РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение новыми методами и формами преподавания.
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Развитие информационно-коммуникационных технологий требует изменений в системе их использования при оценивании знаний, что обуславливает изменение способов обучения, методик и технологий [1]. Во время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшей задачей становится научить подрастающее поколение жить в информационном мире. В последние годы школа, общество и государство уделяют все большее внимание интересам личности: умению адаптироваться в изменяющихся условиях жизни (видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения), умению работать с информацией, умению коммуникации в широком социальном плане.
Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение нового материала и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Следовательно, очень важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании [2].
В настоящее время компьютер является средством обучения, его специфика связана с такими характеристиками как комплексность, универсальность и интерактивность.
В этой связи целесообразно для организации и осуществления основных этапов самостоятельной информационной учебной деятельности применять комплекс электронных образовательных ресурсов, что означает совокупность информационных объектов, научно-педагогических и учебно-методических материалов, объединенных в соответствии со структурой электронно-образовательных ресурсов (далее – ЭОР) на основе технологии гипертекста, средств автоматизации информационной деятельности и информационного взаимодействия, контроля и самоконтроля [3].
Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы, а также использовать компьютер при самостоятельной работе школьника, как в урочное, так и во внеурочное время. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим [5]. 
В своем ежегодном Послании народу Президент Республики Казахстана Н.А. Назарбаев говорил: «Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих».
Решение этих задач в современном высокотехнологическом мире невозможно без широкого использования ИКТ и последних достижений в области компьютерной техники [3].
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач [2]:
1)поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
2)поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
3)реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Среди учащихся 8-11 классов КГУ «Средняя школа № 18» акимата г. Усть-Каменогорска было проведено анкетирование, результаты которого представлены на рисунке 1.

Рис.1 – Динамика познавательных возможностей учащихся
1 – интерес к изучению предмета «Химия»;
2 – применение ЭОР в обучении химии;
3 – степень доступности изучаемого материала с применением ЭОР и без применения
Установлено, что интерес к предмету «Химия» к концу эксперимента по применению АОР в учебном процессе, возрос с 60 % до 84 %.
Доля учащихся с положительным отношением к применению ЭОР при обучении химии возросла с 84 % до 96 %.
Исходя из анализа литературы, проведенного анкетирования со школьниками КГУ «Средняя школа № 18» акимата г. Усть-Каменогорска, можно сделать вывод о необходимости разработки комплекса электронных образовательных ресурсов.
Таким образом, цель исследования заключается в разработке комплекса электронных образовательных ресурсов и его апробация в учебном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) разработать комплекс ЭОР по предмету "Химия" для работы на уроке и самостоятельной работы во внеурочное время;
2) провести экспериментальную проверку уровня обученности школьников по применению ЭОР для организации и осуществления самостоятельной информационной учебной деятельности.
С целью повышения заинтересованности учащихся на ранних этапах изучения предмета «Химия», обеспечения доступа к самостоятельному изучению материала детьми, находящимися на домашнем обучении и возможности закреплять изученный материал во внеучебное время 2010 году на методическом объединении естественно-математического цикла был утвержден план работы по поисковой теме, посвященной разработке методического комплекса ЭОР для учащихся 8 класса общеобразовательной школы.
Разработанный комплекс ЭОР включает в себя следующие элементы:
1) мультимедийные презентации;
2) контролирующие программы (компьютерные тесты, тренажеры);
3) интерактивные плакаты.
Мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Microsoft Power Point, представляют собой теоретический материал по теме урока, видео-файлы (при необходимости) и задания для закрепления (тесты, кроссворды, ребусы или упражнения). На рисунке 2 представлен фрагмент презентации по теме «Состав и строение атома».

Рис. 2 "Фрагмент презентации по теме "Состав и строение атома"
Контролирующие программы созданы с помощью тестировщиков MyTest, RichTest, генератора HTML файлов и других (рисунок 3). Разработанные тренажеры позволяют ученикам закрепить учебный материал во внеурочное время при подготовке домашнего задания и самостоятельном обучении. Достоинством разработанного ЭОР является возможность детального оценивания ответов учащегося.

Рис.3 "Оболочка тестировщика MyTest"
Интерактивные плакаты, созданные в программе Activ Studio, дают возможность во время проведения урока работать с разными видами заданий, удобны для закрепления и обобщения изученного материала (рисунок 4).

Рис.4 "Фрагмент интерактивного плаката по теме " Состав и строение атома "
Практическая ценность разработанного комплекса ЭОР заключается в том, что он позволит улучшить и закрепить получаемые знания, повысить мотивацию учащихся к изучению предмета химии. Разработанный ЭОР может выступать на уроках как универсальное средство обучения. В этом случае преподавателю не нужно использовать доску, мел, а также наглядные учебные пособия, макеты и другие технические средства обучения, обучаемые самостоятельно смогут изучать материал с помощью электронного ресурса. Также данный комплекс можно использовать любому ученику в качестве самостоятельного изучения темы, закрепления материала.
Применяя данный комплекс на уроках химии, можно выделить достоинства и недостатки, представленные в таблице 1.
Таблица 1
"Достоинства и недостатки использования комплекса электронных образовательных ресурсов на уроках химии"
Достоинства ИКТ Недостатки ИКТ
1) наглядность в представлении учебного материала;
2) увеличение количества тренировочных заданий;
3) учащийся становится субъектом обучения, т.к. программа требует от него активного управления;
4) обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций;
5) поиск дополнительных источников информации для учителя и учащихся;
6) моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
7) возможность построения индивидуальной траектории обучения учащихся, возможности их роста и развития;
8) организация самостоятельной работы учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕНТ, урокам контроля, подготовку исследований. 1) затрата времени на освоение программ, навыков владения компьютерной техники учащимися;
2) качество технических средств, их характеристик;
3) диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен;
4) не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся в полной мере.
Современный учитель должен шагать в ногу со временем. Остановившегося обгонит время! Уроки с компьютерной и мультимедийной поддержкой не отменяют полностью традиционных форм обучения, но помогают разнообразить формы работы, экономить время и использовать в большем объёме информационный материал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководство для учителя, с. 166
2. Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода / А.М.Коротков // Педагогика. – 2004. - №2. – с.3-10.
3. Пищик А. В.Информационно-коммуникационные технологии и современный урок.//Химия. Все для учителя, 2012, № 2 (14), С.4-10
4. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения / В.Ф. Шолохович // Информатика и образование. – 2003. - №4. – с.5-9.
5. Фай Гуля, Варламова Ю.В. Эффективные педагогические приемы и техники/ учебно-методическое пособие/ Ижевск, 2011, 79с