Урок по основам здоровья на тему Эмоции


Основы здоровья (4 класс)
Тема. Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций.
Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.
Оборудование: таблица « Калейдоскоп эмоций»,таблицы для индивидуальной работы, карточки для игры « Море волнуется раз…»,карточки для игры « Угадай эмоцию по интонации»,карточки с ситуациями, аудиозапись песни «Улыбка»
Ход урока
І Организация класса
ІІ Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
Человек вперед спешит,
У него довольный вид.
Улыбается, смеется
И вперед, как птица, рвется.
Почему счастливый вид?
Ничего ведь не болит!
А другой шагает хмуро-
У него в руках микстура.
Недоволен, неспокоен –
Потому что очень болен.
( Учитель рисует на доске три лица: смеющееся, грустное и равнодушное.)
III Сообщение темы и цели урока
Беседа
Давайте посмотрим на эти лица.
- Почему они такие разные?
- Что заставляет их быть разными?
Все эти лица выражают разные чувства . Синоним этого слово – эмоции.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим об эмоциях и их влиянии на здоровье человека.
IV Первичное восприятие и осознание нового материала.
1 Рассказ учителя.
Мы бываем веселыми и печальными, злыми и ласковыми. Все это наши чувства, или эмоции. Эмоции – это реакция человека на окружающий мир. Они отображают отношение к разным жизненным ситуациям и событиям.
Продолжительные эмоции способствуют развитию чувств и настроения.
Эмоции помогают общаться с людьми, проявлять черты характера, понимать чувства и поведение других, сопереживать их радости и горю.
В переводе с латыни это слово означает ( волновать).Чувство гнева, горя, радости, сочувствия – это эмоции.
Эмоции бывают:
Положительными( удовлетворение, радость);
Неопределенными( растерянность, равнодушие);
Отрицательными( гнев, горе).
2 Работа в группах
Учитель объединяет детей в три группы.
Каждая группа работает с набором картинок, на которых изображены разные виды эмоций.
Задание для 1 группы
Соотнести смайлики и картинки с изображением положительных эмоций.
Задание для 2 группы
Соотнести смайлики и картинки с изображением отрицательных эмоций.
Задание для 3 группы
Соотнести смайлики и картинки с изображением неопределенных эмоций.
158115186690
Приложение 1
3.Презентация групп
Каждая группа презентует свою работу.
4 Работа с таблицей.
Перед каждым из вас лежит таблица. Я буду рассказывать вам о какой – то ситуации, а вы отмечать знаком + эмоции, которые будете испытывать в таком случае.
№ ситуации
Эмоции 1 2 3 4 5 6 7
Гнев Стыд Страх Радость Гордость Зависть Обида Родители запретили вам кататься на велосипеде.
Вам не понравилась оценка за контрольную работу.
Учитель вас похвалил.
Друг все делает лучше вас
У вас есть очень хороший друг, и вы всегда вместе.
Вы не выучили урок, а вас могут вызвать к доске.
Вы обманули маму, и она об этом узнала.
Приложение 2
5. Игра « Море волнуется раз…»
Учащиеся объединяются в две группы.
Каждая группа вытягивает карточки с эмоциями. Мимикой и жестами необходимо показать соответствующую эмоцию.

Приложение 3
6.Игра « Угадай эмоцию по интонации»
На карточках написаны названия эмоций. Дети по одному, молча, читают карточку с названием эмоции и произносят вслух фразу « Завтра каникулы» с эмоциональной окраской. Все остальные ребята должны угадать, какая была эмоция.
( На карточках написаны слова: радость, разочарование, волнение, обида, растерянность, влюбленность).
Приложение 4
V. Закрепление и осмысление знаний.
1. Рассказ учителя
Эмоции очень сильно влияют на состояние нашего здоровья. Человек не может жить без смены настроения. Но чем быстрее он справится с плохим настроением, тем крепче будет его здоровье. Известно много случаев, когда люди умирали от душевных переживаний. Когда мы злимся или обижаемся на кого-то, наше сердце надрывается. Поэтому мы должны научиться контролировать свои эмоции.
2.Практическая работа.
Работа с карточками « Ситуации»
( Прочитать по лицам, что происходит с ребятами в каждой конкретной ситуации. Придумать и рассказать историю об этом)3682365130810297815-850901898015-313690
2520315125095602615125095
- Почему у ребят такие выражения лиц?
-Что могло случиться?
-Что можно сделать, чтобы ссоры не произошло?
-У кого из вас случались подобные ситуации? Что вы при этом чувствовали?
- Как находили выход?
Приложение 5
3.Знакомство с рассказом « История о мальчике»
Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было очень вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы на глазах выступили. Но мороженое из лужи уже не вытащишь. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. « Повезло какой – нибудь собаке» - подумал мальчик и пошел дальше.
4. Беседа.
- Вспомните обидную ситуацию, которую когда – нибудь сами переживали?
-Ребята, вы хотите избавиться от обиды и злости?
Давайте попробуем сделать так же , как мальчик из рассказа.
Представьте, что обида и злость превращаются в шарики и выдохните их.
Ух-ух-ух!
- У всех получилось?
А теперь представим по – другому. Берем в руки шарик и надуваем его своей злостью или грустью или обидой….и отпускаем.
- Что вы сейчас чувствуете?
-Что можно сделать для улучшения настроения? ( Ответы детей)
А еще ребята, можно послушать хорошую музыку.
VI. Итог урока-Ребята, а на какое лицо приятно смотреть? ( На улыбающееся)
Так давайте, все искренне улыбнемся и послушаем замечательную детскую песню « Улыбка»
Слушание песни « Улыбка»
VII Домашнее задание
Написать о своих отрицательных чертах характера и о том, как вы пытаетесь их исправлять.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

-362585660403974465256540322516515494023869651930401504315142240424815256540
511111560325
2596515309880
539115126365
1542415825507039610314960
-52133584455
21964652762258756652000256290310102235
4869815194310380936529210
3269615267970-54673539370
989965147955
45777151676402234565231140
714756024422106004560256921064300104232910487426043599103197860415671016484602886710199136044107103343910250571046964602442210
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№ ситуации
Эмоции 1 2 3 4 5 6 7
Гнев Стыд Страх Радость Гордость Зависть Обида 70396103149606290310102235
7147560244221064300104232910
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4






3676015346710ПРИЛОЖЕНИЕ 5
-83185284480
3815715201930
-229235191770
2863215234315
Список использованной литературы.
1. Ильин Е.П. "Эмоции и чувства", М. 2005
2. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). – М.: Владос, 1992. – 155 с.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: НПЦ, 1996. – 40 с.
4. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Сайт http://www.psiholognew.comДиагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста.
5. Планы – конспекты уроков для 4 класса.