Воспитание нравственных ценностей у младших школьников через изучение произведений М. Е. Кильчичакова

«Воспитание нравственных ценностей у младших школьников через изучение произведений М. Е. Кильчичакова»

Без исторической памяти нет традиций,
без национальных традиций нет культуры,
без культуры нет гуманности,
без гуманности нет воспитания,
а без воспитания нет личности.
Г. Н. Волков
Сложные социальные условия, смена ценностных ориентиров, безработица родителей учащихся порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с другими людьми. Причиной падения нравов, проявления грубости и зла, антигуманности среди населения, явилось отлучение учащихся от национальных традиций, обычаев и родной культуры. Повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания младших школьников. Необходимо найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие, с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий характер «вечных» ценностей и идеалов человека, а с другой целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни. Особое место в формировании нравственных ценностей отводится в начальной школе изучению художественных произведений хакасских писателей и поэтов, в частности произведений Михаила Еремеевича Кильчичакова. Так как дети открывают для себя мир человеческих отношений, то они могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.
Знанья в голове надежно скрыты,
Не отдашь их – будут позабыты.
Не забудь потомкам передать
То, что у народа взял взаймы ты.
(М. Кильчичаков. «Рубаи»)
Уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с раннего возраста. Поэтому необходима передача будущим поколениям человеческого опыта в его национальной форме, воспитание высоконравственных, образованных, духовно богатых людей, обладающих чувством национального достоинства, гражданского долга и любовью к Родине, гуманностью и уважением к другим народам. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, язык, культуру.
Словно светлый лесной родник,
По весне устремлённый к морю,
Чист и звучен родной язык.
Он звенит,
Сквозь сердца струится
И зовёт, зовёт за собой...
Дал он имя звезде любой,
Зверю каждому,
Каждой птице.
Травам, тропам, ветрам - всему
Подыскал он обозначенье.
Поспевай за его теченьем! (М. Кильчичаков. «Родной язык»)
У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые. Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети постигают сущность добра и зла , чести и бесчестия, справедливости и несправедливости, воспевание добра и человечности.
Любовь моя, мое стремленье к людям,
Давай с тобой тропинкой к счастью будем.
(М. Кильчичаков. «Баллада о бревнах».)
Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед учащимися начальной школы сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.
Не забуду ни отца, ни мать
Всю любовь я им готов отдать,
Не придет мне в голову – Отчизну
На другие земли променять.
(М. Кильчичаков. «Рубаи»)
Мастерство и искусство воспитания заключаются в том, чтобы мир нравственных богатств увлекал детей.
Представления школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Личный опыт нравственного поведения учащихся начальной школы ограничен, не очень богат ситуациями, где они сами должны решать вопросы своих взаимоотношений в коллективе. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со всеми знаниями. Младший школьник еще только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений М. Е. Кильчичакова
Пока стоят саянские вершины,
Пока сияет звездный ореол,
Бессмертно братство, дружба – нерушима
(М. Кильчичаков. «Вы лошадей купали в Улуг-Хеме».)
Нравственное воспитание рассматривается в целостном образовательном процессе: целенаправленная и систематическая работа по формированию этических норм должна осуществляться с опорой на особенности мышления, восприятия, чувств, которые характерны для ученика начальной школы и которые изменяются и исчезают с возрастом. По словам психолога Рубцова В. В. «по целостности функционирования психики ребенок стоит на вершине. У взрослого больше знаний и умений, у него больше возможностей, несравнимо большая продуктивность, но нет той целостной психики, которая наблюдается у ребенка».
Лета долгая пора
Не бывает всё же вечной.
Ходит ниже в небесах
Солнце - белое светило.
Грусть у птичек в голосах
Трели звонкие сменила.
Собираются скворцы
В отлетающие стаи.
На вершинах белых гор
Кружат белые метели.
(М. Кильчичаков. «Осень».)
Особенное значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру имеют произведения литературы, посвященные войне, ведь Михаил Еремеевич – фронтовик, вернувшийся с войны инвалидом.
Рука моя, отбитая войной,
Вовеки не расстанется со мной.
И даже ночью, в сон глубокий, ею
Держу хомыс с поющею струной.
(М. Кильчичаков. «Рука».)
Орлу с крылом, подбитым во все дни,
Не разлюбить просторы вышины.
Вернувшемуся без руки солдату
Не позабыть кровавый гром войны.
(М. Кильчичаков. «Орел».)
В процессе освоения младшими школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений, при характеристике положительных и отрицательных героев формируется гуманистическое мировоззрение детей, способность к межличностному диалогу.
Я ласковее рук твоих не знаю,
С годами это чувство не прошло.
Я и теперь, как в детстве, ощущаю
Их прикасаний бережных тепло.
Не видел рукоделий твоих краше,
Как терпеливо летом и зимой
Рубашки наши, рукавички наши
Ты вышивала радугой сама!
(М. Кильчичаков. «Мама».)
Одно из специфических проявлений этического воздействия литературы, в отличие от других видов искусства, и состоит в большом богатстве идей и значений образов, в более глубинном проникновении в действительность и в более широкой связи с духовными и социальными проблемами времени.

Будильник
«Тик-так, тик-так», - стучат часы,
И кружатся по ним усы.
А сверху - маленький звонок.
Часы звенят: «Вставай, дружок!»
Торопят в школу, на урок.
Стихи Михаила Еремеевича направлены на этическую оценку действий и поступков героев, на выявление личностного отношения учащихся к данному герою, факту, событию.
Котёнок
Рано вставший котёнок
Хозяину гостя ворожит.
А проспавший котёнок
Лишь только глаза протирает.
Одной из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников является проигрывание литературных произведений с последующим обсуждением. Учитель выбирает произведения, которые соответствуют ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Например, сказку М. Кильчичакова «Сказка о хитрой лисе», так как в классе возникла проблема, что учащиеся не понимают преимуществ коллективного преодоления трудностей, не отзывчивы к чужому горю, к просьбе о помощи.
Последовательность этапов, обеспечивающих усвоение новых нравственных понятий.
Первый этап работы выявление в классе проблемы нравственного характера. Учитель продумывает, какие случаи и ситуации из жизни детей он может отразить, работая над сказкой. Также на этом этапе нужно продумать, как распределить роли и кто будет зрителем.
Работу необходимо начать с прослушивания литературного произведения на аудиокассете. Произведение читают артисты театра, что придает сказке дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Далее предполагается пересказ сказки. Затем детям задают вопросы: о чем сказка, кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему.
При обсуждении сказки важно обратить внимание учащихся на характер героев, выделить характеристики персонажей.
На следующем этапе предлагаем школьникам разделиться на группы для проигрывания литературного произведения: одна группа зрители; две действующие лица.
Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев литературного произведения, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, как бы они действительно поступили, если такая ситуация с ними случалась. Постепенно подводим учеников к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле.
После проигрывания произведения обсуждаем характеры героев. Важно обратить внимание на то, что, инсценируя сказку, доброту героя необходимо показать своими действиями, и попросить детей-зрителей назвать, какие именно действия можно назвать добрыми. Необходимо, чтобы дети поняли: то, что названо словом, должно быть подтверждено действием, и наоборот, то. что показано в действии, должно быть названо. Так, доброту ребенок часто воспринимает как «делать приятное и легкое». Однако добрые дела часто требуют определенных усилий, и к такому выводу надо школьников подвести. Со временем доброе, приятное и легкое в сознании детей начинают различаться.
Результат такой работы школьники сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать действия героев литературных произведений и свои.
Далее зрители выбирают команду, которая, на их взгляд, наиболее удачно показала характер героев литературного произведения.
Для закрепления полученных знаний о характерах героев ученикам можно предложить нарисовать понравившийся персонаж.
Итогом работы можно считать умение ребенка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.
В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций (в том числе и на основе литературных произведений) активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по формированию нравственных качеств дает возможность ученикам самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций. Они могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой ситуации (например, разрешить конфликт в детском коллективе, в семье с родителями), а также повышается уровень нравственного развития младших школьников «относительно самого себя». Учащиеся рассуждают, доказывают, отражают накопленный ими опыт, дают оценку жизненным ситуациям, выражают свои мысли, обосновывают их, т.е. защищают свою нравственную позицию.




Литература

«Зажги свою звезду» под ред. Астанаева А. В. – Абакан, Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1975.
Кильчичаков М. «Сказка о хитрой лисе» - Абакан, Хакасское книжное издательство, 1993.
Кильчичаков М. Старая лиственница. – М., «Советская Россия», 1979.
Кошелева А.Л. Поэтическое слово Сибири. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996.
Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1997.
Развитие способности воображения / Отв. ред. Л.В. Голубцова. М., 2005.
Шатрова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации // Вопросы психологии. 1984. № 2.
Булатова З. А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики. // Начальная школа.2008. № 7.
Шарапова О. В. Особенность нравственного воспитания на уроках чтения // Начальная школа.2008. № 1.




15