Рабочий материал для консультации по русскому языку в 9 классе Подготовка к ОГЭ. Вариант № 1


ПОДГОТОВКА К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
(9 КЛАСС)
ВАРИАНТ №1
1. Синонимия словосочетаний.
Упражнение 1.
К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению.Образец. Сестрин платок - платок сестры.
Металлический стержень, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, пятиэтажный дом, трёхтрубный крейсер, информационный отдел, фруктовый нож.Упражнение 2.
Из следующих слов образуйте словосочетания, в которых управление глагола соответствовало бы современной литературной норме.
Образец: Рассказывать, происшествие - рассказывать о происшествии.
Наблюдать, реакция; сожалеть, случившееся; ждать, известия; пренебречь, совет; расправиться, враг; хлопотать, друг; волноваться, мать; тосковать, родина; переживать, неудача.Упражнение 3.
Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление.с предлогом:
1. бессонная ночь – 2. подземный переход –3. алгебраическая задача – 4. школьный портфель - 5. плюшевый медвежонок - 6. приморский парк - 7. клетчатый шарф – без предлога:1. полковое знамя – 2. солнечная энергия – 3. лесной запах – 4. учительский стол - 5. конское ржание -
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:1. двухэтажное здание – 2. шестилетний ребёнок – 3. белоствольная берёза - 4. голубоглазая девочка - 5. островерхие ели - Упражнение 4.
Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.
1. каша из гречки – 2. снаряд для спортсменов – 3. тропинка в гору - 4. человек без совести - 5. вопрос по литературе - 6. гостиница при вокзале - 7. костюм в полоску – 8. кусты сирени – 9. совет отца – 10. ком снега – 11. судьба матери – 12.занятия музыкой –13.собака с гладкой шерстью - 14.ружьё с двумя стволами - 15.парень с рыжими волосами - 16.особняк в три этажа - 17.девушка двадцати лет –
2. Грамматическая основа предложения
1.Из предложения выпишите грамматическую основу:
В корчме не было ни одной женщины. (Акунин Б.)
2. Из предложения выпишите грамматическую основу:
После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Голубев Г.)
3. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (Кожевников В.)
4. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Одинокая чайка, подхваченная ветром, ослепительно белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом, ныряя и остро махая крыльями. (Бондарев Ю.)
5. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Вскоре отец с матерью ушли на работу. (Мусатов А.)
6. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (Паустовский К.)
7. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Ланового вдруг перевели на административную работу в штаб округа. (Беляев А.)
8. Из предложения выпишите грамматическую основу:
После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (Иванов А.)
9. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Солнце косыми лучами освещало птичий розовый остров. (Соколов-Микитов И.)
10. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Дом с подветренной стороны по самую крышу занесло снегом. (Свинцов В.)
3.Изобразительно-выразительные средства языка
1.Определите средство выразительности. Талии никак не толще бутылочной шейки!
гипербола, эпитет, антитеза, литота
2.Определите средство выразительности: “Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер – полетели”.
сравнение, олицетворение, антитеза, анафора
3.Определите средство выразительности: Плачут вербы, шепчут тополя.
метафора, олицетворение, гипербола
4.Определите средство выразительности: "Солнце русской поэзии"
олицетворение, метонимия, перифраза, эпитет
5. Определите средство выразительности: "В крови горит огонь желанья"
гипербола, ирония, метафора, сравнение
4. Стилистически нейтральные синонимы. 
1. Замените словосочетание ВСЕГО НИЧЕГО из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом.  Напишите этот синоним.
(14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест.
2.Замените слово ПРИМЕТИТ из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(18)Направляясь домой, Варя никак не минует переезда, и Лёшка её сразу приметит, а она его нет. 
3.Замените фразеологизм НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ из предложения 9 стилистически нейтральным словом-синонимом.  Напишите этот синоним.
(9)Нина, возбуждённая и разнеженная красотой тёплой летней ночи, предложила Боброву свою дружбу на веки вечные.
4.Замените слово УЖАСНО  из предложения 5 на стилистически нейтральный синоним. Напишите этот синоним.
(5) Мише это повторение вскоре ужасно надоело.
5.Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.  
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. 
6.Замените слово ЗАВАЛИТЬ из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу.
  
7.Замените слово РАЗУМЕЛ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(13)Под волей он разумел свободу. 
8.Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. 
(15)С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замерзшими стеклами, настылые, мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж...    
9. Замените слово ДОХА из предложения 3 стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. 
 (3) Она была в короткой заячьей дохе, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал. 
10. Замените слово НЕИЗБЫВНОМ (любопытстве) из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(8)Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырек с тушью, аккуратненько вылила ее на весь проект, и краска залила чертёж.
11.Замените слово В БАДЕЙКАХ из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(36) Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках. 
12.Замените слово ИМЕНИТЫХ из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(15)Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян. 
13.Замените слово НЕВЕСТЬ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку.
14.Замените слово УВЯЗАЛСЯ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(7)Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было. 
15.Замените слово НЕ ПОПАДАЛИСЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(12)Но даже по самому снисходительному счету разве мне не попадались дурные и злые люди? 
16.Замените слово ПЛЯСУНЬЕ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  
(24)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о Снежной королеве. 
17.Замените слово ПОЗУМЕНТ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(20)Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик, сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном, стократно заплатанном костюме акробата, и все вокруг ахнули.
 18.Замените слово ХЛЯБАЛИ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(4)На обогретом, с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо, хотел побежать скорее: может, сова или песец задавили линялого гуся, косточки да остались от него, но сапоги, хоть в них и было толсто подвернуто, хлябали, вязали ноги.  
19.Замените слово ОТТЕРЕТЬ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(9)Папа мне теперь не защита: он не видит меня, и любой прохожий может меня оттереть, и тогда случится самое страшное: я потеряюсь.
20. Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(13)Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. 
4. Текст
(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
– (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.
– (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать. (По В.А. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
2) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
3) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

2.Среди предложений 6–11 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
3.Выпишите грамматическую основу предложения 21.
4.Среди предложений 3–7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
5.Замените словосочетание «кружевной шарф» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6.Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.
С1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С3)Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы.
4. Стилистически нейтральные синонимы. 
1.мало2.заметит <заметить>3.навсегда 4.очень 5.купюр <купюры> <купюра> <банковских билетов> <банковские билеты> <банковский билет> 6.убить7.понимал, подразумевал 8.холодные, промерзшие
9.шуба
10.постоянном
11.в ведрах
12.знаменитых, известных
13.неизвестно
14.пошел  
15.не встречались 
16.танцовщица 
17.тесьма
18.болтались
19.оттолкнуть
20.застывшим