Конспект урока по русскому языку: Развитие умение писать глаголы с изученными орфограммами(урок – путешествие).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 48 ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»






Развитие умение писать глаголы
с изученными орфограммами

РУССКИЙ ЯЗЫК
(урок – путешествие)







учитель начальных классов
МОУ СШ № 48
Ворошиловского района г. Волгограда
Степанова Елена Юрьевна
Класс: 4

УМК «Школа 2100»









Волгоград 2016
ТЕМА
Развитие умение писать глаголы с изученными орфограммами.

ЦЕЛИ:
обобщить и систематизировать знания детей о глаголе и его грамматических признаках;
продолжить формировать умение правильно употреблять и писать личные окончания;
закрепить правило правописания после шипящих у глаголов 2 лица единственного числа.

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ: посредством использования интересных сведений и занимательных заданий:

воспитывать культуру общения и поведения;
формировать устойчивые положительные привычки;
воспитывать коллективные отношения, умение высказываться самим и слушать других;
продолжить воспитывать любовь к творчеству русских поэтов (А.С.Пушкину), умение любоваться изобразительно-выразительными средствами его языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: толковый словарь И.С.Ожегова, кроссворды, таблички с правилами, таблички с глаголами из произведений А.С.Пушкина.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, рисунки кораблей, магнитофон, аудиозаписи, монитор.
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА «ТАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ».


1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Звучит спокойная мелодия. Ученица читает стихотворение.

Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в ней души.
Отжили фразы, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт,
Он гений, в этом спору нет

Учитель. Ребята, вы, конечно же, догадались, что эти строки посвящены замечательному поэту

Дети. А.С.Пушкину (на доске или мониторе портрет А.С.Пушкина).

Учитель. Наш урок русского языка пройдёт в форме путешествия по сказкам А.С.Пушкина.

Учитель. У всякой сказки есть начало, вот и у нашего урока тоже. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глазки, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет

Звучит мелодия «Звуки моря».

Учитель. Откройте глазки.

На мониторе (магнитной доске) появляется изображение корабля.

Учитель. Дети, что изображено на картине?

Ученик. Волны.

Учитель. Изобразите волны жестами.

Учитель. Давайте пропишем волнообразный узор.

Учитель. На какую букву похожа волна?

Учитель. Прописываем строчку букв. лЛл мМм

Учитель. Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть с помощью ветра не может. Он придёт в движение, если вы решите кроссворд. А решив его, вы ещё и определите тему нашего урока. Работать будете в парах, а двое ребят на закрытой доске. Вам надо отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина и записать их в начальной форме

III. ВТОРАЯ СТРАНИЦА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». СЛОВАРНАЯ РАБОТА
1.
Вот открыл царевич очи,
Отрясая грозы ночи,
И, дивясь, перед собой
Видит он большой (город)
2.
Пушки с пристани палят
пристать велят (корабль)
3.
Царь Дадон к шатру спешит
Что за страшная
Перед ним его два сына (картина)
4.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33(богатыря)
5.
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром,
А лежит нам путь далёк,
Восвояси на » (восток)
6.
Вот выезжает в город он;
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы.


1.
г
о
р
о
д


к
о
р
а
б
л
ь




к
а
р
т
и
н
а

б
о
г
а
т
ы
р
ь


в
о
с
т
о
к


с
т
о
л
и
ц
а













Учитель. Давайте проверим, всё ли верно у ребят, работающих у доски. Что общего у этих слов?

Дети. Все слова – существительные в начальной форме (И.п., ед. числе). Все слова – словарные.

Учитель. Какое слово получилось?

Дети. Глагол.

Учитель. Что мы будем делать на уроке? Для чего мы будем это делать?

Ответы детей.

Учитель. В ходе нашего путешествия мы обобщим и систематизируем знания по теме «Глагол», а так же будем формировать умения правильно употреблять и писать безударные личные окончания.

Итак, тема нашего урока «Развитие умение писать глаголы с изученными орфограммами».

IV. ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА «ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ» (языковая разминка).
Учитель. Кто из вас назовёт сказку А.С.Пушкина, герой которой путешествовал по морю?

Дети. «Сказка о царе Салтане»

На мониторе появляется иллюстрация из произведения.

Учитель. Какие строки из сказки можно подписать под этим рисунком?

Дети.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Учитель.
С помощью каких слов А.С. Пушкин показал, что происходит с ветром?
Какой частью речи являются эти слова? Обоснуйте свой ответ.
На какой вопрос отвечают? Что обозначают?
Что можно сказать об этих глаголах? (вид, форма)
Прочитайте первое предложение.
Назовите главные члены предложения. Каким членом предложения является глагол?
Давайте докажем это, составив схему предложения.

Дети. [- = и =]

Учитель. Какое получилось предложение?

Дети. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

V. ЧЕТВЁРТАЯ СТРАНИЦА «ВОПРОСЫ КОТА УЧЁНОГО».

Что такое глагол?

Какая форма является для глагола начальной?

Какого вида бывают глаголы? Что они обозначают?

Какие формы времени глагола знаете?

Что обозначают глаголы в том или ином времени?

В каком времени глаголы спрягаются?

Что называется спряжением глагола?

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Как определить спряжение глагола?

VI. ПЯТАЯ СТРАНИЦА «КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»

Учитель. Ребята, а как звали героя А.С.Пушкина, который путешествовал по морю на этом корабле?

Дети. Князь Гвидон.

Учитель. Вот и мы с вами на нашем корабле отправляемся в сказочную страну. Все заняли свои места в «каютах»? Тогда в добрый путь

Повторение изученного материала. Работа в группах.

Звучит гудок парохода.

Учитель. Смотрите, на ветру вьются яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа. Мне нужно, чтобы командиры бригад подошли ко мне и выбрали флажок такого же цвета, что и конверт на столе, а чтобы узнать, кто из вас командир, загляните под стульчик. Что вы там видите?

На одном из стульев бригады наклеен рисунок кораблика.

Учитель. У кого кораблик, тот и капитан. Капитаны подойдите ко мне и получите своё задание.

Дети самостоятельно выбирают задание.

Задание. Восстановите текст. Укажите их грамматические основы. Найдите и подчеркните глаголы. Назовите все морфологические (время, число, лицо) признаки данных глаголов.



ФЛАЖОК 1
блистают латы,
У ворот
идут в палаты;
и стоят
Все теперь
в глазах царя
тридцать три богатыря.


ФЛАЖОК 2
звезда горит.
Под косой
Смотрят – что ж?
Луна блестит,
Княгиня – диво;
А во лбу
Смотрят – что ж?
Княгиня – диво;
Под косой
Луна блестит,
А во лбу
звезда горит.


ФЛАЖОК 3
и в море
Гибель близкую
Злого коршуна
Лебедь около
Бьёт крылом
Топит.
плывёт, клюёт,
торопит.

Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые
все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.


ФЛАЖОК 4
И отхлынула тихонько.
И послушалась волна;
легонько.
Тут же на берег она
Бочку вынесла

И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.


ФЛАЖОК 5
Ядра чистый изумруд;
поёт
грызёт;
Белку холят, берегут.
все скорлупки золотые,
Да орешки всё
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые
все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.



*Проверка самостоятельной работы (взаимопроверка).

4. Индивидуальная работа по карточкам.

Учитель. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

Кроссворд.

Задание. Замените формы 1-ого лица единственного числа глаголами неопределённой формы.

1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу. 6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу.

1.







2.







3.







4.








5.






6.







7.







8.







9.








5. Работа с классом.

Учитель. Прочитайте. Найдите в тексте глаголы в неопределённой форме. Назовите их.

Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.

Учитель. От глаголов хранить, обходить образуйте по два глагола в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Запишите (у доски, в тетрадях).

V. Пятая страница «За морем житьё не худо». Физкультминутка.


VI. Шестая страница «Свет мой, зеркальце, скажи»
(закрепление изученного материала)

Глаголы – исключения.

Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”.

К морю лишь подходт он,
Вот и слышт будто стон
Видно на море не тихо;
Смотрт – видт, дело лихо
Бьётся лебедь средь зыбей.

Найдите глаголы с безударным личным окончанием, выпишите их, поставьте в неопределённую форму, определите спряжение.
Какое несоответствие заметили?

Учитель. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу. А мы обратимся, а мы обратимся с этими словами к филворду. Глаголы играют в прятки. Они спрятаны по вертикали и горизонтали. Кто больше за одну минуту найдёт глаголов.

ФИЛВОРД

Учитель. Запишите их, укажите спряжение.

Учитель. Что это за глаголы? Какие глаголы относятся к первому спряжению? Какие ко второму?

По вертикали: слышать, дышать, видеть.

По горизонтали: ненавидеть, держать, вертеть, зависеть, терпеть, брить, стелить, гнать, смотреть, обидеть.

Н
Е
Н
А
В
И
Д
Е
Т
Ь

Д
Е
Р
Ж
А
Т
Ь
О
Б
В

У
К
В
Е
Р
Т
Е
Т
Ь
П

С
Р
З
А
В
И
С
Е
Т
Ь

Л
Т
Е
Р
П
Е
Т
Ь
Д
В

Ы
Н
Б
Р
И
Т
Ь
Е
Ы
И

Ш
О
Б
И
Д
Е
Т
Ь
Ш
Д

А
С
Т
Е
Л
И
Т
Ь
А
Е

Т
Ь
Г
Н
А
Т
Ь
Ю
Т
Т

Ь
С
М
О
Т
Р
Е
Т
Ь
Ь























Учитель. Назовите все глаголы - исключения ещё раз.


3. Определение спряжения глаголов. Самостоятельная работа (работа по карточкам).

Учитель. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы, отметь окончание глаголов. Определи спряжение.

Вариант l.

К морю князь, а лебедь там
Уж гулят по волнам.
Князь опять: душа-де прост
Так и тянт и унос

Вариант II.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняшь стаи туч,
Ты волнушь сине море,
Всюду вешь на просторе.
Не бошься ни кого,
Кроме бога одного.

Вариант III.
Пёс бежит и ей в лицо
Жалко смотрт, грозно вот,
Словно сердце пёсье нот

Царь Салтан гостей сажат
За свой стол и вопрошат.

Учитель.
Назовите из тексте с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов».
Что нужно помнить, чтобы правильно написать окончания глаголов?

Учитель. Итак, вспомните личные окончания глаголов I и II спряжения. (Таблица у каждого ребёнка)


VII. Седьмая страница «Сказка за сказкой».

1. Частица не с глаголами.

Учитель. По условию следующего задания важно вспомнить про частицу не с глаголами. Как она пишется?

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши,
С глаголами отдельно
Частицу не пиши.

Запись на доске и в тетради (выборочный диктант).

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

«Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит».

«Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят».

«И никто с начала мира,
Не видал такого пира».

«Не видать милого друга!»

«Правду ль бают или лгут,
Дива я не вижу тут».


VII.ИТОГ УРОКА

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина!

Ученица.
Сказки Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес. Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни Арины Родионовны Матвеевой и каждый раз поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»

Учитель.
А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим, друг друга за интересное и удивительное путешествие, которое я думаю, доставило вам радость.

4. Домашнее задание.
Спиши текст. Определи вид глагола. Укажи их форму – наклонение, время, лицо, число, род (прошедшее время). Текст задания смотреть в пункте 2, шестая страница «Свет мой, зеркальце, скажи».



Список использованной литературы:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., «Русский язык», 4 класс, образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2012 г.
2. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
3. Пушкин А.С. «Руслан и Людмила», изд. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2010 г.
4. Пушкин А.С. «Сказки Пушкина», изд. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2008 г.