Методическая разработка урока Роль профессии в жизни человека


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке»
Тема: «Роль профессии в жизни человека»
Методическая разработка
открытого урока по технологии в 8 классе
(45 мин.)
Куликова Антонина Викторовна
учитель технологии
первой квалификационной категории
Г. Энгельс
Разработка урока
Предмет: Технология
Автор: Куликова Антонина Викторовна - учитель технологии
Класс: 8 класс.
Раздел: «Современное производство и профессиональное образование»
Тема урока: «Роль профессии в жизни человека»
Цель урока:
Способствовать формированию первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и пути получения образования
Задачи урока:
Актуализация знаний;
Ознакомить учащихся с ролью профессий в жизни человека; научить искать информацию о получении профессии и образования.
Воспитывать позитивное отношение к жизни; содействовать в ходе урока формированию интереса к исследовательской работе по необходимой теме
Научить развивать способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения поисковых заданий; развивать речь, память, навыки публичного выступления.
Тип урока: образовательно-познавательный - урок освоения новых знаний.
Методы проведения занятия:
• частично-поисковый
• объяснительно-иллюстративный, проблемный.
• защита презентаций учащимися о будущих профессиях и пути получения этих профессий в нашем регионе.
Форма проведения: индивидуально-фронтальная, парная, групповая.
Межпредметные связи: география, литература.
Основные понятия: понятие профессии, классификация по отраслям экономики, выбор профессии, профессиональные качества личности, ошибки при выборе профессии, медицинские противопоказания, пути получения образования, предложения на региональном рынке труда.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, (ИКТ, слайдовая презентация).
ПЛАН ЗАНЯТИЯ (1 урок - 45 мин.)
№ п/п Этапы занятия Время (мин)
I Организационный момент 2
II Актуализация прежних знаний.
Введение в тему « Роль профессии в жизни человека » 3
Роль профессии в жизни человека Профессиональные качества личности. Пути получения профессии и образования. Предложения на региональном рынке труда. 5
Закрепление и применение изученного материала (было домашним заданием – найти материал о будущих профессиях учащихся, пути получения этих профессий и образования). Представить полученный материал в виде доклада или презентации к следующему уроку.
Учебно-тренировочная часть – учащиеся были разделены на группы по интересам. III Изучение новой темы: продолжение изучения темы « Пути получения профессионального образования»
Основные понятия: ошибки при выборе профессии, медицинские противопоказания, пути получения образования, предложения на региональном рынке труда - выступление учителя, показ учителем презентации «Выбор профессии». 10
IV Закрепление изученного материала. Отчет учащихся о проделанной работе: выступление с докладами и презентациями (защита проектов) 15
V Контроль полученных знаний
Тестирование 5
VI Рефлексия урока. 3
IX Уборка рабочего места. Задание на дом. 2
Ход урока:
1.Организационная часть.
1.1 Проверка наличия учащихся.
1.2 Проверка готовности к уроку.
1.3 Сообщение темы и цели урока. Слайд № 1, 2, 3.
2.Актуализация прежних знаний.
2.1 Обобщающая беседа: проблемные вопросы, уточнения, дополнения, подведение итогов. Слайд № 4, 5, 6, 7.
Учитель задаёт проблемные вопросы к учащимся:
1.Роль профессии в жизни человека?
2.Какие профессиональные качества личности нужны при выборе профессии?
3.Какие пути получения профессии и образования вы знаете?
4.Как можно искать информацию о профессиях, учебных заведениях и предложениях на региональном рынке труда.
3. Изучение нового материала по теме: « Роль профессии в жизни человека ».
Учитель, одобряя ответы учащихся, предлагает перейти к следующему слайду, продолжает изучение темы « Роль профессии в жизни человека ». Слайд № 8 – 15
Основные понятия: ошибки при выборе профессии, медицинские противопоказания, пути получения образования, предложения на региональном рынке труда - выступление учителя, показ учителем презентации «Выбор профессии».
Переходя к каждому следующему слайду, учитель продолжает опрос.
Закрепление и применение изученного материала
Закрепление и применение изученного материала было домашним заданием.
1.Провести исследование о потребности профессий на рынке труда нашего региона. Пути получения профессий и образования.
2.Представить полученный материал в виде доклада или презентации к следующему уроку.
Учебно-тренировочная часть – учащиеся были разделены на группы по интересам.
4.Закрепление нового материала:
Отчет учащихся о проделанной работе: выступление учащихся с докладами и презентациями (защита проектов).
1)Выступление группы №1 (3 человека) - представление презентации «Медицинские работники». Учащиеся надели медицинские халаты и рассказали отрывок из стихотворения С. Михалкова «Кем быть?»
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Инженеру хорошо,
а доктору -
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
2)Выступление группы №2 (2 человека) - представление презентации «Профессия воспитатель». Девочки разыграли мини-сценку о детском садике.
Выступление группы №3 (3 человека) - представление доклада «Порядок необходим», о профессиях правоохранительных органов. Учащиеся надели камуфляжную форму и взяли жезл работника ГАИ.
Выступление группы №4 (3 человека) - представление презентации «Профессии общественного питания». Учащиеся надели колпаки поваров, белые фартуки и принесли приготовленное блюдо с печеньями, которыми потом они угощали всех присутствующих.
5.Контроль
Учитель предлагает учащимся выполнить задания по тестам, чтобы определить свои склонности и тип темперамента, которые в дальнейшем могут помочь при выборе будущей профессии.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Учитель подводит итоги и выставляет баллы в таблицу контроля знаний.
6.Рефлексия
Учащиеся проводят самооценку проведенной работы, делают вывод о том, что знания и умения, полученные в результате исследования, пригодятся не только на уроках, но и в жизни каждого.
Учитель спрашивает учащихся о том, что понравилось на уроке? Довольны ли вы своими результатами?
Ответ учащихся.
Выставление оценок за урок. На доске домашнее задание, учащиеся записывают его в дневник.
Урок окончен. Спасибо. До свидания.
Используемые учебники и учебные пособия:
«Технология. Обслуживающий труд» Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: “Вентана-Граф”, 2010.
Используемые материалы для контроля: тесты «Опросник-ориентация» и экспресс – диагностика «Темпераментная структура личности». Используемые ЦОР: интернет - ресурсы http: //www.teksika.com/