Познавательный долгосрочный проект по развитию речи Мир игры.


Департамент образования города МосквыЮжное окружное управление образованияГБОУ Школа №1375Дошкольное отделение
Структурное подразделение №5
Познавательный долгосрочный проект
«Мир игры (развитие речи детей, через игровую деятельность у детей 4-5 лет)»
Москва
2015-2016 учебный год
Участники проекта:
воспитатель Волостнова Е. Н.
воспитатель Кукина М. Г.
воспитатель Кущёва И.А.
дети комбинированной средней группы, имеющие зрительные и речевые нарушения
родители
Сроки реализации проекта: ноябрь 2015 - март 2016 уч. год.
Актуальность темы проекта:
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с нарушениями лексико-грамматического строя речи. Таким детям трудно усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

Направленность проекта:
Проект направлен на совершенствование правильного использования детьми всех форм русского языка. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для детей с нарушением зрения под ред. Л.И. Плаксиной , Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б., Филичевой, Программой « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и в соответствии с ФГТ.

Цель проекта:
обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями;
активизация их использования в разных формах общения
воспитание критического отношения к собственной и чужой речи
развитие познавательных способностей детей
раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Проектная идея:
формирование у детей осознанного желания правильно и грамотно использовать речь в повседневной жизни
Задачи проекта:
Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными, прилагательные с существительными;
Формирование умения замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных;
Знакомство с разными способами образования слов;
Упражнения в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени;
Формирование умения составлять по образцу простые и сложные предложения;
Развитие высших психических функций;
Развитие общей и мелкой моторики.
Формирования грамматически правильной речи
Методы:
Пересказ коротких рассказов и сказок
Рассматривание картин
Словесные упражнения
Дидактические игры
Приемы:
Создание проблемной ситуации
Показ нужной формы, исправление ошибки
Вопросы подсказочного и оценочного характера
Напоминание о том, как сказать правильно
Развивающая среда в группе ДОУ
Естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными игровыми материалами, направленная на формирование активного познавательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.
Составляющие речевой развивающей среды в ДОУ:
- речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
- методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей младшего дошкольного возраста;
- специальное оборудование группы.
- уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения)
Подготовительный этап проекта
Подбор и изучение научно-методической литературы, иллюстративного материала по развитию речи, грамматическим категориям
Составление картотеки дидактических игр и словесных упражнений
Обсуждение с педагогами и родителями вопросов связанных с проектом.
Изготовление игр по развитию речи (воспитатели, родители).

Основной этап проекта
Совместная деятельность взрослого с детьми, направленная на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:
Занятия с воспитателями групп;
В индивидуальной работе во 2 половине дня;
Открытые занятия по активизации словаря детей
4-5 лет и развитию диалогической речи;
Открытое занятие по развитию речи для родителей;
Организация различных видов детской деятельности (дидактические и сюжетно-ролевые игры)

Занятия по развитию речи


Игры во II половине дня.


Формы работы с родителями
Информационная среда
Родительские собрания
Анкетирование
Открытые занятия по развитию речи
Индивидуально-подгрупповые консультации
Наглядные пособия в помощь родителям (буклеты)

Заключительный этап проекта
Анализ результатов работы
Участие в смотре – конкурсе «Игры по развитию речи своими руками»
Размещение в электронных СМИ
Демонстрация пособия по дидактическим играм на круглом столе «Игры по развитию речи» - обмен опытом
Предоставление информационного пособия для родителей буклет-консультация «Поиграйте с детьми в речевые игры»
Результативность:
Повысился уровень развития всех компонентов речи детей;
Существенно обогатилась предметно – развивающая среда речевого центра;
Работа с родителями поднялась на более высокий уровень, возросла информированность родителей о речевом развитии детей;
Сформировался благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых;
Активизировалась свободная деятельность детей;
Реализованы индивидуальные потребности каждого ребенка
Информационные ресурсы:
М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
Г.С. Швайко «игры и игровые упражнения для развития речи»;
А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
Л.В. Артёмова «Театрализованные игры дошкольников»;
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»;
Е.А. Тимофеева «Подвижные игры»;
А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
М.А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
«Игра дошкольника» под ред. С.Л. Новосёловой;
А.И. Максакова, Г.А. Тумакова «Учите, играя».
"Nsportal.ru" - образовательная социальная сеть