конспект консультации по подготовке к ОГЭ И ЕГЭ по теме Внутренняя среда организма


ПЛАН-КОНСПЕКТ консультации ОГЭ И ЕГЭ 9,11 кл.
«Внутренняя среда организма. Кровь».
Цель : вспомнить состав внутренней среды организма, состав , функции и значение крови.
Задачи:
- обучающие
формирование специальных умений:
умение сформулировать понятие внутренней среды организма, крови , состава крови , антигена , антитела , компонентов внутренней среды организма , форменных элементов крови , гомеостаза , лейкоцита , тромбоцита , эритроцита
умение применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма - свертывания крови , фагоцитоз
-развивающие
развитие биологической речи путем введения в активный словарь таких понятий как гомеостаз, лимфа, эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
коррекция речи учащихся в ходе взаимообучения.
умения использовать имеющиеся знания при выполнении лабораторных работ
развитие интеллектуальных способностей , логического мышления
-воспитательные
трудолюбие, дисциплинированность
стремление добиваться наилучших результатов.
1.Организационный момент .
Если представит себе организм человека – государством, то реки, озера, ручейки в нем – это и есть эта система, т.е мы начинаем с вами изучать какую систему органов? – кровеносную , которую можно назвать красным царством
Зачем она нужна человеку?
Из каких органов состоит?
Что за жидкость течет по ее руслам?
Можно даже поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь»
2. Актуализация знаний . Прежде чем перейти к новой теме нам надо вспомнить:
Значение
Транспорт
Защита
- у каких животных впервые появилась кровеносная система?
- Какое значение имеет кровь и кровообращение в жизни животных?
- Как вы думаете, сохранятся ли эти функции кровеносной системы у человека?

3.Основной информационный этап .
что собой представляет внешняя и внутренняя среда человека? Внешняя среда, в которой находиться тело человека какая? – газообразная. А внутренняя? Что собой представляет внутренняя среда организма?
задание : нарисовать схему внутренней среды организма (по слайду проверка правильности схемы
Работа в парах и ответы на следующие вопросы
Что такое внутренняя среда организма?
Почему внутренняя среда жидкая?
Каким образом будет осуществляться обмен веществ?
Что такое гомеостаз?
Что собой представляет тканевая жидкость и лимфа?
Эти жидкости, находясь внутри организма, выполняют те же функции, которая морская вода выполняет для одноклеточных обитателей моря. Обратите внимание на таблицу, в которой мы видим, что элементный состав воды и крови одинаков. (слайд)
Химические элементы и соединения Морская вода Кровь
Na
Mg
K
Ca
ClCO2
Другие элементы 30,5
3,8
1,2
1,8
55,2
0,5
7,0 39,0
0,5
1,0
2,6
45,0
11,0
0,9
Итого 100% 100%
- А какие функции выполняет кровь, помимо тех, которые мы уже назвали? (демонстрация слайда «Функции крови» )
Значение
-Транспортная - Защитная
-Поддержание постоянства - Гуморальная
внутренней среды регуляция
-Поддержание
постоянства
температуры
Учитель : кровь – это ткань.
А какому типу тканей она относится?
Если к соединительной ткани, то какое она должна иметь строение?

Задание:
- составить опорную схему – состав крови

Кровь
Межклеточное вещество Клетки
Плазма Форменные элементы

Органические Неорганические эритроциты
вещества вещества лейкоциты

Б. Ж. У. Н2О Минер. тромбоцит
7% 0,8% 0,12% 90% соли 0,9%

Учитель :
Плазма состоит из
- белков: альбумины - 4% - задерживают воду в плазме, поддерживают давление
глобулины - 1,7-3,5 % - основа антител (иммунитет)
фибриноген - 0,4% - свертываемость крови
- углеводов – глюкоза – основной энергетический источник
Повышение уровня судороги, потеря сознания
- жиров – питательные вещества
Ученикам задание : работа с учебником и составление таблицы «Клетки крови»
Название клеток строение функция Их количество в 1 мм . куб
Клетки крови: (слайд) для проверки правильности заполнения таблицы
- эритроциты
S всех эритроцитов 3800м.кв
в 1мм3 - 5 млн. эритроцитов (у ♀ - 3,9 – 4,7 млн.)
нет ядра
двояковогнутый диск
белок-гемоглобин- присоединяет кислород-кровь артериальная
обедненный кислородом кровь-венознаяпродолжительность жизни -4 месяца
образование в красном костном мозге
разрушение в селезенке и печени
открыты А.Левенгуком
-лейкоциты
4-9 тысячи в 1мм.куб
Разновидности-фагоциты, лимфоциты
Имеют ядро, не имеют цвет и форму , характерно передвижение
Функция- защита организма от микробов, чужеродных клеток
Характерно явление фагоцитоза , открытый И.И. Мечниковым
Образование в красном костном мозге , селезенке , лимфоузлахЖизнь с нескольких минут до до нескольких десятков лет
-тромбоциты
Кровяные пластинки
Малые размеры-2-4 микрон
Нет ядра
В 1 мм . куб 150-400 тысячи
Функция – свертывание крови
Учитель : объяснение механизма свёртывания крови.
Свёртывание крови
Тромбопластин + Са2+ + протромбин = тромбин
Тромбин + фибриноген = фибрин
Тромбопластин – белок-фермент, образуется при разрушении тромбоцитов.
Са2+ - ионы кальция, присутствующие в плазме крови.
Протромбин – не активный белок-фермент плазмы крови.
Тромбин - активный белок-фермент.
Фибриноген – белок, растворённый в плазме крови.
Фибрин – волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб)
Закрепление изученного материала-
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Ситуация для развития мышления : по рассказу учителя выяснить и решить вопрос «Кто главнее?»
Однажды в красном царстве возник спор между лейкоцитом, эритроцитом и тромбоцитом . Эритроцит похвастался , что без меня люди могут прожить всего лишь несколько минут .А лейкоцит воскликнул, что вокруг нас очень много микробов , поэтому все люди заболели бы разными болезнями и умерли бы от болезней . Тромбоцит закричал , если бы меня не было , то люди умерли бы от кровотечений… Давай те поможем им решить этот вопрос «Кто главнее?' - Обсуждение мнений учащихся.
Терминологический опрос
1. Белок, находящийся внутри эритроцита (ГЕМОГЛОБИН)
2. Клетка крови, участвующая в ее свертывании (ТРОМБОЦИТ).
3. Составная часть внутренней среды организма, образующая за счет тканевой жидкости (ЛИМФА)
4. Белые клетки крови (ЛЕЙКОЦИТЫ).
5. Составная часть внутренней среды организма, состоящая из плазмы и форменных элементов (КРОВЬ).
6. Физический процесс, с помощью которого осуществляется обмен веществ (ОСМОС)
7. Красные кровяные тельца (ЭРИТРОЦИТЫ)
8.Явление уничтожения микробов и чужеродных тел (ФАГОЦИТОЗ)
9. Составная часть крови (ПЛАЗМА)
10.Эритроцит открыл ученый (ЛЕВЕНГУК)