Рабочая программа объединения дополнительного образования Настольный теннис


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
программы «Настольный теннис»
Направление Спортивно-оздоровительное
Вид образовательной деятельности ОбщеразвивающийНазвание Настольный теннис
Сведения об авторе Колюбаев И. А. учитель физической культуры
Аннотация к программе Возраст дет 12-16 лет.
Программа рассчитана на 1 год
Цель программы :изучение спортивной игры настольный теннис.
Для реализации программы определены следующие задачи:
Укрепление здоровья;
Содействие правильному физическому развитию;
Приобретение необходимых теоретических знаний;
Овладение основными приемами техники и тактики;
Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.
Привитие учащимся организаторских навыков;
Повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по настольному теннису;
Подготовка учащихся к районным соревнованиям;
Статус программы примерная




Пояснительная записка
Программа объединения дополнительного образования «Настольный теннис» физкультурно-спортивного направления предназначена для проведения спортивной работы в системе внеурочной деятельности школы. В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис, составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся и стилевых особенностей современной игры учащихся в возрасте от 12 до 16 лет. Программа рассчитана на 38 часов в год, по 1 часу в неделю. Содержание которой отвечает требованию к организации внеурочной деятельности в рамках объединения дополнителього образования спортивно-оздоровительного направления. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а так-же материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по Программе.
Настоящая Программа разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Конвенции о правах ребёнка от 20.11.1989г.,
-Конституции РФ от 12.12.1993г.,
-Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя школа № 2 г. Перевоза»
-Школьной целевой образовательной программы дополнительного образования «Учимся вместе»,
-Положения о дополнительном образовании.
Данная Программа направленна на воспитание личности, умеющей думать, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели, самореализующейся в условиях современного общества.
С этой целью учащимся и их родителям (законным представителям) было предложены 5 направлений внеучебной деятельности с целью гармонично го развития личности:
-общекультурное
-социальное
-общеинтеллектуальное-духовно-нравственное
-спортивно-оздоровительное.
По результатам опроса и анкетирования родителей (законных представителей) и учащихся, было выбрано спортивно-оздоровительное направление - 88%.
Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения ПрограммыЛичностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения Программы. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни учащихся.
В области Программы «Настольный теннис»:
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно- оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения Программы. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и офункциональных возможностях организма, способах профилактикизаболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса;
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: изучение спортивной игры настольный теннис.
Задачи:
-укрепить и сохранить здоровье учащихся;
-содействовать правильному физическому развитию;
-способствовать в приобретении необходимых теоретических знаний;
-овладеть основными приемами техники и тактики;
-воспитать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм и чувства дружбы.
-привить учащимся организаторских навыков;
-подготовить учащихся к школьным и муниципальныи соревнованиям по настольному теннису.
Рабочая программа рассчитана на условия школы , со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря, а также на традициях школы.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- технику безопасности на занятиях настольного тенниса,
- историю развития настольного тенниса в России,
- влияние физических упражнений на строение и функции организма человека,
- гигиену, закаливание, режим и питание спортсменов,
- правила соревнований по настольному теннису.
Учащиеся должны уметь:
-свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с отскока и с лета, катать мячи руками и ракеткой по различным направлениям (линия, диагональ), останавливать ракеткой катящийся мяч, уверенно выполнять «чеканку» (отбивания мяча от пола), подбивать мяч на ладонной и тыльной сторонах ракетки, контролируя при движении высоту и вертикальное направление отскока мяча;-выполнять имитацию ударов срезкой справа и слева с правильным балансом, показывать расположение точки контакта, делать окончание удара с поднятым локтем на уровне плеч;
-выполнять серии розыгрышей ударами срезкой друг с другом в паре только справа или только слева с акцентом на: а) технику исполнения, б) удержание мяча в игре;
-перемещаться в стороны от центра стола на 2-3 шага и играть с чередованием ударов срезкой справа – слева;
-уверенно выполнять удары срезкой в средней точке полета мяча в правильной стойке;
-иметь представление о правилах игры и способе начисления очка при игре на счет;
-активно сотрудничать с другими детьми на занятии, проявлять положительные эмоции при двигательной активности. Демонстрировать:
-технические и тактические действия игры настольный теннис, применять их в игровой и соревновательной деятельности
Учебный план
№ п/пНазвание раздела Количество часов
Теория Практика Всего
1 Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь. 1 1
2 Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. Правила игры в настольный теннис. 1 1
3 Общая и специальная подготовка 1 9 10
4 Основы техники и тактики игры 2 18 20
5 Контрольные игры. 6 6
Итого: 5 33 38

Учебно-тематический план
№ п/пТема занятий Кол-во часов Дата
1 Введение в мир настольного тенниса. Техника безопасности при проведении занятий по настольному теннису. Стойка игрока.  1 2 Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Способы держания ракетки. 1 Общая и специальная подготовка – 10 часов
3 Исходное положение при подаче стойки теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры. Способы держания ракетки (теория). 1 4 Перемещения близко у стола и в средней зоне. Правильная хватка ракетки и способы игры. 1 5 Правила игры в настольный теннис. Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева. 1 6 Удары по мячу 1 7 Удары по мячу 1 8 Удары по мячу 1 9 Удары по мячу 1 10 Подачи. 1 11 Подачи. 1 12 Подачи. 1 Основы техники и тактики игры – 20 часов
13 Виды ударов (теория). 1 14 Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. 1 15 Удар без вращения мяча (толчок) слева, слева. 1 16 Удар без вращения мяча (толчок) слева, слева. 1 17 Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. 1 18 Удар « накат» справа и слева на столе. 1 19 Удар « накат» справа и слева на столе. 1 20 Удар « накат» справа и слева на столе. 1 21 Удар « накат» справа и слева на столе. 1 22 Выбор позиции (теория). 1 23 Выбор позиции. 1 24 Игра в «крутиловку» вправо и влево. 1 25 Игра в «крутиловку» вправо и влево. 1 26 Свободная игра на столе. 1 27 Свободная игра на столе. 1 28 Игра на счет из одной, трех партий. 1 29 Игра на счет из одной, трех партий. 1 30 Тактика игры с разными противниками. 1 31 Тактика игры с разными противниками. 1 32 Основные тактические варианты игры. 1 Контрольные игры – 6 часов
33 Основные тактические варианты игры. 1 34 Соревнования по настольному теннису 1 35 Соревнования по настольному теннису 1 36 Основные тактические варианты игры. 1 37 Соревнования по настольному теннису 1 38 Итоговое занятие 1
Содержание Программы
1. Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь.
Краткий обзор состояния и развития настольного тенниса в России.
Основы знаний;
Ознакомление с инвентарем
2. Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. Правила игры в настольный теннис.
Соблюдение техники безопасности на занятиях настольного тенниса.
Влияние физических упражнений на строение и функции организма человека.
Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов.
3. Общая и специальная подготовка
Общая подготовка является основой развития физических качеств, способностей, двигательных навыков игроков на различных этапах их подготовки. Поэтому большое внимание на занятиях настольного тенниса будет уделяться развитию двигательных качеств игроков и совершенствованию : силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации движений.
Специальная подготовка занимает очень важное место в тренировке теннисистов, поэтому будет уделяться большое внимание упражнениям, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
4. Основы техники и тактики игры
В этом разделе представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в различных соревнованиях
5. Контрольные игры.
Правила соревнований по настольному теннису.


Методическое обеспечение Программы
№ Раздел Форма занятия Приёмы и методы организации учебно-воспитательно-го процесса Методический и дидактический материал (фильм, схемы) Техническое оснащение занятий (аудио, видео, проектор) Форма подведения итогов по каждому разделу
1 Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь. Беседа Беседа Фильм, презентация Ноутбук Обсуждение за круглым столом
2 Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. Правила игры в настольный теннис. Беседа Беседа Фильм Ноутбук Обсуждение за круглым столом
3 Общая и специальная подготовка Практическое занятие Практическое наблюдение Фильм Ноутбук, теннисный стол, ракетки, шарики Освоение техники и тактики игры
4 Основы техники и тактики игры Практическое занятие беседа Объяснение
Практическое наблюдение Фильм Ноутбук, теннисный стол, ракетки, шарики Усовершенствование техники и тактики игры
5 Контрольные игры. Практическое занятие Практическое наблюдение Фильм Ноутбук, теннисный стол, ракетки, шарики Соревнования


Литература
1. Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2010
2. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004
3. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2004
4. Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2005
5. О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000
6. О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 2006
7. С.Д.Шпрах. У меня секретов нет. М.: Советский спорт, 2002
8. Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 2004