Комплексное психологическое обследование ребенка. Подготовка к консультации родителей.


Комплексное психологическое обследование ребенка. Подготовка к консультации родителей. Мнение консультанта, любая оценка, высказанная им по поводу психического развития ребенка, могут существенно повлиять на условия дальнейшего развития маленького человека…Составление диагностического комплекса — одна из наиболее важных и требующих квалифицированного подхода за­дач в психодиагностической работе.Комплексное психологическое обследование ребенка может стать достаточной основой для выявления подлинных причин возникновения его проблем и трудностей, а значит послужить полноценной базой для построения программы индивидуальной психологической помощи, что, как известно, соответствует принципу коррекционной направленности диагностики . Основные этапы индивидуального психологического обследования ребенка Обратим внимание на то, что для квалифицированного решения психологической проблемы специалисту требуется собрать сведения по следующим основным разделам: Правила проведения индивидуального психологического обследования ребенкаПервая задача, встающая перед психологом при переходе к обследованию ребенка, состоит в установлении с ним хорошего контакта и взаимопонимания. Приспособить общий темп обследования к индивидуальным особенно­стям ребенка: не пытаться торопить медлительных детей и быть го­товым к быстрой смене разнообразных заданий в том случае, если у ребенка высокий темп умственной деятельности.Контроль за состоянием ребенка, учет возможных колебаний его настроения и мотивации необходимы на протяжении всей процедуры обследованияНеправомерно мотивировать ребенка путем сравнения его с другими детьми или соревнования, так же прибегать к использованию или обещанию каких-либо наград, так как это вносит существенные отклонения в стандарт­ные условия мотивации детей в процессе психологического обсле­дования. Основные правила тестирования в рамках комплексного психологического обследования ребенка Порядок проведения диагностикиДлительность одного сеанса обследования дошкольников обычно не должна превышать 40—50 мин. В случае необходимости предпочтительнее разделить обследование на два-три сеанса, но не перегружать ребенка. Правила и рекомендации относительно условий тестирования предложенные А. Анастази Особенности стратегии клинического обследования ребенкаТестовое обследование базируется на жестко фиксированном способе получения данных, предполагает однозначно формулируемую инструкцию, оценку успешности выполнения заданий за строго ограниченный период времени (в большинстве тестов), специальные количественные показатели и т.д.Клинический подход делает акцент на качественном анализе отве­тов и действий ребенкаПри клиническом типе обследования не только допускается, но и специально широко используется изменение ин­струкций в заданиях — их пояснение, уточнение, помощь разной степени развернутости и полноты и т. В ходе клинического обследования практикуется отказ от огра­ничений испытуемого во времени (при сохранении учета этой ха­рактеристики). Клиническое обследование предполагает умение эксперимен­татора фиксировать не только результат выполнения задания, но и многообразные качественные особенности психической деятель­ности ребенка, проявляющиеся при этом. История развития ребенкаВоссоздание особенностей хода и условий развития ребенка на пройденных им этапах онтогенеза с полным основанием относится к числу обязательных методов, применяемых в возрастно-психологическом консультировании.Психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности ребенка, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий развития в каждом возра­стном периоде детства. Понятие и значение психологического анамнезаКак правило, наличное состояние психического развития ребенка, его «психологический статус» может быть правильно оценен и истолкован только в свете всей предшествующей истории его развития.для психолога на первый план выдвигается процесс усвоения ребенком социального опыта, а значит, механизмы и условия формирования его деятельности и общения.АНАМНЕЗ. психологический) (от греч. anamnesis — воспоминание) — совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы.Подводя итог сказанному, подчеркнем, что психологический анамнез развития ребенка важен с нескольких точек зрения: не только как источник сведений о ходе и условиях развития ребенка и основа для построения гипотез относительно существа и причин проблем ребенка, но также как такая беседа психолога с родите­лями, которая дает начало их рефлексивному процессу либо стимулирует его. Схема составления психологического анамнеза Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультированияБеседа, проводимая психологом по итогам изучения случая, преследует несколько целей: подробное обсуждение общего состо­яния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариантного прогноза его дальнейшего развития; совместную разработку системы кон­кретных мер помощи или специальной коррекционной программы; обсуждение проблем родителей, связанных с ребенком, их отношения к его трудностям; планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).Беседа консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяют четыре основных этапа На первом этапе беседы нужно побудить родителей к свободно­му и откровенному обсуждению проблем ребенка, актуализации наиболее волнующих их вопросов.На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение психологом результатов психологического обследо­вания, а также их совместное обсуждение.На третьем этапе обсуждается то, как изменилось от­ношение родителей к проблемам ребенка, планируются последу­ющие встречи. . Спасибо за внимание ! Подготовили магистры 2 курса Кузнецов Н.Н. и Кузнецова А.Г.