Консультации по ГВЭ (ГИА-9)


Русский язык
Консультационные занятия
ГВЭ - 9 класс
Правила поведения для участника ГИА в ППЭ
Это нужно знать:
ППЭ — это пункт проведения экзамена, который располагается в здании МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»
В ППЭ будут организовывать проведение экзаменов: — руководитель ППЭ, организаторы, дежурные по этажу.
Наблюдать за процедурой проведения экзамена будет аккредитованный общественный наблюдатель.
В ППЭ должны обязательно находиться медицинский работник и сотрудник правоохранительных органов.
Прибытие в ППЭ:
1. Приходить на экзамен нужно не менее чем за 45 минут до экзамена.При себе иметь:— документы, удостоверяющие личность;— уведомление участника ГИА;— гелевую ручку с чернилами черного цвета;— средства, разрешенные для использования на экзамене по некоторым предметам.
Запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Допускается иметь при себе питьевую воду в прозрачной бутылке, лекарства, питание (при необходимости)
2. Перед входом на ППЭ необходимо сдать свой мобильный телефон, сумку и др. сопровождающему, дежурному по этажу или организатору.
Правила поведения:
1. Ты должен выполнять все указания организаторов экзаменов.2. Запрещается:— разговаривать;— вставать с рабочих мест;— обмениваться экзаменационными материалами;— выполнять экзаменационную работу по истечении срока, отведенного на ее выполнение;— выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы или фотографировать их.
Разрешается:— задавать вопросы организаторам в аудитории только по процедуре ГИА;— использовать разрешенные дополнительные материалы;— сдать экзаменационные материалы досрочно по мере выполнения всех заданий;— присутствовать при упаковке экзаменационных материалов.
Допускается выходить из аудитории по уважительной причине в сопровождении организатора на этаже (все экзаменационные материалы остаются на рабочем месте).
Если ты себя плохо почувствовал на экзамене, ты можешь прервать выполнение заданий, можешь обратиться к медицинскому работнику, который вызовет скорую помощь и оформит письменное заключение о состоянии твоего здоровья. У тебя есть право пересдать экзамен в резервный день.
6. Участник ГИА имеет право подать апелляцию в письменной форме о нарушении установленного порядка проведения экзамена и (или) о несогласии с выставленными баллами.
Кто допускается к сдаче ГИА 9?
К сдаче Государственной итоговой аттестации допускаются выпускники 9-х классов, не имеющие задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план и имеющие по всем учебным предметам отметки не ниже удовлетворительных.
Также к сдаче ГИА допускаются выпускники прошлых лет, не получившие аттестат.
Чем можно пользоваться на ГИА 9?
При сдаче Государственной итоговой аттестации можно и нужно пользоваться разрешенными справочными и вычислительными материалами, а именно:
- русский язык– орфографический и толковый словари, которые предоставляются образовательной организацией, на базе которой проводится экзамен;
- математика (алгебра)- таблица квадратов двузначных чисел, основные формулы по алгебре и геометрии. Допускается использование линейки. Калькулятор на экзамене не используется.
Что делать, если на ГИА была получена «двойка»?
Результаты ГИА считаются удовлетворительными, если обучающийся по обязательным предметам набрал минимальное количество баллов (по русскому языку 5-10 первичных баллов).
В случае получения неудовлетворительной оценки по одному или двум предметам выпускнику разрешается пересдать предмет в дополнительные сроки до начала следующего учебного года.
Обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов, предоставляется право пройти ГИА не ранее чем через год.
ГИА по русскому языку
При прохождении ГИА по русскому языку обучающемуся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием.
Выбор экзаменационной работы (сочинения или изложения с творческим заданием) обучающийся может осуществить в день экзамена после ознакомления как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения изложения (указывается тема изложения и зачитывается творческое задание).
Общие сведения о ГИА по русскому языку
Время проведения экзамена – 235 минут.
Разрешенные материалы – орфографический и толковый словари, предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ. Пользование личными словарями участниками запрещено.
Шкала перевода суммы первичных баллов за выполненные задания по русскому языку (сочинение на литературную тему, сочинение на свободную тему, написание изложения с творческим заданием) в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной
системе оценивания «2» «3» «4» «5»
Первичный балл 0– 4 5–10 11–14 15–17
Максимальный первичный балл - 17.
Количество заданий – сочинение или изложение с творческим заданием.
Структура экзаменационного задания по русскому языку
В экзаменационный комплект тем сочинений включаются четыре темы разной проблематики. Три первые темы являются свободными, четвертая тема связана с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». Минимальный объем сочинения должен составлять 250 слов.
Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, комментарий к нему. Текст для сжатого изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики объемом 250-380 слов. Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции.
Экзаменуемые должны написать сжатое изложение (70 слов) и выполнить творческое задание (сочинение объемом от 200 слов).
ГВЭ-9 в форме СОЧИНЕНИЯ
Комплект тем сочинений (см. образцы экзаменационного материала) содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.
Три первые темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.). Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может содержать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.
Четвертая тема связана с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». В случае выбора четвертой темы аргументы приводятся с опорой на содержание художественных произведений.
Темы сочинений, связанные с поэзией, должны раскрываться на примере не менее двух стихотворений.
Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере одного-двух произведений (их количество может быть увеличено по усмотрению участника экзамена).
Образец комплекта тем сочинений
«Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала» (Ф.М. Достоевский).
«Критическое отношение к себе – вот что делает человека по-настоящему умным» (В.М. Шукшин).
Размышление о человеческом счастье и различиях в его понимании.
Какие нравственные вопросы ставит М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, втом числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
В случае выбора одной из первых трех тем сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).
В случае выбора четвертой темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Требования к сочинению
1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)
 2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе  одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.
3. Важно выполнить требования критерия №1  «Соответствие теме».
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
5.Структура сочинения:
  -во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
    -первый аргумент из российской литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120).
     -второй аргумент из российской литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
     P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.
     -вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.
7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе  панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)
8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.
9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.
10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее  250слов.  Рекомендуемое количество слов – 350.
 Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерии оценки сочинения на литературную тему Баллы
СЛК1 Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы 3
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения,
но
тезисы обосновывает недостаточно убедительно 2
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета авторского замысла), и/или
не обосновывает свои тезисы 1
Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения * Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям СЛК2 и СЛК3 сочинение оценивается 0 баллов 0
СЛК2 Обоснованность привлечения текста произведения Текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения) 2
Текст привлекается, но
не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом) 1
Текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0
СЛК3 Композиционная цельность и логичность сочинения Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности 2
Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности: мысль повторяется, и/или
есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания),
и/или
есть отступления от темы сочинения 1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел,
и/или
допущены грубые нарушения в последовательности изложения,
и/или
нет связи между частями и внутри частей сочинения 0
Максимальное количество баллов за сочинение на литературную тему по критериям СЛК1-СЛК37
Критерии оценки сочинения на свободную темуСочинение на свободную тему оценивается по критериям, представленным в таблице.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сочинения оцениваются по специальным критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого.
Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1-ФК1 выставляются соответствующие баллы.
Критерии оценки сочинения на свободную тему Баллы
ССК1 Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы 3
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, но
тезисы обосновывает недостаточно убедительно 2
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно и/или
не обосновывает свои тезисы 1
Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения * Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям ССК2 и ССК3 сочинение оценивается 0 баллов. 0
ССК2 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения 2
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл только один аргумент в подтверждение этого мнения 1
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, но не привёл аргументов,
или
собственное мнение экзаменуемого не отражено в работе,
или
экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей теме сочинения 0
ССК3 Композиционная цельность и логичность сочинения Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности 2
Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности: мысль повторяется, и/или
есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания),
и/или
есть отступления от темы сочинения 1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел,
и/или
допущены грубые нарушения в последовательности изложения,
и/или
нет связи между частями и внутри частей сочинения 0
Максимальное количество баллов за сочинение на свободную тему по критериям ССК1-ССК37
Общие для всех видов работ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
При подсчёте ошибок две негрубые ошибки (т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности) считаются за одну.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды; рот - ротик; грустный - грустить; резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку
№ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки (см. комментарии выше) 2
Допущено две-три ошибки 1
Допущено четыре и более ошибок 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2
Допущено три-четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка 2
Допущено две ошибки 1
Допущено три и более ошибки 0
ГК4 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2
Допущено три-четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
ФК1 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2
Допущена одна ошибка в изложении материала или в употреблении терминов 1
Допущено две и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов 0
Максимальное количество баллов за сочинение или изложение по критериям ФК1, ГК1-ГК4 10
ГВЭ-9 в форме ИЗЛОЖЕНИЯ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды.
Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме
и аргументацию собственной позиции. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.
В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.
Примерный объем текста для изложения – 280–400 слов.
Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста.
Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности,
связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и
обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При
написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.
Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме
изложения с творческим заданием: сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);
творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:
создавать текст в соответствии с заданной темой;
обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в тексте;
логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-
рассуждения;
подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное
высказывание;
выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;
осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;
оформлять текст в соответствии с нормами русского литературного языка.
При проверке и оценке сочинения или творческого задания следует учитывать, что его объем строго не лимитируется, но устанавливается минимальный объем.
Экзаменационная работа оценивается путём сложения баллов по указанным критериям и их перевода в пятибалльную систему оценивания.

Сочинение на литературную тему оценивается по следующим критериям:
критерии оценки содержания сочинения на литературную тему – 7 первичных баллов;
критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого.
Сочинение на свободную тему оценивается путём сложения баллов:
критерии оценки содержания сочинения на свободную тему – 7 первичных баллов;
критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого.
Максимальный первичный балл за написание сочинения – 17.
Изложение с творческим заданием оценивается по следующим критериям:
критерии оценки сжатого изложения – 2 первичных балла;
критерии оценки выполнения творческого задания к изложению – 3 первичных балла;
критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения созданного экзаменуемым текста (изложение и творческое задание)– 2 первичных балла;
критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого – 10 первичных баллов (оценивается весь написанный экзаменуемым текст: сжатое изложение и сочинение).
Максимальный первичный балл за написание сжатого изложения и творческого задания (сочинения) – 17.
Образцы
экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена (письменная форма) по русскому языку для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования
Изложение и выполнение творческого задания к изложению оцениваются по критериям, представленным в таблицах.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность изложения и выполнения творческого задания (сочинения) оцениваются по специальным критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого.
Оценка смысловой цельности, речевой связности и последовательности созданного экзаменуемым текста ставится за выполнение двух видов работы в целом (изложение и творческое задание).
Критерии оценки сжатого изложения
При оценке сжатого изложения следует учитывать его объём. Экзаменуемым рекомендован объём от 70 слов. Если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Критерии оценки сжатого изложения Баллы
ИК1 Содержание изложения Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения 1
Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения 0
ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста 1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК2 2
Среди критериев, по которым оценивается выполнение творческого задания (сочинение), первый критерий (соответствие сочинения формулировке задания) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то такая работа по критериям КТ1-КТ3 оценивается 0 баллов.
При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Критерии оценки творческого задания Баллы
КТ1 Соответствие сочинения формулировке задания Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос 1
Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос * Такая работа по критериям КТ1-КТ3 оценивается 0 баллов 0
КТ2 Отражение собственного мнения экзаменуемого Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме 1
Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано, или
экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей заданному вопросу 0
КТ3 Аргументация экзаменуемым собственного мнения Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее одного аргумента) 1
Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение 0
Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям КТ1-КТ3 3
Критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения и творческого задания Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но
допущена одна логическая ошибка во всей работе, и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но
допущено более одной логической ошибки и/или
имеются два случая нарушения абзацного членения текста 0
Общие для всех видов работ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
При подсчёте ошибок две негрубые ошибки (т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности) считаются за одну.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды; рот - ротик; грустный - грустить; резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку
№ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки (см. комментарии выше) 2
Допущено две-три ошибки 1
Допущено четыре и более ошибок 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2
Допущено три-четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка 2
Допущено две ошибки 1
Допущено три и более ошибки 0
ГК4 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2
Допущено три-четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
ФК1 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2
Допущена одна ошибка в изложении материала или в употреблении терминов 1
Допущено две и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов 0
Максимальное количество баллов за сочинение или изложение по критериям ФК1, ГК1-ГК4 10
Образец экзаменационного материала
(изложение с творческим заданием)№ И1
Всегда существует непреодолимая пропасть между тем, что писатель хотел сказать, и тем, что у него получилось на самом деле, вернее, тем, что прочитал читатель...
Я сказал слово «поляна». Но я, говоря это, имел в виду совершенно определенную поляну. Сначала я её видел, держал перед глазами, нарисовал воображением, а потом уж и сказал о ней. Читатель же, прочитав моё слово, неизбежно увидит некую свою поляну, виденную им когда-либо. Это и есть пропасть.
Я начинаю пропасть сужать, я конкретизирую поляну, я говорю, что она залита лунным светом, я говорю, что ёлочка, выбежавшая из лесу на эту поляну, бросает чёрную тень и сверкает зелёными огоньками от недавно прошедшего дождя.
Так я сужаю пропасть. Но свёл ли я её на нет? Конечно, не свёл. Полностью то, что увидел я, читатель все-таки не увидит. Что-то он увидит не так, по-своему. Узость пропасти и есть мера таланта. Чем талантливее писатель, тем уже щёлочка, отграничивающая его, внутренний мир его, от читательского восприятия. Стремление ликвидировать или хотя бы сузить эту щёлочку и есть так называемые муки творчества…
Почему герои «Мёртвых душ» вот уже стольким поколениям читателей кажутся удивительно яркими, выпуклыми, живыми? Ни во времена Гоголя, ни позже, я думаю, нельзя было встретить в чистом виде ни Собакевича, ни Ноздрёва, ни Плюшкина. Дело в том, что в каждом из гоголевских героев читатель узнаёт… себя! Характер человеческий очень сложен. Он состоит из множества склонностей. Гоголь взял одного нормального человека, расщепил его на склонности, а потом из каждой склонности, гиперболизировав её, создал самостоятельного героя. В зародышевом состоянии живут в каждом из нас и склонность к бесплодному мечтательству, и склонность к хвастовству, и склонность к скопидомству, хотя в сложной совокупности характера никто из нас не Манилов, не Ноздрев, не Плюшкин. Художник – как бы гениален он ни был – приглашает читателя (или зрителя, если это художник-живописец) в сопереживатели. Читатель переживает судьбу Анны Карениной, Печорина, Робинзона Крузо, Дон-Кихота… Он переживает или сопереживает всё, что происходит с героями, как если бы это происходило с ним самим. Отсюда и острота переживания, отсюда и сила воздействия искусства.
(По В.А. Солоухину)
(329 слов)
Задание
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по миниатюре В.А. Солоухина из книги «Камешки на ладони».
Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
В чем, с вашей точки зрения, заключается сила воздействия искусства на человека?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Работа с текстом (презентация)
1. Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.
2. Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
4. Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.
При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
5.После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:
Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
Способ обобщения. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».
Способ слияния. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.
Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.
После этого можете переписывать работу в чистовик.
Задания для пробного ГВЭ по русскому языку*
Выпускнику предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием. Обучающийся может выбрать форму экзаменационной работы в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным, организатор должен познакомить участников экзамена как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения изложения (указывается тема изложения и озвучивается творческое задание).
Участники экзамена, выбравшие форму сочинения, и те, кто будет писать излжение с творческим заданием, работают в разных помещениях.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа 55 минут (235 минут)
Сочинение
На экзамене выпускникам предлагается комплект из четырех тем сочинений со следующим заданием.
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение в объеме не менее 250 слов.
В случае выбора одной из первых трех тем сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.)
В случае выбора четвертой темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.
Продумайте композицию произведения.
Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1. «Если ты поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»
2. «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество…» (Ф. М. Достоевский).
3. В чем, на мой взгляд, заключается истинная красота?
4. «Век нынешний и век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Изложение с творческим заданием
Задание
1.Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту статьи Д. Лихачёва «Цель жизни».
Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.
2.Дайте аргументированный ответ на вопрос «Какие жизненные цели и задачи являются главными в жизни?»
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Текст для изложения
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!
От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая, — неправильно выбранная главная задача в жизни.
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно бо́льшую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи — это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится — другое дело...
(Д. Лихачёв)
336 слов
АРГУМЕНТАЦИЯ
ВРЕМЯ. Сочинение по теме этого направления подразумевает в себе осмысление понятий человеком времени, его восприятие в разные времена и рассуждения на тему истории человечества, этапов развития общества в разные поколения и эпохи.
ДОМ. Направление, в котором экзаменуемый должен будет описать свое понимание значения слова «дом» и отношение к нему с точки зрения того, что это является важнейшей ценностью бытия, соединяющее в себе прошлое и настоящие. Данное направление имеет многозначное значение, на основании которого требуется изложить свои мысли относительно взаимоотношения материальной и духовной составляющей человека.
ЛЮБОВЬ. Данная тема предлагает школьнику порассуждать на тему любви с разных углов, будь то любовь родителей к своим детям, отношения между людьми, а также о любви человека к природе и к своей Родине. В данной теме от экзаменуемого требуется описать любовь как нечто высокое и облагораживающее, позволяющее человеку возвыситься над привычной суетой.
ПУТЬ. Самое широкое направление из всех представленных. В нем предлагается поразмышлять о как таковом понятии «путь», причем рассматривать его возможно с разных сторон: от впечатлений после дорожных приключений и заканчивая размышлениями об избранном человечеством пути развития и результатах, к которым этот путь приведет.
ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ. Направление, посвященное проводимому в России году литературы. Данное направление требует от выпускника наличия определенного кругозора и способности рассуждать о большой литературе как величайшем культурном феномене. Таким образом, направления, вынесенные на итоговое сочинение 2016 года, требуют от экзаменуемого грамотно и развернуто высказать свое отношение и передать свой взгляд на различные аспекты человеческой жизни. От сдающего требуется написать осмысленный и аргументированный текст, по возможности представив конкретные исторические события в качестве примера и основы для подобного восприятия....
Время Путь Любовь Дом
И.А.Крылов«Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа - сатира на общество и правительство А.С. Пушкин «Капитанская дочка» -становление характера Гринева; деятельность Пугачева и итоги Д.И.Фонвизин«Недоросль»
Софья и Милон
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - Гринев и Маша Д.И.Фонвизин«Недоросль»
Ценности, традиции и порядок в доме.
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - историческая основа повести М. Ю. Лермонтов
«Мцыри» - человеческие искания
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - Швабрин и Маша А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - семья Мироновых и Гриневых – порядок в доме, традиции
М. Ю. Лермонтов
«Мцыри» - заложенное с рождения в душе не может быть стерто временем М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» - поиски своего счастья А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье М. Ю. Лермонтов
«Мцыри» - что было истинным «домом»
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» - становление государства С. А. Есенин. Поэма «Пугачев». И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ» А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени» - привычки в семье, истинное счастье
Л. Н. Толстой,
рассказ «После бала» -
противоречие между сословиями и внутри сословий А.Т.Твардовский.
Анализ поэмы «Василий Тёркин» - путь настоящего героя и патриота
Л. Н. Толстой,
рассказ «После бала» - Варенька и
В. Скотт. «Айвенго» - исторический роман – культурные традиции семьи
В. Скотт. «Айвенго» - исторический роман. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Междоусобные войны А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени» - истинное счастье и доказательства любви А. С. Грибоедов
Комедия «Горе от ума» - порядки в доме Фамусова, всей Москвы
Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство общества. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» — важный этап развития общественной мысли в России У. Шекспир.
«Ромео и Джульетта»
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Н. М. Карамзин
анализ повести «Бедная Лиза» - становление характера, изменение жизненного пути В. Скотт. «Айвенго» - Айвенго и Ровена, Ревекка и Айвенго А. Н. Островский
Комедия «Бедность— не порок»
А. С. Грибоедов
Комедия «Горе от ума» - переломные моменты эпохи
В. А. Жуковский. Баллада «Светлана» – смирение с судьбой Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». – «Плач Ярославны» Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия «Детство». «Отрочество». «Юность».
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». А. С. Грибоедов
Комедия «Горе от ума» - путь исканий героя Н. М. Карамзин
анализ повести «Бедная Лиза»
И.А.Бунин.
Рассказ «Темные аллеи»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы» В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». М.А.Булгаков.
Повесть
«Собачье сердце».
Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» А. С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». А. С. Грибоедов
Комедия «Горе от ума» - Софья и Чацкий, Молчалин и Софья М. А. Шолохов
Рассказ «Судьба человека»
А. Н. Островский
Комедия «Бедность— не порок»
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы» Философский характер трагедии Шекспира «Гамлет»
Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия «Детство». «Отрочество». «Юность». М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». А.П.Чехов. «Тоска» Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» И.А.Бунин. Рассказ
«Темные аллеи»
А. Н. Островский
Комедия «Бедность— не порок»
А. Н. Островский
Комедия «Бедность— не порок»
М.А.Булгаков.
Повесть
«Собачье сердце». Ф. М. Достоевский
Повесть «Белые ночи»
Ф. М. Достоевский
Повесть «Белые ночи»
М. А. Шолохов
Рассказ «Судьба человека»
Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия «Детство». «Отрочество». «Юность». И.А.Бунин. Рассказ
«Темные аллеи»
«Я убит подо Ржевом». Анализ темы бессмертия воинского подвига А. П. Чехов
«Смерть чиновника» М. А. Шолохов
Рассказ «Судьба человека» Философский характер трагедии Шекспира «Гамлет» А.П.Чехов. «Тоска» А. И. Солженицын
Рассказ «Матрёнин двор».
И.А.Бунин. Рассказ
«Темные аллеи»
Философский характер трагедии Шекспира «Гамлет» М.А.Булгаков.
Повесть
«Собачье сердце». М. А. Шолохов
Рассказ «Судьба человека» А. И. Солженицын
Рассказ «Матрёнин двор». «Я убит подо Ржевом». Анализ темы бессмертия воинского подвига Д.Алигьери. «Божественная комедия» Философский характер трагедии Шекспира «Гамлет» Разработка консультаций составлена на основе:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 (ред. от 16.01.2015) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2014 г. N 31206)Приказ Минобрнауки России №923 от 05.08.2014 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 №1400»Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 г. N 34 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при проведении в 2016 году»Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 (ред. от 16.01.2015) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2014 г. N 31206) Письмо Рособрнадзора от 26.02.2015 №02-61 "О направлении уточненной редакции методических писем о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственного выпускного экзамена по математике и русскому языку письменной и устной формы"
Приложение №2 к письму Рособрнадзора от 26.02.2015 №02-61 "Методическое письмо о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена (письменная и устная формы)".
Авторской программа для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В. Я Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В.П. Коровин – М.: Просвещение, 2009 г.
Учебником «Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч.  / под ред. Коровина В. Я.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Учебником «Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч.  / под ред. Коровина В. Я.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014
Презентации и пособия:
Пример сжатия текста.
Пишем сжатое изложение (по Егораевой).
Учимся писать сочинение – рассуждение.
Структура текста-рассуждения.
Сенина, Н. А. Русский язык. Государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
9-й и 11-й классы
Тексты изложений на ГВЭ 9 класс - Камаева Надежда Ивановна
Тексты изложений.
Памятка выпускнику. Требования к сочинению.
Задания для пробного ГВЭ по русскому языку.