Презентация Основные направления индивидуальной работы в школе по подготовке выпускников к ЕГЭ по обществознанию


В течение 2014-2015 учебного года в школе велась целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка учеников к ЕГЭ. В начале 2014 года сформирована база данных по участникам ЕГЭ, оформлен информационный стенд, посвященный ЕГЭ, организовывалась работа по заполнению бланков ЕГЭ.
Учителя-предметники уделяли большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, групповых занятиях. Проведен ряд подготовительных работ. В течение года осуществлялось постоянное информирование обучающихся 11 класса и их родителей по вопросам подготовки к ЕГЭ: проведен ряд ученических классных часов и родительских собраний, где рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения ЕГЭ, показаны презентации, подробно изучены инструкции для участников ЕГЭ. До сведения обучающихся и родителей своевременно доводились результаты всех репетиционных работ, были рассмотрены основные ошибки, разработаны планы мероприятий по устранению данных ошибок.
Очень эффективно организовать отслеживание западающих тем в индивидуальной карте. Одна из действенных мер с отстающими – это индивидуальная, дополнительная работа во внеурочное время. Хотя здесь есть и минусы: после уроков дети уставшие, плохо воспринимают материал, слабо соображают, нервничают. Эффективна мера решения проблемы неуспеваемости – это помощь родителей, а также организация работы консультантов-учащихся на уроках.
Повторение – мать учения. Эта фраза не нова. Понятно, что усвоение любой темы требует неоднократного повторения. В отведенных для прохождения программы по обществознанию (до 2 часов в неделю), это очень проблематично. Но не мы диктуем эти правила. Будем искать пути решения сами. Для дублирования тем используем занятия после уроков, хотя бы в ограниченной дозировке, даем задания на дом по западающим темам.
Понятно, что в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне просто невозможно. Но готовить их надо. В результате работы по их подготовке был накоплен определённый опыт, на основе которого была составлена программа элективного курса «Подготовка к единому государственному экзамену по обществознанию» для учащихся 11 классов. Данный курс направлен, прежде всего, на формирование у учащихся тех навыков, которые необходимы именно для успешной сдачи единого государственного экзамена. На занятиях учащиеся знакомятся с особенностями выполнения различных типов заданий ЕГЭ. Большое место занимает также практическое выполнение заданий.
Анализируя результаты ЕГЭ, был сделан вывод, что существует ряд объективных и субъективных причин низких показателей учащихся:
школа принимала всех учащихся других школ в 10 и 11 класс без конкурсного отбора, а уровень подготовки данных выпускников оставлял желать лучшего;
недостаточное количество учебных часов базисного учебного плана отводилось на подготовку к ЕГЭ , а большая часть времени по подготовке к итоговой аттестации проводилось во внеучебное время, и данные занятия посещались не всеми учениками;
Одной из причин снижения успеваемости школьников по предметам являются пропуски уроков и консультаций без уважительных причин
нет мотивации, все выпускники прошлого года были ориентированы сразу на платное обучение( так как оценка по предмету у большинства «3»)
Динамика сдачи обучающимися обществознания за последние 3 года:
Сдавали 23 человека. Средний балл – 60 ,что ниже, чем в 2013-2014 учебном году и выше краевого на 0,5 балла, чем прошлом учебном году. Из 23 обучающихся 3 ученика не преодолели минимальный порог.
Анализ выполнения тренировочных заданий показывает, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают следующие виды заданий:
большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту (С1-С4). При работе с текстом затруднение вызывают задания на интерпретацию текста, установление связи материала текста с обществоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений.
значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе (С9). Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию, привести аргументы. На первых занятиях в сентябре и на родительском собрании я как учитель призывала смотреть выпуски новостей как базу для примеров из социальной действительности.
анализ двух суждений; классификация понятий, явлений, социальных объектов; выбор позиций из предложенных; дифференциация оценочных факторов и суждений; решение проблемных задач.
Проблемы и решения
Проведенный проблемно- ориентированный анализ позволил выделить проблемное поле и определить субъективные и объективные проблемы подготовки к ЕГЭ.
Субъективные проблемы:
недостаточное знание нормативно- правовой базы, регламентирующей проведение ЕГЭ;
недостаточная координация задач подготовки к ЕГЭ и приоритетных направлений в планировании методической и исследовательской работы учителей;
недостаточная развитость у учащихся универсальных мыслительных операций;
недостаточное развитие у учащихся умений строго следовать инструкциям к заданиям;
недостаточная психологическая подготовка учителей, учащихся и их родителей (законных представителей) к сдаче ЕГЭ.
Объективные проблемы:
отсутствие четких критериев оценивания учащихся, совпадающих с требованиями оценивания результатов ЕГЭ;
отсутствие алгоритма эффективного управления процессом подготовки к ЕГЭ;
недостаточность контрольно- измерительных материалов по отдельным учебным задачам в рамках учебных дисциплин;
отсутствие тематического планирования, ориентированного на отработку учебных задач, необходимых для сдачи ЕГЭ.
Перечисленные выше проблемы определили следующие задачи подготовки участников образовательного процесса к ЕГЭ:
Учителя:
изучение и анализ КИМов итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
подбор материалов по подготовке учащихся к итоговой аттестации;
проведение консультаций по предмету;
обучение учащихся 11-го класса заполнению бланков ответов ЕГЭ;
подготовка и периодическое обновление стенда «Готовимся к экзамену» по предмету;
обучение на курсах по подготовке и проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
работа с Интернет- ресурсами по подготовке к итоговой аттестации;
формирование программы по подготовке выпускников к ЕГЭ;
подготовка опорных конспектов по основным вопросам курса и видам учебных умений.
Классный руководитель 11-ого класса:
подготовка документов для формирования региональной базы данных выпускников;
ознакомление учащихся, их родителей (законных представителей) с нормативными документами по организации по организации итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
мониторинг выбора учащимися 11-ого класса предметов итоговой аттестации;
контроль посещаемости учащимися консультаций по подготовке к итоговой аттестации;
проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями (законными представителями);
взаимодействие с психологической службой школы.
Содержание тематического стенда «Готовимся к ЕГЭ»
Положение о проведении единого государственного экзамена.
Форма свидетельства о результатах ЕГЭ.
График проведения предметных олимпиад и конкурсов.
Форма бланков для проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Положение о проведении государственной итоговой аттестации.
График консультаций по предметам по подготовке к ЕГЭ.
График проведения репетиционных экзаменов и тренировочных работ.
Справочная информация.
Темы консультаций учащихся
Выбор оптимального количества и состава экзаменов.
Знакомство с источниками информации и Интернет- ресурсами, посвященными ЕГЭ.
Определение стартового уровня подготовки к ЕГЭ.
Диагностика уровня подготовки к ЕГЭ.
Формирование индивидуальной и дифференцированной программы подготовки к ЕГЭ.
Выбор оптимальной стратегии подготовки к ЕГЭ.
Знакомство с бланковой документацией и правилами ее заполнения.
Советы врача и психолога по подготовке к итоговой аттестации во время сессии.
Работа с КИМами по предметам.
Рекомендации:
Учителю обществознания проанализировать собственный опыт в обучении школьников ЕГЭ по обществознанию. Особое внимание уделить работе в начале года с демоверсией, спецификацией, кодификатором.
На основе проведенного анализа спланировать действия, корректирующие качество результатов ЕГЭ;
С учетом КИМ откорректировать собственное представление о требованиях к обществоведческой подготовке школьников, ориентируясь на соответствующие программные документы;
Обратить внимание на организационную и содержательную работу с обучающимися по подготовке к ЕГЭ не только в 10-11 классах, но и на протяжении всего периода изучения предмета обществознания;Обеспечить систематическое повторение пройденного в целях прочного овладения всеми выпускниками основными элементами содержания курса.