Рабочая программа по Веселый грамотей


ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № ___
от «___» __________ 2015 г. Согласовано
зам. директора по УВР
____________ /Межекова А.С../
«___» __________ 2015 г. Утверждаю
Директор ТМКОУ «Носковская средняя школа-интернат»
_________________ /Земцова В.И./
«___» _________2015 г.
План внеурочной деятельности по русскому языку
«Весёлый грамотей» во 2 «А» классе
2015-2016 учебный год

Садаева Галина Лудивна
учитель начальных классов
п. Носок
2015
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
осознание языка как явления социальной культуры и основного средства человеческого общения; формирования позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Общая характеристика факультатива
«Весёлый грамотей» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за наблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место факультатива в учебном плане
Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объеме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе). По учебному плану 34 часа в год по 1 часу в неделю. Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счет углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания факультатива
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение к народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т.п.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов знания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяет решать проблемы проверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщит материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т.п. активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представить собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способ решения познавательных практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства в России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика. Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учетом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. В содержание кура включены сведения из фонетики. Графики и орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии и грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения. Формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
Обеспечить восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшим школьникам суждение художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
Уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
Использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознание значения и необходимости бережного его использования.
Подробное содержание курса не только позволяет решать задач, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключена в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значении языка как явление национальной культуры.
Тематическое планирование
Название раздела Кол-во часов Практическая и игровая деятельность Универсальные учебные действия
Мир полон звуков.
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь;
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл;
Такие разные гласные и согласные;
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов. 7ч Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
игры «Наборщик», «Чудесные превращения слов», «Диктор», «Волшебный квадрат», « Слоговой аукцион»;
проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
Мини - исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?; Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формулировать собственное мнение и аргументировать его;
Сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
Наблюдать за функцией и ударением в слове;
Контролировать правильность постановки ударения в словах;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь ( работать в паре и малых группах)
Находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание
Азбука, прошедшая сквозь века
Как появились современного русского алфавита;
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел;
Особенности древнерусского письма ( оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Строчные и прописные буквы; 5ч Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
Конкурс «Самая красивая буква ( варианты оформления букв для красной строки);
Рисование «Весёлая буква»;
Сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита;
Интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
Наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов;
Всему название дано
Какие слова появились первыми;
Звукоподражательные слова у разных народов;
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»;
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
5ч Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
Мини – сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен….»;
Проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое имя и его название»;
Придумываем названия для новых конфет».
Формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
Составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных средств;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
Воспринимать на слух и понимать информационный текст;
Сравнивать толкование слова в различных словарях;
Самостоятельно или при помощи учителя планировать действия во выполнению учебного проекта;
Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;
Как делаются слова
История происхождения слов;
Поиск информации о происхождении слов;
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень- главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса;
Механизм образования слов с помощью приставки;
Группы приставок по значению;
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова;
7ч Игры «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово».Лингвистический эксперимент
« Свойства корня»;
Конструирование слов по словообразовательным моделям;
Моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
Самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
Анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
Анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
Наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение ( происхождение) слова;
Группировать слова по заданным основаниям ( по строению, по значению, по способу словообразования);
Взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
Находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое
высказывание
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов;
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов;
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению;;Исправление ошибок в словоупотреблении;
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира ( употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова являются антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие.
Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы – антонимы, фразеологизмы – синонимы.
Игры: «Табу», «Не повторяться»,»Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
Решение кроссвордов;
Составление мини- словариков: « Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «собираю фразеологизмы»;
Составление шуточных рассказов и стихов»;
Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
Оценивать уместность использования слов в тексте;
Наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
Самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Календарно-тематическое планирование
Тема Количество часов Дата
1.Мир полон звуков: 7ч Звуки вокруг нас. 1 03.09
Фабрика речи. 1 10.09
Бессмыслица + бессмыслица = смысл 1 17.09
Полоса препятствий. 1 24.09
Рисуем звуками. 1 01.10
Трудности словесного ударения. 1 08.10
Рисуем звуками 1 15.10
2. Азбука прошедшая сквозь века :5 ч Буквы старые и новые. 1 22.10
Так считали наши предки. 1 12.11
Страницы древних книг. 1 19.11
Живая и весёлая буква алфавита. 1 26.11
Загадки русской графики. 1 03.12
3. Всему название дано: 5ч Рождение языка 1 10.12
Сколько слов в языке? 1 17.12
Имена, имена, имена …. 1 24.12
Увлекательные истории о самых простых вещах. 1 13.01
Словари – сокровища языка. 1 20.01
4. Как делаются слова: 7ч «Дальние родственники». 1 27.01
Слова «готовые» и «сделанные». 1 04.02
Есть ли «родители» у слов? 1 11.02
Внимание, корень! 1 18.02
Такие разные суффиксы 1 25.02
Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? 1 03.03
Что нам стоит слово построить? 1 10.03
5. Секреты правильной речи: 10ч Словарное богатство русского языка. 1 17.03
Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик». 1 31.03
Выбираем точное слово. 1 07.04
Одно или много. 1 14.04
Когда у слов много общего? 1 21.04
Когда значения спорят? 1 28.04
Слова одинаковые, но разные. 1 05.05
«Местные жители» и «иностранцы». 1 12.05
Как рождаются фразеологизмы? 1 19.05
Выбор фразеологизма в речи 1 26.05
Итого 34ч.