Презентация по КНРС(Я) на тему Якутские коновязи


Сахалар сэргэлэрэ (Якутские коновязи) Термин сэргэ это коновязный столб, состоящего обычно из круглого или стесанного в грани толстого бревна, высотой отземли от 2 до 3 метров, опоясанного на одной третьей части от верхнего основания вогнутой или выпуклой полосой вокруг столба в один или в два – три ряда и завершенного какой либо конструктивной фигурой в виде кубка, шара, ромбика или рогоподобного торчка. «Сэргэ» ставились и на особо чтимых местах там, где устраивались народные празднества, на местах шаманских мистерий и, наконец, ставились во дворах особо спесивых тойонов и богачей в виде обелиска. - устанавливаются во всех дворах. Их одинаковый стандартный вид разнообразится только количеством и формой зарубки, охватывающей ствол коновязи на одной третьей ее части. Это зарубка может быть в виде выпуклости, шара, выгнутости, грушевидной формы, двойная и тройной.Надворные коновязи Свадебные коновязи – устанавливались во дворах для встречи свадебного поезда. Особенность этих коновязей заключается в обязательном завершении столба стилиобразной фигурой посуды, рогов домашнего скота и т.п. Ствол столба орнаментируется резным узоромКийиит сэргэтэ Сэлэ быата Специально плетенная веревка из конского волоса для подвязывания жеребят. Сэлэ сэргэтэ Так называемую «Сэлэ сэргэтэ» ставили только богатые люди возле летнего титиикэ(летний хлев для лошадей в виде шалаша), где доили кобыл. Это были коновязи высотой с человеческий рост, без специальных орнаментов и узоров. Количество таких коновязей зависело от количества кобылиц. На верхней утонченной части коновязи привязывали специально плетеные веревки из конского волоса. Это предназначалась для жеребят. Түһүлгэ сэргэтэ Столб высотой с человеческий рост в виде сэргэ с перекладиной. На этих столбах подвешиваются большие кожаные бродильные чаны (сири иһит - ушат) с кобыльим молоком (кумысом) Уһаайахтаах кымыс сэргэтэ Праздничный коновязь с длинным шестом на средней сэргэ. Такие коновязи ставили зажиточные семьи. Угощали всех соседей кумысом и мясом. Между коновязами на шесте подвешивали емкости для кумыса. Икки уһаайахтаах сэргэКоновязь с двумя длинными шестами на сэргэ.Такие коновязи ставили две семьи угощали всех соседей кумысом и мясом. Между коновязями на шесте подвешивали емкости для кумыса. Кыргыс сэргэтэОбразцы этих коновязей встречались внутри старинных ураса/ конца 17 и первой половины 19 вв./ в виде некоторых столбов остова. Улуу сэргэ, тойон сэргэ «Почетные коновязи» Устанавливались почти до 19 века на особо чтимых местах или во дворе важных и именитых тойонов. Отличается массивностью, богатством отделки и представлял собой как вроде обелиск в честь. Основным мотивом этих столбов служил образ человека. Сэргэ с чороном Специальная коновязь для кобылы устанавливались во время праздника ысыах. Кобылу купали, жеребенка укрывали маленьким чепраком, на голову кобылы надевали украшенную серебром узду с кисточкой из медвежьего меха. Коновязь для урасыСтавили возле урасы. Верхушка коновязи имела форму урасы. Истигэн сэргэ Коновязь с двумя выступами, напоминающими уши, ставились посреди двора для охраны покоя жильцов. Ат сэргэтэ Коновязь для лошадиКоновязь, где привязывалась только белая лошадь с серебреным сбруей и седлом. Обрядовая коновязь с головами трех лошадей Хозяева ысыаха ставили коновязь, вызывая духа процветания, роста численности лошадей хозяину, привязывая трех жеребцов. Сторожевые сэргэКоновязь с верхушкой в форме меча. Древние якуты считали, что такие коновязи имеют силу защиту от врагов, поэтому специально приглашали шамана для камлания. Сэргэ с орломСтавилась для самого почетного главы. Байанай сэргэтэОхотник перед выходом на промысел, ставил специально коновязь с просьбой о благополучной и богатой охоте. Если охота завершалась удачно, охотник в знак благодарности приносил дар. Подземельные пограничные столбы Ставились как пограничные вехи между территориями наслегов, пограничным знаком для земель, отведенными скопческому населению или пограничного знака какого-нибудь богатого якута, таким образом, пометившего, принадлежащие ему сенокосные луга и т.п. Итэҕэл сэргэлэрэПриусадебные коновязи ритуального значения – ставили с просьбой у духов природы, предков для отвода беды, болезни и т.д. Сатанах сэргэСтолб для привязывания лошадей, столб, на которых оставлены сучья для развешивания вещей. Они также ставились возле дома. «Сатанах сэргэ» представляло собой вычищенную от коры верхнюю часть дерева диаметром 15-17 см, с двумя – четырмя развилками. Длина ствола доходила до 150 см, развилок – до 50-70 см. Ат сэргэтэ Устанавливались перед домом, несмотря на присутствие надворного сэргэ. Упряжной скот привязывался только к этой коновязи, тогда как надворное оставалось свободным. К верхней перекладине обычно привязывали лошадей, к нижней – волов. Спасибо за внимание!!