Образовательная программа кружка Волонтёрское движение — часть безопасности жизнедеятельности


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
Устиновского района
СОГЛАСОВАНО
Протокол методическогосовета №______
от «__»___________2014 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор_________В.А.ЛобановаПриказ №______
от «__»__________2014 г.
Общеразвивающая
образовательная программа
дополнительного образования детей
«ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ –
ЧАСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
социально-педагогической направленности
Составитель:
Роменская Л.Ю.
Педаг-психолог; учитель ОБЖ
МБОУ СОШ № 49
Возраст детей: 15 - 17 лет
Срок реализации – 3 года
Ижевск 2013
Пояснительная записка.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что в старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является личностная зрелость. Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения Я-концепции. Школьная юность является важным этапом развития личности.
По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей старшеклассников содержание их мышления также становится более широким и сложным. Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней чрезвычайно важны для старших школьников. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило – разновозрастные и подчиненные нормам специфической юношеской субкультуры.
Воспитательная задача состоит в том, чтобы в приоритете старшеклассников были ценности, связанные с развитием самосознания, - самораскрытие, понимание, искренность.
Общая тенденция старшего школьного возраста – рост самостоятельности и самосознания, открытие своего я. Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте.
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся по данной программе уже имеют опыт волонтёрского движения, и эта программа является следующей ступенью в развитии старшеклассника, как волонтёра. Подросток идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.
Данная программа призвана обучать старших волонтёров самих осуществлять занятия со школьниками.
Самоопределение – это сложное личностное образование, которое складывается на протяжении длительного развитии личности.
Определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни». В процессе самоопределения человек решает такую важнейшую задачу, как построение индивидуальных жизненных смыслов.
Личностным самоопределением является основное новообразование ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми.
Кроме того, у старшеклассников часто возникают трудности социальной адаптации. В связи с этим участи волонтёрском движении представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.
Направленность программы социально-педагогическая:
образовательная деятельность;
творческая общественно полезная деятельность.
Адресат: старшеклассники 15 -17 лет. Численность в группе 12-15 человек.
Цель:
Формирование внутренней системы ценностей старшеклассников через участие в волонтёрском движении
Задачи:
Способствовать развитию морально – этических установок обучающихся (в том числе общечеловеческих ценностей).
Развивать навыки самостоятельного принятия решений.
Способствовать укреплению здоровья старшеклассников
Способствовать развитию потребности у старшеклассников ведения ЗОЖ.
Срок реализации программы:
1 год обучения – 144 часа при нагрузке 4 часа в неделю.
2 год обучения – 216 часов при нагрузке 6 часов в неделю.
3 год обучения – 216 часов при нагрузке 6 часов в неделю.
Содержание программы, методы и технологии соответствуют психологическим, физиологическим и социальным особенностям развития старшеклассников.
Формы и методы проведения занятий:
Дискуссии
Игра
Семинары
Беседа
Творческие задания
Посещение специализированных учреждений
Проведение акций
Коммунарские сборы
Конкурс
Слёт
Практические занятия
Решение ситуативных задач
Социальный театр
Непременным условием работы является предоставление каждому участнику объединения возможности для самореализации.
Контроль знаний, умений и навыков:
Семинарское занятие
Конкурс
Сочинение
Анализ
Круглый стол
Диагностика (тестирование, анкетирование, опрос)
Социальный проект
По окончании первого года обучения волонтёры будут
Знать:
основные направления деятельности волонтёров
роль волонтёрского движения в пропаганде ЗОЖ
признаки различных видов зависимостей
последствия употребления ПАВ
правила успешной презентации
правила конструктивного общения
Уметь:
Проводить игры на развитие коммуникативных навыков
Проводить социальные акции;
Работать в активе на сборах;
Проводить профилактические занятия.
По окончании второго года обучения волонтёры будут
Знать:
О волонтёрской деятельности в России и Удмуртии
Формы и методы работы волонтёров
Виды профилактики употребления ПАВ
МетодикУ проведения КТД;
Методика проведения волонтёрских сборов;
Виды и правила агитационной бригады;
Понятие о коллективной работе и коллективном планировании.
Уметь:
Проводить игры на развитие коммуникативных навыков
Создавать агитационную бригаду
Проводить практические занятия
Проводить акции
Организовывать сборы
Создавать социальный проект.
По окончании 3 года обучения волонтёры будут
Знать:
Способы мотивации к участию в добровольческой (волонтёрской) деятельности
Структуру и методы работы международной добровольческой деятельности
Личная книжка добровольца (волонтёра)
Специфика работы с людьми с ограниченными возможностями
Способы формирования здорового образа жизни
Виды взаимоотношений между людьми в обществе
Способы психологической саморегуляцииПризнаки коллектива и его функции
Уметь:
Самостоятельно организовывать и проводить мероприятия
Самостоятельно организовывать и проводить уроки здоровья для учащихся образовательных учреждений
Создавать интернет - странички отряда и следить за работой группы
Работать с личной книжкой волонтёра
Работать в активе волонтёров района
Вести пропаганду ЗОЖ
Писать сценарии для мероприятий
Отслеживание результативности:
Отслеживание результативности осуществляется методами психологической и педагогической диагностики и включает оценку знаний, практических умений, навыков и достижений детей.
Для отслеживания качественных показателей программы выбраны следующие критерии:
Наличие устойчивой положительной мотивации к занятиям в кружке.
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе (методика социометрии).
Уровень сформированности лидерских и организаторских знаний и умений, как необходимого компонента социальной активности.
По итогам каждого этапа педагог получает лист «Рекомендации психолога по результатам диагностики».
Педагогическая диагностика осуществляется с помощью:
Тестирования,
Наблюдения в процессе практической деятельности,
Анализа проведенных мероприятий,
Ведения портфолио отряда с фиксированием в нём всех достижений.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Сформированная активная жизненная позиция подростков.
Сформированные организаторские и лидерские качества.
Стабильность функционирования подросткового коллектива.
Умение волонтеров самостоятельно принимать решения.
Высокая эмоционально - волевая устойчивость.
Творческая самореализация волонтеров в их совместной деятельности друг с другом и с другими сверстниками.
Сформированная у волонтёров потребность в ведении ЗОЖ.
Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения.
№ Разделы и темы учебно-тематического плана Количество часов
всего Из них
144 Теория Практика
1 раздел. Добровольческая (волонтёрская) деятельность.
1.1.
1.2.
1.3.
Вводное занятие.
Понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности.
Основная деятельность волонтёров 10 5 5
2 раздел. Основы здорового образа жизни
2.1.
2.2.
2.3. Роль здоровья в жизни человека
Факторы, разрушающие здоровье
Волонтёры и пропаганда ЗОЖ 20 10 10
3 раздел. Вредные привычки и общество
3.1.
3.2.
3.3.
Мифы о курении
Влияние курения на органы дыхания
Влияние курения на школьную успеваемость
Влияние курения на социальное окружение человека 30 15 15
4 раздел. Человек и культура общения
4.1.
4.2.
4.3. Развитие позитивного мышления
Что мешает нам в общении?
Формы общения 20 10 10
5 раздел. Добрые намерения и добрые дела
5.1.
5.2.
5.3. Что такое доброта
Твори добро
Волонтёры и добрые дела 30 15 15
6 раздел. Коллективная деятельность
6.1.
6.2.
6.3. Совместное творчество
Роль коллектива в профилактике вредных привычек
Роль коллектива в пропаганде ЗОЖ 34 17 17
итого 144 72 72

Учебно-тематическое планирование на 2 год обучения.
№ Разделы и темы учебно-тематического плана Количество часов
всего Из них
216 Теория Практика
1 раздел. Добровольческая (волонтёрская) деятельность.
1.1.
1.2.
1.3. Вводное занятие.
Формы работы волонтёров
Стань волонтёром теперь 30 10 20
2 раздел. Вещества, которые наносят вред твоему здоровью
2.1.
2.2.
2.3. Здоровое питание
Здоровые напитки
Здоровое дыхание 42 27 15
3 раздел. Твоя безопасность – в твоих руках
3.1.
3.2
3.3. Безопасность автономного существования
Как вести себя с незнакомыми людьми
Школа без конфликтов 30 15 15
4 раздел. Организация времени волонтёра
4.1.
4.2.
4.3.
4.4. Планирование своей деятельности
Успевай и действуй
Мечты сбываются
Волонтёр – организованный человек 30 20 10
5 раздел. Волонтёрское движение и исследовательская деятельность
5.1.
5.2.
5.3. Удивительное – рядом
Принципы исследовательской деятельности
Твори, выдумай, пробуй 30 15 15
6 раздел. С чего начинается Родина
6.1.
6.2.
6.3. Я – гражданин России
Волонтёры – будущее России
Привычка – характер – поступок – судьба 27 15 12
7 раздел. Коллективная деятельность.
7.1.
7.2.
7.3. Проектная деятельность
Коллективная журналистская деятельность
Коллективная трудовая деятельность
Итоговое 27 15 12
ИТОГО 216 117 99
Учебно-тематическое планирование на 3 год обучения.
№ Разделы и темы учебно-тематического плана Количество часов
всего Из них
216 Теория Практика
1 раздел. Добровольческая (волонтёрская) деятельность
1.1.
1.2.
1.3.
1.4. Вводное занятие.
Формы работы волонтёров
Взаимодействие волонтёров с другими общественными организациями
Волонтёрское движение – альтернатива равнодушию 42 20 22
2 раздел. Личность и общество
2.1.
2.2.
2.3.
2.4. Качества личности
Личность и общество
С чего начинается личность
Личность и волонтёрское движение 42 20 22
3 раздел. В человеке всё должно быть прекрасно
3.1.
3.2.
3.3.
3.4. Быть сильным – это значит…
Встречают по одёжке, провожают по уму
Как уберечь себя от желания совершить плохой поступок
Мои интересы и увлечения 42 20 22
4 раздел. Сценическое мастерство.
4.1.
4.2.
4.3. Игровая деятельность.
Кумиры и поклонники
Как жить в гармонии с собой 45 15 30
5 раздел. Коллективная деятельность.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4. Организация коллективной деятельности.
Когда труд в радость
Добрые дела моей жизни
Итоговое 45 20 25
ИТОГО 216 95 121
Содержание 1 года обучения.
раздел. Добровольческая (волонтёрская) деятельность
Водное занятие
Теория: вводный инструктаж по технике безопасности;
Практика: диагностика «приоритет жизненных ценностей» (анкета)
понятие о добровольческой (волонтёрской ) деятельности
Теория: 1. Качества необходимые волонтёру
2. заповеди волонтёров
Практика:
психологические игры на знакомство;
психологическая игра «расскажи мне о себе»
упражнения на развитие лидерских качеств
Основная деятельность волонтёров
Теория: цели и задачи, планирование
Практика:
диагностика –анкетирование: «Что ты готов сделать для улучшения мира?»
оформление стенной газеты
раздел. Основы здорового образа жизни
Роль здоровья в жизни человека
Теория:
анализ результатов анкетирования «приоритет жизненных ценностей»
беседа о сохранении здоровья
Практика:
игра «больной – здоровый»
участие в волонтёрских районных сборах
Факторы, разрушающие здоровье
Теория:
беседа «здоровый человек – здоровое общество»
спорт и волонтёрское движение
причины агрессивного поведения
признаки агрессии
Практика:
весёлые старты
тест на определение уровня агрессии
способы снятия эмоционального напряжения
составление памятки
Волонтёры и пропаганда ЗОЖ
Теория:
просмотр фильма о вреде курения
способы пропаганды ЗОЖ
общение физически здоровых людей с людьми с ограниченными возможностями
Роль здоровья в жизни человека
Практика:
обсуждение фильма, диспут
выступление на классных часах в 6х классах
конкурс слоганов против курения
раздел. Вредные привычки и общество
мифы о курении
Теория:
мифы о курении
есть ли у курения плюсы?
Практика:
экскурсия в Медакадемию
исследование: как изменилось здоровье Россиян со времён начала курения в России
суд над Колумбом
влияние курения на органы дыхания
Теория:
активное и пассивное курение
заболевания, связанные с курением
Практика:
исследование в 8х классах
конференция по результатам исследования
влияние курения на школьную успеваемость
Теория:
постановление о запрете курения
оставайся некурящим
истории для подражания
Практика:
выступления на классных часах в 8х классах
написание статьи в газету «Живи…»
диспут о справедливости постановления о запрете курения
Влияние курения на социальное окружение человека
Теория:
причины употребления табака
статистические данные о курении в других странах
способы справиться с курением
жизнь без табака – это для тебя
волонтёры против курения
Практика:
просмотр фильма из цикла «Курение – среда обитания»
диспут «Бизнес и курение»
акция «Новое поколение выбирает»
акция «Волонтёры против курения»
раздел. Человек и культура общения
Развитие позитивного мышления
Теория:
ты и общество
мир вокруг нас
что такое агрессия?
скрытая и явная агрессия
Практика:
анкетирование «Моё отношение к окружающим»
тест на определение самооценки
тест на определение уровня агрессии
что может послужить причиной агрессии (диспут)
Что мешает нам в общении
Теория:
просмотр мультимедийной презентации
способы справиться с агрессией
Практика:
творческая работа (сочинение)
составление памятки
Формы общения
Теория:
причины агрессивного поведения
признаки агрессивного поведения
развитие позитивного мышления
что есть «добро» и что есть «зло»?
Практика:
упражнение «Волшебные слова»
упражнение «Сила слова»
сценки на поведение в разных ситуациях
составление коллажей
раздел. Добрые намерения и добрые дела
Что такое доброта
Теория:
кого можно назвать добрым
какие качества присущи доброму человеку
красоту уносят годы – доброту не унесут
Практика:
«Что такое доброта?» - диспут
считаю ли я себя добрым – обсуждение
«Так что есть красота?» -диспут
Твори добро
Теория:
добро должно быть с кулаками?
качества человека, которые неизменны
добрые люди среди нас
Практика:
диспут – «Может ли зло служить добру?»
конкурс рисунков «Доброе лицо учителя»
акция «Миллион добрых дел»
Волонтёры и добрые дела
Теория:
победа добра над злом
легко ли быть добрым?
рассказы о случаях применения кардинальных мер с добрыми намерениями
сообщения о благородных поступках знаменитых людей
доброта в твоей душе
«На добро добром ответишь – молодец, а на зло добром ответишь – ты мудрец»
Практика:
акция « Моя школа должна быть чистой»
акция «Твори добро»
конкурс «Мой друг» ( рисунки, плакаты, сочинения)
участие в конкурсе рисунков « Быть ребёнком не должно быть больно»
составление коллажей «Добрая улыбка»
практическое занятие
раздел. Коллективная деятельность
Совместное творчество
Теория:
нет предела силе человека, если эта сила – коллектив
первые коллективы подростков в России
как писать проект
Практика:
тренинг взаимодействия с коллективом
написание социального проекта
Роль коллектива в профилактике вредных привычек
Теория:
театральная деятельность
что сильнее: отрицательное или положительное влияние
я – как все и я – индивидуален
театр и волонтёрское движение
я в мир удивительный этот пришёл…
Практика:
акция против курения «Сними завесу дыма с глаз»
акция «нашей школе – чистый двор»
тренинг «Баллентова сессия»
оформление стенда о работе волонтёров
Роль коллектива в пропаганде ЗОЖ
Теория:
кому я могу доверять
формы коллективной деятельности
моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека
коллектив и личность
подведение итогов
Практика:
психологические игры на взаимодействие ребят в коллективе
психологическая игра «Ты среди людей»
выступление перед учащимися начальной школы
валеологическое казино
праздник «Возьмёмся за руки, друзья»
Содержание 2 года обучения.
1 раздел. Добровольческая (волонтёрская) деятельность.
Вводное занятие
Теория:
задачи волонтёров
люди, которым мы подражаем
Практика:
анализ деятельности за предыдущий год
составление плана работы
Формы Работы волонтёров
Теория:
спортивные достижения наших земляков
первые субботники в России
детские общественные организации в Ижевске
волонтёры за чистоту родного города
Практика:
психологические игры на развитие уверенности в себе
оформление стенда о волонтёрской деятельности
конкурс коллажей «Волонтёры – юности»
акция «Ижевчанам – чистый город»
Стань волонтёром теперь
Теория:
волонтёр –всем пример
волонтёрское движение в твоей школе
«А если плата вам нужна, тогда поступку – грош цена»
я и мои ценности
Практика:
подготовка к выступлению агитбригады
выступление агитбригады
диспут «Чем платить за помощь»
акция «Стань волонтёром теперь»
2 раздел. Вещества, которые наносят вред твоему здоровью
2.1. Здоровое питание
Теория:
культура питания
о полезной пище
полезные и ядовитые растения
мифы и правда о жевательной резинке
Практика:
конкурс на составление самого полезного и вкусного меню
конкурс бабушкиных рецептов приготовления кваса, морсов, компотов
праздник «Обжорка»
проведение игры – лото в начальных классах «Съедобное – несъедобное»
просмотр фильма о полезных и ядовитых растениях
2.2. Здоровые напитки
Теория:
химический состав газированных напитков
я живу в родниковом краю
урок чистой воды
алкоголь – враг человечества
Практика:
настольная игра «Алкоголь меняет человека»
конкурс сочинений о пользе родниковой воды
просмотр фильма из серии «Среда обитания»
конкурс слоганов в защиту окружающей среды
2.3. Здоровое дыхание
Теория:
влияние промышленной зоны на органы дыхания человека
курение мешает нам жить
естественная радиация
химия в нашем доме
как сохранить своё здоровье
Практика:
акция «Твоё здоровье в твоих руках»
составление памятки «Обращение к курильщику»
изготовление буклетов о пользе и вреде солнечных лучей
конкурс плакатов о вреде и пользе химических веществ в быту
весёлые старты
3 раздел. Сделай свою жизнь безопасной
3.1. Безопасность автономного существования
Теория:
что такое безопасное поведение
статистика ДТП
Практика:
составление памятки
письмо незнакомому водителю
конкурс рисунков «Грамотный пешеход дольше живёт»
встреча с сотрудником ГИБДД
3.2. Как вести себя с незнакомыми людьми
Теория:
внешний вид и общение
типы модальности поведения и общение
визуалы, аудиалы, кинестетикиПрактика:
тренинг «Как понимать друг друга»
составление коллажа «Всё о безопасном поведении»
занятие «Волонтёры – за безопасность»
3.3. Конфликты и здоровье
Теория:
правила безопасного поведения
правила поведения в конфликте
каждый человек имеет такое лицо, какое он заслужил
Практика:
игра « Походка, которая не повторяется»
психологические упражнения на умение договариваться
игра «Покажи мне меня»
4 раздел. Организация твоего времени
4.1. Режим дня
Теория:
правильное планирование – залог успеха
мечтай и планируй
Практика:
составление режима дня
упражнение «Нарисуй свою мечту»
4.2. Успевай и действуй
Теория:
как добиться успеха
планируй и действуй
как воплотить мечту в жизнь
Практика:
семинар « Как стать успешным»
упражнение «Каким я буду через десять лет»
упражнение «Найди альтернативные пути решения»
4.3. Мечты сбываются
Теория:
действуй и добивайся
знаменитые известные люди
правила успешной самопрезентацииПрактика:
упражнение «Юлий Цезарь»
Игра «Соревнования кораблей»
упражнение «Мечты и препятствия»
4.4. Волонтёр – организованный человек
Теория:
как составить резюме
правила распределения своего времени
как осуществить свои планы
Практика:
игра «Кто станет президентом»
формы организации своего времени
упражнение «Сильный человек»
игра «Волшебный стул»
5 раздел. Волонтёрское движение и исследовательская деятельность
5.1. Удивительное – рядом
Теория:
мировые научные задачи
научно – технический прогресс
нерешённые задачи человечества
недоказанное, неоткрытое, нерешённое…
Практика:
рисунки семи чудес света
выбор темы на НПК
подготовка к НПК; участие в НПК
5.2. Принципы исследовательской деятельности
Теория:
правила написания научной работы
гипотеза – исследование
достижения двадцатого века
Практика:
учимся выдвигать гипотезу
просмотр фильма «Культура и время»
обсуждение фильма «Культура и время»
5.3. Твори, выдумывай, пробуй!
Теория:
загадки истории
история Атлантиды
волонтёры – творческие люди
Практика:
творческий конкурс «Учёные будущего»
конкурс оберегов
акция «Твори, выдумывай, пробуй!»
раздел. С чего начинается Родина
Я – гражданин России
Теория:
символика России
Калашников – мой земляк
кто защищает наше отечество
рассказы о героях МЧС
Практика:
встреча с учащимися профильного класса МЧС МОУ СОШ № 57
оформление клумбы перед мемориальной доской Сергея Смирнова (ученика МОУ СОШ № 49 погибшего в Чечне)
сочинение «Российский солдат – мой отец, дед, брат…»
Волонтёры – будущее России
Теория:
кого мы называем патриотами
освоение космоса – наша гордость
знаете, каким он парнем был?!
Практика:
конкурс коллажей про Гагарина
конкурс рисунков «Мы – земляне»
акция «Волонтёры – за экологию планеты»
Привычка – характер – поступок – судьба
Теория:
служба в Российской армии – почётная обязанность
герои среди нас
что мы называем подвигом
с чего начинается патриот
Практика:
рассказы об участниках ВОВ – жителях улицы Труда
поздравление участников ВОВ
акция «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
посещение ветеранов ВОВ на дому
раздел. Коллективная деятельность.
Проектная деятельность
Теория:
волонтёрское движение и черлидингобсуждение проектов по благоустройству пришкольного участка
обсуждение сценария игровой профилактической программы
Практика:
семинар по черлидингуучастие в конкурсе по черлидингуучастие в конкурсе социальных проектов
участие в конкурсе игровых профилактических программ
Коллективная журналистская деятельность
Теория:
по секрету всему свету
семинар по журналистике
Практика:
написание статьи в газету «Живи»
оформление стенда о деятельности отряда за год
Коллективная трудовая деятельность
Теория:
история возникновения субботников
помогаем вместе
как живётся людям с ограниченными возможностями
итоговое
Практика:
обсуждение проектов по благоустройству пришкольного участка
разбивка клумбы на пришкольном участке
участие в неделе добра
праздник «Вместе дружная семья»
Содержание 3 года обучения.
1 раздел. Добровольческая (волонтёрская) деятельность
Вводное занятие.
Теория:
введение в волонтёрскую деятельность
ещё раз о волонтёрах
Практика:
вводный инструктаж для волонтёров
планирование
Формы работы волонтёров
Теория:
аргументы за волонтёров
волонтёры – альтруисты
твоя жизненная позиция
Практика
игры на коммуникативное общение
игра «Волонтёрское лото»
оформление стенда о деятельности волонтёров
Взаимодействие волонтёров с другими общественными организациями
Теория:
волонтёры как детское общественное движение
волонтёрское движение в других странах
история развития волонтёрского движения в Устиновском районе
единство взглядов
Практика:
акция «Волонтёры всех стран, объединяйтесь!»
КВН с «Юностью»
тренинг на развитие лидерских качеств
акция «Волонтёры с Вами!»
Волонтёрское движение – альтернатива равнодушию
Теория:
о братьях наших меньших
мировоззрение волонтёров
о моих правах и обязанностях
как отстаивать своё мнение
если не мы, то кто?
можно ли переложить ответственность на других?
Практика:
акция «А что ты предлагаешь?»
конкурс поделок «в мире животных»
акция «Школа без двоек»
акция «Мы живём в чистом городе»
акция «Стань волонтёром теперь!»
2 раздел. Личность и общество
2.1. Качества личности
Теория:
кого мы называем личностью
влияние одного человека на историю человечества
личность и целеустремлённость
Практика:
конкурс плакатов «Это личность»
психологические упражнения на целеполаганиепсихологические упражнения на умение убеждать
2.2. Личность и общество
Теория:
как стать личностью
злой и добрый гений
корни твои
твоя профессиональная родословная
Практика:
тренинг на коммуникативное общение
сочинение «Мой друг – личность»
тест на самооценку; упражнение на развитие самоуважения
тест на определение профессиональной мотивации
2.3. С чего начинается личность
Теория:
взаимодействие разных личностей
мои положительные и отрицательные черты
психология героя
Практика:
упражнение «Расскажи мне обо мне»
диспут «Борьба за ЗОЖ – это героизм?»
конкурс слоганов «Росси – здоровое будущее»
2.4. Личность и волонтёрское движение
Теория:
«К славному подвигу каждый готов…»
за что можно уважать человека
моя жизнь через лет
личность и волонтёрское движение
Практика:
Родина для меня – я для Родины
акция «СПИД не спит!»
3 раздел. В человеке всё должно быть прекрасно
3.1. Быть сильным – это значит…
Теория:
мужское воспитание
в чём истинная сила человека?
есть такие ребята…
Практика:
конкурс сочинений «Я горжусь своим отцом»
диспут «Сила мышц и сила духа – что сильнее?»
упражнение «Умеешь ли ты дружить?»
3.2. Встречают по одёжке, провожают по уму
Теория:
быть уверенным в себе – быть уверенным в правильности своих поступков
правила самопрезентациирасскажи мне о себе (правила составления резюме)
Практика:
конкурс личных мультимедийных презентаций
выставка стенгазет «Моя семья»
составление резюме отряда; составление личных резюме волонтёров
3.3. Как уберечь себя от желания совершить плохой поступок
Теория:
тактичность – признак взрослости?
о свободолюбии и личной свободе
Практика:
акция «Стань свободным от зависимостей»
тренинг «Как сказать «Нет» соблазнам»
круглый стол «Как сохранить своё здоровье»
3.4. Мои интересы и увлечения
Теория:
интересы и увлечения великих людей мира
история празднования Дня матери
о дружбе мальчиков и девочек
«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит…»
Практика:
выставка портретов мамы
изготовление буклетов о волонтёрской помощи
упражнение «Умеешь ли ты дружить?»
выставка поделок, рисунков, сочинений «Мои интересы и увлечения»
4 раздел. Сценическое мастерство.
4.1. Игровая деятельность.
Теория:
моя любимая игра в детстве; игры наших родителей
качества присущие творческой личности
общение, как способ добивать своих целей
Практика:
акция «Научим играть всех, кто желает»
тренинг на коммуникативное общение
тренинг на формирование адекватной самооценки
4.2. Кумиры и поклонники
Теория:
как правильно говорить и держаться на сцене
«Достиги» и «Признаны»
о популярности
талант и трудолюбие
Практика:
упражнения на сценическое мастерство
вечер поэзии с просмотром мультимедийной презентации
вечер «Я творческая личность»
4.3. Как жить в гармонии с собой
Теория:
свет мой, зеркальце, скажи!
как победить свою лень
универсальные требования к современному человеку
кого мы называем самостоятельным человеком
Практика:
упражнение «Я люблю себя за то…»
выставка стенгазет «Я люблю тебя за то…»
акция «Сегодня я сделаю то, что обычно мне лень»
конкурс «Самостоятельный поступок»
5 раздел. Коллективная деятельность.
5.1. Организация коллективной деятельности.
Теория:
из чего сделаны девочки?
из чего сделаны мальчики?
о тех, кто, называя себя твоим другом, предлагает тебе ПАВ
кто отвечает за чистоту и сохранность школьного имущества
Практика:
игровой день для учащихся первых классов в каникулы
акция «Каждой девчонке – солнце в подарок»
упражнение «Пойми меня»
подготовка к выступлению агитбригады
выступление агитбригады
5.2. Когда труд в радость
Теория:
может ли труд быть отдыхом
умение убеждать и многословие
откровенный разговор – способ добиться понимания
Практика:
круглый стол « Поговорим, волонтёр»
занятие «Отдели друзей от недругов»
участие в неделе добра
акция «Ты хозяин своей школы»
5.3. Добрые дела моей жизни
Теория:
ложь во спасение – добро или зло
о патриотизме ложном и мнимом
Практика:
лучше горькая правда, чем сладкая ложь – диспут
сочинение «Если бы я был президентом»
конкурс сочинений «Семейные традиции»
сбор материалов о деятельности отряда за три года
Итоговое
Теория:
история и мы
через тернии – к звёздам
Практика:
оформление стенгазеты и мультимедийной презентации о деятельности волонтёров за три года
акция «Последуй нашему примеру»
Список литературы для педагогов.
«Лучшие психологические игры и упражнения» Н.Козлов. Екатеринбург 1997
«Основы конструктивного общения» Т.Г.Григорьева; Л.В.Линская; Т.П.Усольцева. Москва 1997
Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. Ижевск 2005
«Психологическая помощь родителям и детям» В.Р.Шмидт.
Москва 2007
«Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе» В.А.Ситаров; В.Г.Маралов. Москва 2000
«Социология в вопросах и ответах» А.А.Горелов. Москва 2007
«Профилактика вредных привычек» Н.И.Ерёменко. Глобус 2008
«Тренинг преодоления конфликтов» Н.Н.Васильев.
Санкт – Петербург 2003
«Управление воспитательным процессом в классе» М.П.Нечаев. Москва 2006
«Я и мои ценности» Т.Н.Гущина. Москва 2008

Список литературы для детей:
«Я - Лидер» информационно-методический сборник. Киров 2008
Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №1 Ижевск 2007
Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №2 Ижевск 2008
Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №3 Ижевск 2008
Физкультминутки (сборник) выпуск №3. Волгоград 2007
Командные игры-испытания (сборник) М.2004.
Коваленко В.И. «Младшие школьники после уроков» 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. М. 2007