ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
Мазаева С.В. (МДОУ «ЦРР» - д/с № 136)
В последние годы наблюдается рост заболеваемости детей в дошкольном возрасте, увеличение числа лиц с дисгармоническим развитием и низкой физической подготовленностью.
В результате научных исследований динамики физической подготовленности дошкольников за 20 лет выявлено две тенденции увеличение тотальных размеров тела детей и снижение уровня развития физических качеств.
Изучение физического состояния детей 4-6 лет показало:
А) среднее физическое развитие имеют 65% детей, около 10% детей повышенной, 5% пониженной массой тела. Прослеживается большой индивидуальный разброс по всем показателям физических качеств.
В связи с этим оздоровительная работа с дошкольниками приобрела особую актуальность.
В дошкольных учреждениях- задачи физического воспитания решаются в разнообразных формах:
1. физ. занятия (групповые, подгруппами)
2. утренняя гимнастика (зарядка)
3. закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями
4. физминутки
5. подвижные игры
6. прогулки и экскурсии за пределы участка д/с.
7. самостоятельная деятельность детей
8. физкультурные досуги и праздники.
У каждой из этих форм есть свое назначение и свои особенности в содержании и методике, каждой отведено определенное место в режиме дня, но все они взаимосвязаны.
Подбирая упражнения нужно учитывать поставленные задачи, возраст детей, состояние здоровья, физ. развитие время года и т.д.
Большую роль в физ. воспитании играет утренняя зарядка, которая проводится ежедневно перед завтраком. Она направлена на решение оздоровительных задач, способствует развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной системы. Зарядка создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физкультурой. Утренняя гимнастика пройдет интересней ,если будет сопровождаться игрой и музыкой. Особенно игровые комплексы утренней гимнастики необходимы малышам.
«Бабочки»
(комплекс с элементами дыхательной гимнастики)
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем маленькими красивыми, легкими бабочками.
Бабочки проснулись. (Ходьба по залу (20 секунд.)
Бабочки полетели над полянкой (Обычный бег (20 секунд).)
Бабочки устали. (Ходьба в медленном темпе (15 секунд).)
Построение врассыпную.
Воспитатель. Бабочки сели на цветы.
Дыхательное упражнение «Ветер». Вдох, вытянуть губы тру бочкой, длительный выдох. Повторить 2 раза.
Основная часть
Упражнение «Бабочки машут крылышками». Исходная позиция стоя, ноги вместе, руки опущены. Руки в стороны, вверх, помахать ими. Вернуться в исходную позицию. Повторит 6 раз. Темп умеренный.
Упражнение «Бабочки отдыхают». Исходная позиция: сидя ноги врозь, руки на поясе. Наклониться в одну сторону, в другую.
Вернуться в исходную позицию. Наклониться в другую сторону. Вернуться в исходную позицию. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп медленный.
Упражнение «Бабочки дышат». Исходная позиция: ноги слегка расставлены, руки опущены. На счет 1, 2 вдох. На счет 1, 2, 3, 4 выдох. Повторить 4 раза, медленно.
Указание детям: «Выдох должен быть длиннее вдоха».
Упражнение «Бабочки засыпают». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, закрыть глаза. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп медленный.
Показ и объяснение воспитателя.
Упражнение «Бабочки радуются». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. 23 пружинки, 8 подпрыгиваний, чередовать с ходьбой. Повторить 3 раза.
Заключительная часть
Воспитатель. Улетели бабочки с цветков.
Бег врассыпную (20 секунд).
Ходьба (15 секунд).
Дыхательное упражнение. На счет 1, 2 вдох; на счет 1, 2, 3, 4 выдох. Повторить 2 раза.[Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, - 2008. – С.63]
Не менее важная форма оздоровления –гимнастика после дневного сна. Примерная схема проведения гимнастики после сна:
1. Гимнастика в постели.
Потягивание. Исходное положение: лёжа на спине, руки поднять вверх, опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочерёдно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой). Можно потягиваться одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник.
- упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
2. Корригирующая ходьба («Отправляемся в лес»)
Чередование с обычной ходьбой: на носках («Лисичка»), на пятках («На траве роса – не замочите ноги»), на внешней стороне стопы («Медведь»), в полуприседе («Ёжик»), по корригирующим дорожкам («Пройдём босиком по камешкам/веточкам/шишечкам»).
3. Дыхательная гимнастика.
Дыхательно-звуковая гимнастика.
При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт. Например:
«Дует Дед Мороз»
Исходное положение: сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта. Вдох – и.п.; на выдохе сказать «у-у-у», повторить 6-8 раз.
4. Водные процедуры (умывание, обливание рук холодной водой и т.п.).
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 мин. [Якименко В. Игровая оздоровительная гимнастика/Дошкольное воспитание. – 2007 г. – №2 – С. 28-31]
Так же в д/с проводятся закаливающие процедуры: воздушные, солнечные ванны.
Эффективность их влияние на организм возрастает, если они сочетаются с физическими упражнения.
Воздушные ванны (чтобы не перегреть - игры с умеренной интенсивность).
Активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья) способствует совершенствованию двигательных навыков. Умеренная физическая нагрузка, интересные задания, требующие не только физического напряжения, но и умственной активности, улучшают самочувствие и настроение детей.
Физкультурные досуги и праздники можно проводить с одной или несколькими группами, близкими по возрастному составу. Они строятся на знакомом детям материале и не требуют специальной подготовки..
В младших и средних группах проводятся несложные подвижные игры, в старших группах - игры-соревнования и эстафеты. Если соревнуются команды, то они должны быть равными по своим возможностям. Естественно, кто-то выполняет задание лучше, кто-то хуже. Лозунг "победила дружба" не всегда приносит пользу. Дети подготовительной к школе группы должны учиться не только выигрывать, но и достойно проигрывать, уметь анализировать свои ошибки, видеть достоинства противника. Задача педагога - помочь детям разобраться в причинах проигрыша и вселить уверенность в дальнейших успехах.
Физкультурные досуги желательно проводить не реже одного раза в месяц (длительность в зависимости от возраста детей от 20 до 50-60 минут); физкультурные праздники - не менее трех раз в год (длительность соответственно от 45 минут до 1 часа 30 минут).
Лучше всего организовывать их на свежем воздухе - на участке детского сада, стадионе, в парке; в плохую погоду - в спортивном зале или бассейне.
Подвижные игры и эстафеты. Например:
Эстафеты.
"Попади мячом в кеглю" , «Кто самый ловкий?»
Игры.
"Найди свой дом" (игра).
Педагог делит детей на три команды, каждая собирается у определенной постройки. По сигналу дети разбегаются по площадке. По команде "Найди свой дом!" бегут к своей постройке. Команда, собравшаяся первой, выигрывает. Игра повторяется.
Литература
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
Лечебная физкультура для дошкольников / О.В. Козырева. – М.Просвещение, 2003.
Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.
Полтавцева Н.В., Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет.- М.: Просвещение, 2005.