Картотека дидактических игр к проекту Чистюльки


Картотека
дидактических игр
по формированию культурно гигиенических навыков

КОМУ ЧТО НУЖНО
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).


РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
ВАЛЕОЛОГИЯ
Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.
Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.
Ход игры: 1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»
2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.
3-ий вариант Воспитатель предлагает выбрать картинки, которые понравились им больше всего, и попросите объяснить, почему они сделали такой выбор. Или воспитатель предлагает выбрать картинки, которые не понравились им, и попросите объяснить, почему.

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым плат-ком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться
Материал: носовой платок
Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.
СДЕЛАЕМ КУКЛАМ РАЗНЫЕ ПРИЧЕСКИ
Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необхо-димых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»
Материал: куклы, расчёски, заколки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.
ВЫМОЕМ КУКЛУ
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умыва-ния, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движе-ния при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов пока-зать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последователь-ность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
ПОДБЕРИ КАРТИНКИ
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, форми-ровать навыки здорового образа жизни
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены
Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
ИГРА "УЛОЖИМ МИШКУ СПАТЬ"Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.
ИГРА "УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ"Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:
Чайник на столе поставим,Блюдца, чашки мы расставим,Будем мы гостей встречать,Кукол чаем угощать!
ИГРА "ПАРОВОЗИК"Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.Оборудование: паровозик, рельсы.Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее: "Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!"Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.
ИГРА "КУКЛА ИДЕТ НА ПРОГУЛКУ"Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.Оборудование: кукла.Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:Надеваем курточку, проденем руки в рукава, Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, Вот шнурки, я помогу тебе завязать Вот, ботиночки надели на ножки Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку надели Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
ИГРА "ЗНАКОМЬСЯ - КОШКА"Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое - кошку.Оборудование: игрушка-кошка, картинки с изображением домашних животных.Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за кошкой, обращает внимание на то, что она ходит, мяукает, лакает, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. После наблюдений взрослый показывает игрушку-кошку, дает возможность поиграть с ней, поет песенку про кошку "Серенькая кошечка", а затем ищете ребенком изображение кошки на картинке, выделяя ее среди других: "Вот она - кошечка, умеет мяукать -мяу-мяу".
ИГРА "КРАСИВЫЙ ЦВЕТОЧЕК"Цель учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок.Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.Ход занятия: взрослый организует на прогулке наблюдение ребенка за растениемцветком, обращает внимание на то, что цветок растет на земле, цветет, пахнет, украшает полянку. Взрослый предлагает принести цветок домой и поставить в вазу. После наблюдений за цветами на прогулке взрослый показывает малышу комнатное растение, предлагает полить его, понюхать. Потом ищет с ребенком изображение цветка на картинке.
ИГРА "ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!"Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.Оборудование: две куклы.Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
ИГРА "ВЫМОЙ РУКИ"Цель: учить ребенка мыть руки.Оборудование: заяц резиновый.Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
ИГРА"СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ"Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");открыть кран;сложить ладони рук "лодочкой";подставить руки под струю воды;закрыть кран;вытереть руки полотенцем.Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ"Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.Оборудование: детское мыло, полотенце.Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!В кране булькает вода. Очень даже здорово!Моет рученьки сама Машенька Егорова(взрослый называет имя ребенка).Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
ИГРА "УМЫВАЛОЧКА"Цель: учить ребенка умываться.Оборудование: зеркало, полотенце.Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...Нет, не понемножку - посмелей,Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
ИГРА "ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ"Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
ИГРА "ПОЧИСТИМ ЗУБКИ"Цель: учить ребенка чистить зубы.Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?Зубки, зубки! Где вы зубки?Щечка, щечка! Где ты щечка?Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
ИГРА "ФОНТАНЧИКИ"Цель: учить ребенка полоскать рот.Оборудование: стакан.Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
ИГРА "КУКЛА ЗАБОЛЕЛА"Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.Оборудование: кукла, носовые платки.Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
ИГРА "НОСИКИ-КУРНОСИКИ"Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.Оборудование: индивидуальные носовые платки.Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
ИГРА-ЭТЮД «Я САМА!»Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.Педагог, Давай будем одеваться.Ребенок. Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.)Педагог. Пойдем, будем умываться...Ребенок. Я сама! Я сама! {Умывается. )Педагог. Ну идем, хоть причешу я.Ребенок. Я сама! Я сама! (Причесывается.)Педагог. Ну давай хоть накормлю я.Ребенок. Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует.)Вопросы к детямПравильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?
ИГРА-ЭТЮД «КУПАНИЕ»Педагог вносит игрушку-поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жеспюв изобразить эмоциональное состояние героев. Педагог и дети вместе гтсцешруют стихотворение, используя шашку и жесты.Педагог. Визжит поросенок...Поросенок (ребенок с куклой). Спасите! (Глаза широко раскрыты., рот полуоткрыт, резко машет руками.)ПедагогКупают его в корыте.Он в луже не прочь помыться,А мыльной воды боится.А в кухне купают Олю.Воды ей нагрели вволю.Но Оля кричит...ОляУйдите!Мочалкой меня не трите!Я голову мыть не стану!Не буду садиться в ванну! (Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.)ПедагогВот оба они помыты, Надуты, слегка сердиты, С коленок отмыты пятна. Купаться было приятно...Ребенок. Чего же ты, Оля, кричала?Педагог. И Оленька отвечала...Оля.Кричал поросенок Тошка, А я помогала немножко!Вопросы к детямПочему кричала Оля? Правильно она поступила? А как надо было9 Кто покажет, как надо было поступить?
ИГРА-ЭТЮД «ВКУСНАЯ КАША»Педагог вносит шапочки густ, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает стихотворение «Вкусная каша» 3. Александровой. "Затем педагог и дети вместе инсценируют его.Педагог.Каша из гречки !де варилась? В печке. Сварилась, упрела, Чтоб Оленька ела, Кашу хвалила, На всех разделила. (Добрая улыбка, ласковый взгляд.)Оля.Досталось по ложкеГусям на дорожке,Цыплятам в лукошке,Синицам в окошке.Хватило по ложкеСобаке и кошке. (Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)ПедагогИ Оля доела Последние крошки!
ИГРА-ЭТЮД «МИТЯ И РУБАШКА»Педагог вносит рубашку Мити-замарашки, показывает детям.Педагог. Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика9 Как вы думаете, почему рубашка стала такой9 Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.Педагог. Это Митина рубашка.Ребенок. На, рубашка, просток-вашку!Педагог.Съела маслица она. Съела кашку из пшена И подливку из барашка... (Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их. о свою одежду.)Ребенок. Ты сыта, моя рубашка? Вопросы к детямКак надо есть за столом?Кто покажет Мите, как надо есть?
ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ»ПедагогМальчик Петя поздно встал -Просыпаться тяжко. Умываться он не стал -Он ведь замарашка. Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети.
Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки ?» Дети высказываются; затем с помощью движений и мимики изображают Петю.(Вьсразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)
ИГРА-ЭТЮД « У Ш И »Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение Э. Мошковской «Уши» и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей с помощью мимики, жестов и интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение.1-й ребенок.Доктор, доктор, Как нам быть: Уши мыть Или не мыть?2-й ребенокЕсли мыть,То как нам быть:Часто мытьИли пореже9 Педагог. Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕ.. Педагог. Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕПедагог. Отвечает доктор гневно... ДокторЕЖЕ-ЕЖЕ-ЕЖЕДНЕВНО! (Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд, устрашающая интонация голоса.)ИГРА-ЭТЮД «ПРИХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ»Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение «Приходите, поглядите» Е. Благининой. Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации.ПедагогМетлу взялаИ двор подмела.ДевочкаВсюду нос метла совала, Но и я не отставала -От сарая до крыльца Танцевала без конца. Приходите, поглядите, Хоть сориночку найдите. (Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение , улыбка.)
ИГРА-ЭТЮД «ТАНЕЧКА-ХОЗЯЙКА»Педагог вносит мягкую игрушку-зайчика, фартук, косынку для Танечки-хозяйки, тазик, тряпку. Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н. Глазковой и предлагае7п определить, что чувствует Танечка в начале и в конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает Танечка, педагог предлагает им изобразить настроение героини с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации.ПедагогНынче Танечка — хозяйкаИ хлопочет день-деньской.Отложила в угол зайкуИ сказана... Таня. Спи, косой! ПедагогТянет тряпку из комода, Из кладовки тащит таз. Окуная тряпку в воду, Ненароком облилась.ТаняТы не смейся, глупый зайка!Поджидай себе обед...Ох и трудно быть хозяйкой,Если мамы дома нет! (Выразительные движения: 1 — сосредоточенный взгляд, уверенные движения, ласковая речевая интонация; 2 — сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.)
ИГРА-ЭТЮД «КАК У НАШЕЙ ИРКИ»Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е. Благининой и предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам персонажей стихотворения и изображают их с помощью мимики и жестов.ПедагогКак у нашей ИркиНа чулках по дырке!Почему,ПочемуНа чулках по дырке?1-й ребенокПотому что неохота Штопать нашей Ирке. (Нерягиливьш вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное.)ПедагогКак у нашей НаткиШтопка на пятке!Почему,ПочемуШтопка на пятке?2-й ребенокПотому что неохота Быть неряхой Натке. (Одежда у девочки опрятная, она аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд.)Остальные игры-этюды на литературном материале организуются аналогичным образом.Занятия с детьми в рамках специально организованной образовательной деятельности также организуются на игровой основе.Необходимо подчеркнуть, что особенность развития современного дошкольника такова, что он стремится сочетать несколько привлекающих его видов деятельности. Это наводит на размышление о возрастающей роли занятий и совместной деятельности с детьми интегрированного характера, где объединяются и разнообразные виды детской деятельности, и специфические виды деятельности, и разнообразные темы, которые представлены в опыте ребенка.