Якутские сказки. Творческая работа ученика


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Управление образованием Городского округа «Якутск»
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №5 им. Н.О.Кривошапкина»
города Якутска
18-я республиканская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»
Творческие ступени к полиграфическому дизайну. Якутские сказки.
Выполнила:
Кривошапкина София,
ученица 11б класса.
Якутск, 2013.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Возможности полиграфического дизайна………………………… 5
Глава 2. Якутские сказки. Поиск конкретных образов………..…………….6
Глава 3. Формирование образов. Иллюстрирование……………...…………7
Заключение……………………………………………………………………..9
Использованная литература………………………………………………….10
Введение
Сказки создавались в течение столетий не забавы ради – они учили жизни. Как раз она и отражена в сказках, отношение человека к действительности, нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль и радости, мечты о социальной справедливости. Для якутских сказок характерен светлый оптимизм, жизнеутверждающее начало, вера в силу простого человека, в победу добра над злом. Именно поэтому меня привлекли якутские сказки.
Присмотрись к ним– и ты заметишь, что здесь живут животные и птицы, которых фантазия народа наделила разумом, даром речи и поступками, сходными с человеческими. Рассказываются сказки о животных простым, ясным и метким языком. И сразу в воображении рисуются совершенно конкретные выразительные образы.
Гипотеза:
иллюстрации к якутским сказкам о животных являются средством погружения в этот причудливый мир эпоса и учат детей жизни.
Цель проекта:
создание оригинальных книжек по якутским сказкам с авторскими иллюстрациями.
Задачи:
- ознакомление с полиграфическим дизайном;
- поиск конкретных образов в якутских сказках;
- определение количества иллюстраций (чтение, разбивка на абзацы);
- формирование образов (разработка эскизов);
- создание окончательного варианта иллюстраций и полиграфическая подача.
Актуальность:
народные сказки всегда вызывают интерес детей.
Новизна:
авторская иллюстрация представляет якутскую сказку через призму современного видения.
Практическая значимость:
книжки якутских сказок с их позитивной энергетикой полезны детям,
а также могут позиционироваться как сувенирная продукция, отражающая
самобытную культуру и мудрость древнего народа.
Глава 1.Полиграфический дизайн.
Книга навечно фиксирует то, что пережито человечеством за многовековую его историю, закрепляет весь опыт, все знания, добытые в любой области деятельности. Книга является как бы колоссальной общественной памятью. Но книга не только память. Она является также и приспособлением для ее прочтения, т.е. предназначена не только для хранения тех или иных сведений, но и для их извлечения.
Книга в своем развитии прошла огромный путь. Сначала, когда книги еще не существовало, родилось и развивалось письмо. Писали и на отдельных камнях, на дереве, на глиняных табличках, на папирусе и пергаменте. Бумага появилась позже. Из пергамента уже можно было сделать тетрадь со страницами. Пергаментная тетрадь и стала предшественницей современной книги.
Основной конструктивный тип современной книги – это кодекс, т.е. стопка сшитых по одному краю прямоугольных листов в более-менее твердых защитных крышках. Этой конструкции уже около двух тысячелетий и она почти не меняется. Варьируются лишь материал и техника его обработки, способы крепления, отчасти размеры и пропорции, но не устройство книжного блока.
Немногие, глядя на книги, афиши и открытки, задумываются над тем,
что все это создано руками художника. А между тем, это искусство тонкое, деликатное и сложное.
Поиски новых форм, нового художественного языка в полиграфической продукции – воплощение намного расширившегося содержания жизни.
Глава 2. Якутские сказки. Поиск конкретных образов.
Сказки о животных обычно по размеру небольшие. Рассказываются они простым, ясным и метким языком. Сюжетом служит один случай, одно приключение, что обусловливает и простоту развития действия и небольшой объем сказки. Героями являются животные, которых фантазия народа наделяет разумом, даром речи и поступками, сходными с человеческими. В таких сказках может участвовать и человек, но в этом случае он является второстепенным персонажем, не играет решающей роли в развитии сюжета и раскрытии идеи произведения.
Я выяснила, что большая часть сказок о животных записана в северных и вилюйских районах, где люди жили охотой и рыболовством. Якуты здесь соседствовали с эвенками и эвенами, поэтому их сказки в значительной мере совпадают.
Сказки о животных, по-видимому, восходят к древности, когда животные не были еще приручены и основным занятием людей служила охота. В этих сказках заметны практические наблюдения за повадками животных. На этой основе созданы причудливые образы и сюжеты.
Среди сказок о животных большое место занимают такие сказки, где люди пытаются ответить на непонятные им вопросы, при помощи воображения, домысла, когда что-либо произошло, почему такой вид имеет то или иное животное, отчего птицы летают по воздуху, имеют различное по окраске оперение, разные повадки и т.д. Эти сказки похожи на мифы и легенды, созданные для объяснения причин явлений природы.
Читая якутские сказки, я увидела, как в них иносказательно, в аллегорической форме отражаются бытовые явления, нравы и привычки людей.
Глава 3.Формирование образов. Иллюстрирование.
Обозначив конкретные образы в сказках и еще раз перечитывая, я разбила их на абзацы и определила количество иллюстраций. Приступив к разработке образов в эскизах, каждый раз поражалась, насколько они реалистичны в сказках. Рассмотрим героев выбранных мною сказок.
«Жеребец и бык-пороз». Когда Юрюнг Айыы Тойон создал мир, он спросил у человека: как хотелось бы ему – иметь длинную зиму или длинное лето? Человек предоставил право выбора своим товарищам – жеребцу и быку. Бык пожелал, чтобы зима была длиннее, так как у него летом мокнет нос. Услыхав об этом, жеребец сильно вознегодовал на быка, лягнул его прямо в нос и вышиб все передние зубы. В ответ на это бык ударил рогами в бок жеребца и проткнул ему желчный пузырь. Желчь вся вытекла. Вот почему у рогатого скота нет передних зубов, у лошади – желчи, а зима у нас длиннее лета. Сказка осуждает глупого быка. Возникший в моем воображении бык тупоголов и малоподвижен. Чистопородный якутский жеребец с мощным туловищем, густой и длинной гривой, находящийся круглый год на вольном выпасе, действительно уникальное явление природы. Он мудр и дальновиден, воплощает творческое начало.
«Мышь и лось». Лось поспорил с мышью, что он первым увидит восходящее солнце. Ползающая по земле мышь посоветовала ему не надеяться слишком на большие глаза. Лось преждевременно посчитал мышь глупой, когда она стала смотреть вовсе не в направлении восхода солнца. Но презираемая им мышь первая увидела на верхушках деревьев лучи солнца! Самонадеянный лось оскорбился и даже попытался затоптать мышь, но не тут-то было! Здесь маленькая мышь наблюдательна и не спесива, это символ быстроты и смекалки. Лось же, обладатель великолепных рогов, не вызывает симпатии своей мстительностью.
«Как ласка осталась без хвоста». Ласка из рода горностая была очень шустрым и пронырливым зверьком, на одном месте не могла спокойно усидеть. Вот и попалась однажды в капкан по самое основание хвоста. Когда же услышала кряхтенье охотника, притворилась мертвой. Охотник отложил добычу и стал перезаряжать капкан. Тут-то ласка и побежала, только старик погнался и придавил ногой хвост. Ласка вырвалась, но хвост остался у старика. С тех пор хвост у ласки короткий. В моем воображении это очень изящный зверек, шустрый, хитрый и свободолюбивый.
«Как почернел кончик хвоста у горностая». Это история о том, как горностай стал ослепительно белым, а кончик хвоста покрылся черной шерстью. И тут виной всему человек. Горностай когда-то был совершенно голубым с рыжим оттенком. Но в голодную и холодную зиму он, умирающий от холода, залез на крышу избушки охотника погреться у дымовой трубы, да и упал прямо в кипящую воду. Одинокий старик вытащил его оттуда совсем голенького и вылечил. Выросла у горностая новая белоснежная шерсть. Жили они вместе довольно долго, пока зверек не стал грызть тайком припрятанное стариком масло. Застав горностая за таким делом, охотник успел ударить его обугленной палкой по кончику хвоста. С тех пор кончик хвоста у горностая покрылся черной шерстью. Так его и зовут: «зверек с отметиной». В моих рисунках он очень красив и наряден в своей белой шубке, проворен и ловок, но присутствует и коварство, которое позволило ему проявить такую чудовищную неблагодарность.
В иллюстрациях, изображающих то или иное животное, я постаралась передать свойственные им черты, создать образ, характер.
Сформировав и отработав образы, ввела их в композиционную кайму и выполнила окончательный вариант гелевой ручкой и тушью.
Затем были скомпонованы, распечатаны и собраны в полиграфической фирме готовые книжки.
Заключение.
В процессе знакомства с полиграфическим дизайном и его продукцией, предлагаемой сегодня многими рекламными фирмами, я пришла к выводу, что ведущей тенденцией в этой области искусства становится свобода. Но свобода должна быть основана на национальных традициях, на том фундаменте, который выстроил народ. Как говорил В.А.Фаворский:
«Я сегодняшний человек, и ни в коем случае не должен реконструировать древнюю форму, а должен передать стиль, как я, современный человек, его понимаю».
Народные сказки – неисчерпаемая кладовая для художника, вдохновляющая его во все времена. Какие это яркие образы, оригинальные типы! Каждый из нас, если ты в душе – художник, может внести в оформление сказки много фантазии и находить остроумные решения, вносить свежую струю в понимание произведения. Но это должна быть совместная работа с авторами сказки, то есть некорректно отходить бездумно от оригинала.
При создании книжек мне пришла в голову идея выполнить обложку из прозрачного пластика с традиционным якутским орнаментом.
Почему бы не использовать узоры предков в нашей современной жизни, тем самым их оживить, дать им второе рождение?
Орнамент является изобразительным искусством народа, он имеет неизмеримо глубокое содержание и может поведать о многом, обладает собственным языком.
Все якутские орнаменты несут в себе какое – либо значение. Они служат надежной защитой, прочной броней от злых сил, невзгод, болезней. Орнаменты – обереги старались включать в каждое изделие.
Таким образом, книжка с орнаментом уже не просто книжка, это – оберег.
Использованная литература
1. Гаранин А.М. Современная полиграфия. – М.: А-Пресс, 2009.
2. Неустроев Б.Ф. Узоры и орнаменты саха. – Якутск: Якутское книжное издательство, 2007.
6. Эргис Г.У. Якутские сказки (в двух томах). – Якутск: Якутское книжное издательство, 1964.
7. Якутские сказки (составитель Сивцев Д.К.) – Якутск: Якутское книжное издательство, 1990.