника. Проблема счастья, долга, смысла жизни. Фольклорная основа поэмы. 1 2
49-50 Тема 11.4. Практическая работа по разделам «Н.С.Лесков», «М.Е. Салтыков-Щедрин». 2 Самостоятельная работа обучающихся (работа над образами героев, анализ эпизода, выполнение домашних заданий). 4 3
Раздел 4. Лексика и фразеология.
Тема 2.5. Лексические нормы
51-52 Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. 2 2
53 Практическое занятие: составление словаря неологизмов. 1 3
Внеаудиторная самостоятельная работа: изображение фразеологизмов в рисунках. 2 3
Раздел 12.
Тема 12.1. Краткий очерк жизни и творчества Н.С.Лескова. Повесть «Очарованный странник».
Н.С.Лесков Содержание 4 54 Очерк жизни и творчества. Ведущий жанр писания. Художественные особенности произведений И. Флягин – выразитель особенностей национального русского характера. Воплощение богатырства, широты души, вольнолюбия, правдивости. Проблема ценности человеческой жизни. Смысл названия. 1 2
Раздел 13.
М.Е.Салтыков – Тема 13.1. М.Е.Салтыков – Щедрин . Очерк жизни и творчества писателя.
Тема 13.2.Роман «История одного города» (обзорное изучение).
Щедрин. Содержание 4 55 Становление писателя. Своеобразие писательского стиля. Сатирическое изображение действительности. Роль гротеска. Обличие обывательщины, произвола и пустословия в «Сказках для детей изрядного возраста». 1 2
56 История создания. Система действующих лиц. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся (чтение сказок М.Салтыкова-Щедрина и его романа «История одного города», выполнение домашних заданий). 2 3
Раздел 5. Фонетика, орфоэпия, о Тема 5.1. Фонетические единицы
Тема 5.2. Орфоэпические нормы
орфография 57-58 Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза.
Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
2 2
59-61 Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.
Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.
Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. 3 2
Раздел 14.
Ф. Тема 14.1.Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания романа.
М Тема 14.2.Социально – психологический конфликт в романе. Смысл теории Раскольникова.
.Достоевский Тема 14.3.Крушение идей Раскольникова. Проблема «маленького человека» в романе.
Содержание 10 62 Жизнь и творчество писателя. Замысел романа и его воплощение. История написания, композиция. Жанр, проблематика, система образов. 1 2
«Преступление и наказание» как социальный роман. Образ Петербурга. Социальные и философские истоки бунта. «Униженные» и «оскорбленные» в романе. Теория Раскольникова. 1 2
63 Оппоненты Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Сонечка Мармеладова и христианское видение мира. Евангельские мотивы, образы в романе. «Маленький человек» в романе. Человек и общество, человек и в романе. 1 2
64-65 Тема 14.4.Практическая работа по разделам: «Н.С.Лесков», «М.Е.Салтыков – Щедрин», «Ф.М.Достоевский» 2 2
Раздел 5. Фонетика, орфоэпия, орфогр
Тема 3.3. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
афияПравописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь.
Правописание О /Ё после шипящих и Ц.
Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок. 3 2
Внеаудиторная самостоятельная работа: составление орфоэпического словаря. 2 3
66-67 Контрольная работа 2 3
Раздел 15.
Тема15.1.Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого.
Тема 15.2. Роман – эпопея «Война и мир». Историческая основа и проблематика романа. Жанр и композиция.
Тема 15.3.Изображение войны 1812 года. Патриотизм и героизм русского народа.
Тема 15.4.Духовные искания героев романа.
Содержание 10 68 Биография. Начало творческой деятельности. Путь духовных исканий Л.Н.Толстого.
1 2
69 Замысел романа и воплощение. Работа над произведением. Жанр и композиция. Трактовка вопроса о роли народа в истории. Основные проблемы романа.
1 2
70 Изображение войны в романе. Реализм Толстого в изображении войны. «Мысль народная» в романе. Русский солдат в изображении Толстого (Шенграбен, Аустерлиц).
1 2
71 Путь идейно – нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Изображение светского общества. Семейный уклад жизни Болконских и Ростовых. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. 1 2
72 Практическая работа. Тест по роману «Война и мир» 1 Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение «Диалектика души главных героев романа «Война и мир»). 1 3
Раздел 6. Морфемика, словообразование, орфография. Тема 6.1.Понятие морфемы
Тема 6.2. Способы словообразования.
73 Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. 1 2
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
74-75 2 2
Раздел 16.
А.П.Чехов. Тема 16.1.Жизнь и творчество А.П.Чехова. Рассказ «Ионыч». Изображение духовного оскудения личности.
Содержание 12 76 Очерк жизни и творчества. Первый литературный опыт. Гуманизм чеховских рассказов. Неприемлемое отношение к бездуховности, фальши, пошлости. Духовное осуждение личности. Мечта о красоте человеческих отношений. Создание рассказа. Композиция, система образов. Д.Старцев и его превращение в Ионыча. Нравственные проблемы романа. 1 2
77-78 Практическая работа. Рецензия рассказа «Ионыч». 2 Раздел 6. Морфемика, словообразование, орфография Тема 6.3. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи.
79-80 Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.
2 2
81-82 Практическая работа: выполнение морфемного разбора слов. 2 3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Особенности словообразования профессиональной лексики. 2 3
Тема16.2.Пьеса «Вишневый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишневом саде».
83 Пьеса «Вишневый сад». Система образов. Старые и новые хозяева сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России. Новаторство Чехова – драматурга. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. 1 2
84-85 Тема 16.3. Практическая работа по разделам «Л.Н.Толстой», «А.П.Чехов». 2 2
86-87 Тема 16.4. Практическая работа по разделам «А.П.Чехов». 2 2
88 Итоговая контрольная работа. 1 ΙI полугодие. Раздел 17.
А.А.Блок.
Тема 17.1.Жизнь и творчество А.А.Блока. Поэма «Двенадцать».
Содержание 2 89 Краткий очерк жизни и творчества. Мотивы и образы поэзии Блока. Символы в поэзии. Образ России в творчестве Блока. Поэма «Двенадцать», ее идейно – художественное своеобразие. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся (найти образы-символы в поэме Блока «Двенадцать». Как показана борьба двух «миров» в поэме?)2 3
Раздел 7.Морология и орфография.
Тема 5.1.Грамматические признаки слова.
Имя существительное
Тема 7.2.Имя прилагательное
Имя прилагательное. 90 Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
1 2
91 Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
1 2
Раздел 18.
А.М.Горький
Тема 18.1.Жизнь и творчество А.М.Горького. Пьеса «На дне» как социально – философская драма.
Тема 18.2. Трагические судьбы «дна» в пьесе «На дне».
Содержание 4 92 Жизненный и творческий путь М.Горького. Пьеса «На дне». Смысл названия. Проблемы духовного разобщения людей. 1 2
93 Образы ночлежников. Споры о силе и слабости человека. Правда и ложь в понимании героев. Смысл жизни героев пьесы. Образ Луки и Сатина. 1 2
94 Практическая работа. Тест по творчеству А.М.Горького. 1 Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, чтение и анализ рассказов М.Горького, анализ эпизодов эпического и драматическогопроизведений писателя). 2 2
Раздел 7.Морология и орфография.
Тема 7.4. Имя числительное
Тема 7.5. Местоимение
95 Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
1 2
96 Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.
Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
1 2
Внеаудиторная самостоятельная работа: подбор пословиц и поговорок с разными разрядами местоимений. 1 3
Раздел 19.
И.А.Бунин.
Тема 19.1. Жизнь и творчество И.А.Бунина. Индивидуальный стиль писателя.
И.Бунин – поэт.
Тема 19.2. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Сборник «Темные аллеи» (обзорное изучение).
Содержание 4 97 Жизненный и творческий путь писателя. Проявление взаимосвязи Бунина – прозаика и Бунина – поэта. Основные темы лирики. Своеобразие лирических произведений Бунина. 1 2
98 Особенности повествования в рассказ Бунина. Темы и идеи рассказов. Роль символов. Индивидуальный стиль писателя. 1 2
99 Практическая работа. Тестирование по творчеству И.Бунина. 1 Самостоятельная работа обучающихся (чтение и анализ стихов и рассказов И.Бунина, выполнение домашних заданий). 2 3
Раздел 7.Морология и орфография.
Тема 7.6.Глагол.
100-101 Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.
Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. 2 2
102-103
Внеаудиторная самостоятельная работа : составление таблицы спряжения «избыточных» и « недостаточных» глаголов. 2 Раздел 20.
А.И.Куприн
Тема 20.1.Жизнь и творчество А.И.Куприна. Повесть «Олеся»
Содержание 4 104 Жизненный и творческий путь писателя. Особенности творчества. Основные темы произведений. Система образов в повести «Олеся». Образ Олеси. Противопоставление мира природы, естества и мира цивилизации. Тема любви в повести. Своеобразие произведения. 1 2
105-106 Тема:20.2.Практическая работа по разделам «А.А.Блок», «А.М.Горький», «И.А.Бунин», «А.И.Куприн». 2 3
Раздел 21.
Поэты «серебряного века».
Тема 21.1. Поэзия «серебряного века» (Н.Гумилев, И.Северянин, М.Цветаева).
Тема 21.2. Жизнь и творчество С.Есенина. Основные темы и идеи лирики Содержание 12 107 Краткая характеристика поэтических течений. Жизненный и творческий путь поэтов. Своеобразие их творчества, основные темы поэзии. 1 2
108 .
Биография и творческий путь Есенина. Основные темы лирики. Тема Родины и ее место в поэзии. Особенности поэзии Есенина: народно – песенная основа, метафоризм. Тоническое сложение. 1 2
Раздел 7.Морфология и орфография
Тема 7.7.
Причастие как особая форма глагола.
Тема 7.8.Деепричастие как особая форма глагола.
Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий.
Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
3 109-111 2
112-114 Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
3 2
Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение на тему «Открыватель «Голубой Руси»»). 2 3
Раздел 21.
Поэты «серебряного века».
Тема 21.3. Творчество В.В.Маяковского. Основные темы и идеи лирики. 115 Краткий очерк жизни и творчества. Маяковский – футурист. Новаторство поэзии Маяковского. Основные темы поэзии, проблематика стихотворений. 1 2
116-117 Практическая работа. Анализ лирического произведения поэтов «серебряного века». 2 Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение «Маяковский и футуризм»). 2 3
Тема 21.4. Жизнь и творчество А.А.Ахматовой.
Основные темы и идеи лирики. Поэма «Реквием».
118 Жизненный и творческий путь поэтессы. Отражение в лирике глубины человеческих переживаний. Тема любви и искусства в поэзии. Поэма «Реквием». Смысл названия. Полифония тем, образов. 1 2
119-120 Практическая работа. Семинар по поэзии «серебряного века». 2 3
Самостоятельная работа обучающихся (анализ стихов А.А.Ахматовой). 2 3
Раздел 7.Морфология и орфография
Тема 5.9. Наречие.
Тема 5.10.Слова категории состояния
121-122 Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
2 2
123 Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. 1 2
Тема 21.5. О.Э.Мандельштам. Основные темы и идеи лирики. 124 Жизненный и творческий путь поэта. Тема Родины в поэзии О.Э.Мандельштама. 1 2
125-126 Тема 21.6. Практическая работа по разделу «Поэзия «серебряного века». 2 3
127-129 Практическая работа : Морфологический разбор имени существительного.
Морфологический разбор имени прилагательного. Морфологический разбор имени числительного. Морфологический разбор деепричастия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
3 130 Контрольная работа по разделу «Морфология и орфография» 1 Раздел 22.
М.А.Шолохов
Тема 22.1. Жизнь и творчество М.Шолохова. История создания романа «Тихий Дон».
Тема 22.3. Быт и нравы донского казачества.«Мысль семейная»в романе.
Содержание 5 131 Жизненный путь писателя. Шолохов – писатель, общественный деятель. История создания романа. Сюжетная основа произведения. 1 2
132 Краткая историческая справка о казачестве. Быт и нравы казачества. Чувства долга, любви в жизни героев романа . Семья Мелеховых история и традиции. «Мысль семейная» в романах «Война и мир» и «Тихий Дон» 1 2
Раздел 8.
Служебные части речи
Тема 8.1. Предлог как часть речи
Тема 6.2. Союз как часть речи
133 Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
1 2
134 Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. 1 2
Раздел 22.
М.А.Шолохов
Тема 22.5. Путь исканий Григория Мелехова.
Тема 22.6.События гражданской войны и личная драма героев.
Раздел 8.
Служебные части речи Тема 6.3. Частица как часть речи
Тема 6.4. Междометия и звукоподражательные слова
135 История рода Мелеховых. Воспитание в семье. Любовь в жизни Григория. Участие в боевых действиях. Возвращение домой. 1 2
136 Роль пейзажных зарисовок в раскрытии темы войны. Изображение массовых сцен и раскрытие в них характеров героев. Трагедия казачества, народа. Проблемы войны и мира в романе. 1 2
137 Практическая работа. Тест по творчеству М.А.Шолохова 1 3
Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, чтение и анализ рассказов М.Шолохова, анализ эпизода эпического произведения). 4 3
138 Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
1 2
139 Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
1 2
140-141 Практическая работа: составление таблицы «Служебные части речи» 2 3
Раздел 23.
А.П.Платонов.
Тема 23.1. Жизнь и творчество А.П.Платонова. Рассказы и повести.
Тема 22.2. Повесть «Сокровенный человек».
Содержание 4 142-143 Очерк жизни и творчества. Начло литературной деятельности. Жанр рассказа в творчестве писателя. Своеобразие писательского стиля. 1 2
144-145 Сюжет повести и система образов. Нравственная проблематика. Идейно - художественное своеобразие. Критики о творчестве Платонова. 1 2
146-147 Практическая работа. Тест по творчеству А.П.Платонова. 2 Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, чтение и анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире»). 2 3
Раздел 9. Синтаксис и пунктуация.
Тема 9.1. Основные единицы синтаксиса
Тема 9.2.Словосочетание
148-149 Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
2 2
150 Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
1 2
Раздел 24.
М.А.Булгаков.
Тема 24.1. Жизнь и творчество М.Булгакова.
Тема 24.2. Повесть «Собачье сердце». Роль эксперимента.
Содержание 6 151 Дореволюционный период жизни. Начало литературной деятельности. Жанровое многообразие творчества писателя. Переводческая деятельность. Булгаков и театр. 1 2
152 Своеобразие повести. Сочетание реального и фантастики. Библейские мотивы. Образ Преображенского. Эксперимент мастера. 1 2
153-155 Практическая работа. Рецензия на повесть «Собачье сердце» 3 Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, чтение и анализ повестей «Собачье сердце», «Роковые яйца»). 3 3
Раздел 9. Синтаксис и пунктуация.
Тема 9.3. Простое предложение Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
156-159 Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
4 2
Раздел 25.
В.Т.Шаламов.
Тема 25.1. Жизнь и творчество В.Т.Шаламова. Рассказы «Шоковая терапия», «Последний замер».
Тема 25.2. Итоговый урок по разделам: М.А.Шолохов», «А.П.Платонов», «М.А.Булгаков», «В.Т.Шаламов». Содержание 4 160-161 Основные этапы творчества писателя. Основные темы творчества. Сюжет и композиция произведений. 2 2
162-163 Итоговый урок по разделам: М.А.Шолохов», «А.П.Платонов», «М.А.Булгаков», «В.Т.Шаламов». 2 3
Раздел 26.
Б.Л.Пастернак.
Тема 26.1. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака. Роман «Доктор Живаго» (стихотворения из романа).
Содержание 2 164 Краткий очерк жизни и творчества. Основные темы творчества. Философская глубина лирики. Сюжет романа «Доктор Живаго». Взаимоотношения героев. Человек и революция. Путь исканий главного героя. Изображение исторической эпохи в романе. 1 2
Самостоятельная работа (подготовить сообщение на тему: «Эстетические поиски в ранней лирике Пастернака»).1 3
Раздел 9. Синтаксис и пунктуация.
Тема 9.4.Осложненное простое предложение 165-168 Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений.
Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
1
1
1
1
1 Раздел 27.
А.Т.Твардовский.
Тема 27.1. Жизнь и творчество А.Т.Твардовского.
Тема 27.2. Поэма «По праву памяти». Содержание 4 169 Краткий очерк жизни и творчества. Литературная деятельность в периодических журналах. Твардовский и время. 1 2
170 1 2
Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий). 1 3
Раздел 28.
Проза второй половины XX века.
Тема 28.1.Русская проза 50-90 годов.
Тема 28.2. Жизнь и творчество А.И.Солженицына. Рассказ «Один день Ивана Денисовича».
Тема 28.3. В.М.Шукшин. Рассказы.
Тема 28.4. Жизнь и творчество В.Г.Распутина.
Тема 28.5. Повесть «Прощание с Матерой».
Содержание 12 171 Краткий обзор литературного процесса. Новый тип процесса. Литературные течения. Обзор творчества писателей – сибиряков. 1 2
172 Довоенный и военный периоды жизни писателя. Ссылка. Начало творческого пути. Жизнь и творчество за границей.
Сюжет рассказа. Новаторство писателя. И.Шухов – личность в системе образов рассказа. Проблемы нравственности в произведении. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, чтение и анализ рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). 2 3
173 Краткая биография писателя. Особенности русского характера в рассказах В.М.Шукшина. Образ дороги в произведениях. Шукшин – актер, режиссер. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, анализ эпических произведений). 2 3
174 Обзор жизни и творчества писателя. Идея поиска всемирной гармонии в произведениях писателя. 1 2
175 Сюжет и композиция повести «Прощание с Матерой». Образ народа в повести. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение на тему: «Нравственные проблемы в творчестве В.Г. Распутина»)1 3
Раздел 9. Синтаксис и пунктуация.
Тема 9.5. Сложное предложение Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение
176-179 . Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи..4 2
Внеаудиторная самостоятельная работа: создание презентации по теме «Использование сочинительных союзов» 2 2
Раздел 29.
Поэзия второй половины XX века.
Тема 29.1. Поэзия второй половины XX века. Ю.Кузнецов. Основные темы и идеи лирики.
Тема 29.2. Л.Н.Мартынов. Основные темы и идеи лирики.
Тема 29.3. И.Бродский. Основные темы и идеи лирики.
Содержание 6 180 Обзорное изучение поэтического наследия второй половины ХХ века: темы, идеи, имена. Особенности поэзии. Краткий очерк жизни и творчества Ю.Кузнецова. Основные темы и идеи лирики. Художественное своеобразие. 1 2
181 Краткий очерк биографии и творчества поэта. Особенности лирики Л.Н.Мартынова. Тематика поэзии. 1 2
182 Очерк жизни и творчества. Своеобразие поэзии И.Бродского. Основные темы лирики. 1 2
Раздел 30.
Литература последнего десятилетия.
Тема 30.1. Основные тенденции современного литературного процесса.
Содержание 4 183 Основные тенденции современного литературного процесса. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение «Характерные черты поэзии «шестидесятников»). 2 3
Раздел 9. Синтаксис и пунктуация. 184-185 Практическая работа: написание сочинения с использованием разных видов предложений. 2 3
Раздел 31.
Драматургия второй половины XX века.
Тема 31.1. А.В.Вампилов. Пьеса «Утиная охота».
Содержание 2 186-187 Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая разновидность в характере героя. Смысл финала пьесы. 1 2
Раздел 32.
Литература народов России.
Тема 32.1. Жизнь и творчество Р.Гамзатова (обзорное изучение).
Содержание 2 187-188 Основные пути творчества Р.Гамзатова. проникновенное звучание темы Родины в лирике поэта. Прием параллелизма. Соотношение национального и общественного в творчестве Гамзатова. 1 2
Раздел 33.
Зарубежная литература
Тема 33.2. Зарубежная литература.
Содержание 12 190 Основные тенденции в развитии литературы. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм. 2 2
191-192 Тема 33.3. Итоговый урок по разделам: «драматургия второй половины XX века», «Литература народов России», «Зарубежная литература». 2 3
Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение о творчестве зарубежных писателей (по выбору).2 3
Раздел 34.
Литература родного края.
Тема 34.1 Литература Омской области. Поэзия Т.Белозерова.
Тема 34.2. «Ковыль родного края».
Тема 34.3. Поэзия Русско-полянского района.
Содержание 3 193 Знакомство с историей города Омска, его культурой, биографией. Творчество Т.Белозерова. 1 2
194 Знакомство с историей родного поселка, его жителями. Обзор произведений жителей района по страницам газеты «Голос Целины». 1 2
193 Основная тематика произведений родного края. Тема родного края в произведениях районных авторов. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, чтение наизусть). 3 3
Раздел 9. Синтаксис и пунктуация. 194-195 Контрольная работа по разделу «Синтаксис и пунктуация» 2 -
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места для обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- доска,
- раздаточный и дидактический материал,
- учебно-методический комплекс по предмету.
Технические средства обучения:
- компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
А.Н.Архангельский. русская литература XΙX века в 2-х частях, 10 класс. Учебник для общеобразовательных заведений, М.: Дрофа, 2012 год.
3. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – изд.: «Просвещение», 2011 г.
4.Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.
5.«Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2011 г.
6.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2010 г
Дополнительные источники:
Русская литература 19 века, учебник-практикум для общеобразовательных учреждений по редакцией Ю.И. Лыссого, 10 класс. М.: Мнемозина, 2003;
Русская литература 20 века, практикум для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.И. Лыссого, 11 класс. М.: Мнемозина, 1998;
В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова. Слово. Образ. Смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10 – 11 классы. Элективные курсы.М.: Дрофа, 2006;
Е.А. Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста, 10 – 11 классы. Элективный курс. М.: Дрофа, 2007;
Г.Г. Граник, Л.А. Шаповал, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум (8 – 11 классы). М.: НПО «Образование от А до Я», 1999;
Т.В. Доронина, Н.В. Францова. Анализ стихотворения. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. М.: Экзамен, 2007;
Н.А. Миронова, Е.А. Самойлова. Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие для школьников и абитуриентов. М.: Экзамен, 2008;
И.Д. Бережная. Литература 10 – 11 классы. Текущий контроль знаний: тесты, зачеты, задания. Волгоград;
9.А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,
10.«Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
11.А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006 г.,
12.Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
13.Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г,
14.«Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г.,
15.Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.: 1998 г.,
16.И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 1993 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Русский язык Умения: У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; - Устные сообщения обучающихся(доклад, реферат,чтение оценивать устные и письменные наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»). высказывания с точки зрения языкового - Устный опрос студентов: оформления, эффективности достижения 1. Учитывается способность обучающегося выражать свои поставленных коммуникативных задач; мысли, своё отношение к действительности в соответствии скоммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. 2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическоевладение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации. У.2. Анализировать языковые единицы с точки - Выборочный диктант с языковым разбором. зрения правильности, точности и уместности - Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания их употребления; текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. - Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. У.3. Проводить лингвистический анализ текстов - Карточки с заданиями. различных функциональных стилей и - Лингвистический анализ текста: лингвистический анализ разновидностей языка; языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. У.4. Использовать основные виды чтения - Аудирование. (ознакомительно-изучающее,- Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторскоеознакомительно-реферативное и др.) вискусство обучающегося). зависимости от коммуникативной задачи; - Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. У.5. Извлекать необходимую информацию из- Работа со словарями. различных источников: учебно-научных - Творческие работы обучающегося(статья, заметка, репортажтекстов, справочной литературы, средств публицистического стиля; эссе художественного стиля). массовой информации, в том числе - Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья). представленных в электронном виде на - Работа с различными информационными источниками: учебно- различных информационных носителях; научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных вэлектронном виде), конспектирование. - Фронтальный опрос. У.6.Создавать устные и письменные - Построение диалогов разговорного стиля. монологические и диалогические -Доклад студента (учитывается ораторское искусство). высказывания различных типов и жанров в- Создание устных высказываний различных типов и жанров вучебно-научной (на материале изучаемыхучебно-научной, социально-культурной и деловой сферахучебных дисциплин), социально-культурнойобщения, с учётом основных орфоэпических, лексических, и деловой сферах общения; грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения. 7. Применять в практике речевого общения - Фонетический разбор слова. основные орфоэпические, лексические, - Морфемный разбор слова. грамматические нормы современного - Орфоэпический анализ слова. 41
русского литературного языка; - Орфографический диктант: учитываются умения студента
производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста,
используя лингвистические знания, системно излагая их в связи
с производимым разбором или по заданию преподавателя.
У.7. Соблюдать в практике письма - Составление орфографических и пунктуационных упражнений
орфографические и пунктуационные нормы самими студентами. современного русского литературного языка; - Пунктуационный анализ предложения. - Орфографический диктант. - Изложение с элементами сочинения. - Контрольный диктант. У. 8.Соблюдать нормы речевого поведения в- Участие в дискуссии. различных сферах и ситуациях общения, в- Речеведческий анализ текста. том числе при обсуждении дискуссионныхпроблем; У.9. Использовать основные приемы - Информационная переработка устного и письменного текста:
информационной переработки устногои составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ
письменного текста; текста с использованием цитат; переложение текста;
продолжение текста; составление тезисов; редактирование.
У.10.Использовать приобретенные - Участие в дискуссии. знания и умения в практической - Выступление студента с докладом, рефератом.
деятельности и повседневной жизни для: - Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка восознания русского языка как газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета,
духовной, нравственной и культурной объяснительная записка). ценности народа; приобщения к ценностям - Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о
национальной и мировой культуры; языке и их анализ. - Беседа с обучающимися. У11. Развития интеллектуальных и - Творческие работы обучающихся с применением разных
творческих способностей, навыков стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка,самостоятельной деятельности; репортаж, аннотация, монография, сочинение).
самореализации, самовыражения в - Тестирование. различных областяхчеловеческой -Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной
деятельности; речи. У12 . Увеличения словарного запаса; - Работа со словарями (словари синонимов, антонимов,расширения круга используемых языковых омонимов, толковый, орфографический, этимологический,
и речевых средств; совершенствования орфоэпический и др.). способности к самооценке на основе - Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью
наблюдения за собственной речью; происходит общение. - Практическое овладение диалогической формой речи.
- Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его
аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями
начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и
т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание,извинение, благодарность, обращение с просьбой).
У13.Совершенствования коммуникативных - Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии:способностей; развития готовности кучитывается способность обучающегося выражать свои мысли,
речевому взаимодействию, межличностному своё отношение к действительности в соответствии си межкультурному общению, коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах
сотрудничеству; общения. У14.Самообразования и активного участия в- Письменные работы типа изложения с творческим заданием,
производственной, культурной и сочинения разнообразных жанров, рефераты. общественной жизни государства. Знания: З.1.Связь языка и истории, культуры русского и - Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие
других народов; работы (эссе, публицистическая статья). 2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее - Сочинение небольших рассказов повествовательного характера
компоненты, литературный язык, языковая(по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).
норма, культура речи; - Восстановление деформированного текста повествовательного
характера. 42 З.2. Основные единицы и уровни языка, их - Осознание цели и ситуации устного общения.
признаки и взаимосвязь; - Адекватное восприятие звучащей речи.
- Понимание на слух информации, содержащейся впредъявляемом тексте, определение основной мысли текста,
передача его содержания по вопросам.
З. 3. Орфоэпические, лексические, - Разные виды разбора (фонетический, лексический,грамматические, орфографические и словообразовательный, морфологический, синтаксический,
пунктуационные нормы современного лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий).
русского литературного языка; З.4. Нормы речевого поведения в социально- - Создание текстов разных функционально-смысловых типов,
культурной, учебно-научной, официально- стилей и жанров.
деловой сферах общения. - Рецензирование.
- Создание письменных текстов делового, научного и
публицистического стилей с учётом орфографических и
пунктуационных норм современного русского литературного
языка.
Литература Уметь: - пересказ художественного текста;
У.1.воспроизводить содержание литературного- анализ отдельных глав литературного текста;
произведения; - домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и
изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа собучающимися, карточками с заданиями);
У. 2.Анализировать и интерпретировать - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор ихудожественное произведение, используя анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов
сведения по истории и теории литературы с результирующим выбором и изложением актуального(тематика, проблематика, нравственныйзначения);
пафос, система образов, особенности - литературные викторины по изучаемому художественному
композиции, изобразительно-выразительные произведению;
средства языка, художественная деталь); - сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст;
анализировать эпизод (сцену) изученногопроизведения, объяснять его связь спроблематикой произведения; У.3. Соотносить художественную литературу с- творческие работы обучающихся по поставленной проблеме
общественной жизнью и культурой; (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализраскрывать конкретно-историческое и отдельных глав художественного текста, конспект критическойобщечеловеческое содержание изученных статьи);
литературных произведений; выявлять - контрольные работы;
«сквозные» темы и ключевые проблемы - тестовые задания;
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; У.4. Определять род и жанр произведения; - практические работы (анализ художественного текста);
- работа по карточкам;
У.5. Сопоставлять литературные произведения; - творческие работы (сочинение);
- рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ
У.6. Выявлять авторскую позицию; - рубежный контроль;
- исследовательские работы обучающихся;
- контрольные работы;
Доклады, рефераты обучающихся;
У. 7. Выразительно читать изученные - чтение наизусть лирического произведения, отрывка
произведения (или их фрагменты), соблюдая художественного текста;
нормы литературного произношения; У.8. Аргументировано формулировать свое - устный опрос студентов;
отношение к прочитанному произведению; - творческие работы обучающихся (исследовательские работы,эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос);
9.Писать рецензии на прочитанные - письменные творческие работы студентов;
произведения и сочинения разных жанров налитературные темы; 10.Использовать приобретенные знания и - фронтальный опрос обучающихся;
умения в практическойдеятельности и - тестовые работы;
43
повседневной жизни для: - контрольные работы;  создания связного текста (устного и- составление библиографических карточек по творчеству
письменного) на необходимую тему с писателя; учетом норм русского литературного – подготовка рефератов; языка; – работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и участия в диалоге или дискуссии; анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов
 самостоятельного знакомства с с результирующим выбором и изложением актуальногоявлениями художественной культуры значения); и оценки их эстетической значимости; - участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке; определения своего круга чтения и - внеклассное чтение (письменный анализ литературногооценки литературных произведений; текста); определения своего круга чтения порусской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. Знать: - тестовые и контрольные работы (владетьЗ.1.Образную природу словесного искусства; литературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями; З.2. Содержание изученных литературных - составление конспектов критических статей по
произведений; художественному произведению, карточек с библиографическим- основные факты жизни и творчества данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы;
писателей-классиков XIX–XX вв.; З.3. Основные закономерности историко- - фронтальный опрос студентов; литературного процесса и черты - беседа со студентами по прочитанному тексту; литературных направлений; - исследовательские и творческие работы студентов; З.4.Основные теоретико-литературные понятия; - тестовые и контрольные работы (владетьлитературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями;