Конспект урока по русскому языку «Дефис в предлогах из-за, из-под. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из»


Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию игрушки.

Цели: 1). Подготовить учащихся к сочинению-описанию игрушки.
2). Развивать речь в процессе знакомства с народным
искусством.
3). Воспитывать у учащихся интерес к самобытному
народному творчеству.
На доске: декоративно-прикладное искусство-искусство изготав-
ления бытовых предметов, обладающих художествен-
ными качествами.
Декоративный (от франц.) - служащий для украшения.
Орнамент-украшение.
Орнаментальный (от лат.) – включающий в себя
орнамент.
Орнаментальный мотив (отделка, рисунок, узор,
украшения, роспись).

Ход урока.

I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь
II.Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению-описанию в процессе знакомства с народным искусством.

III.Слово учителя.

-Русская народная игрушка не просто детская забава, она играет не только декоративную роль, но и имеет огромное бесценное воспитательное значение, особую духовную связь с нашим УНТ (лепкой).
Существуют такие виды игрушек как Троице-сергиевские, Богородские, Городецкие, Полховские. У каждой группы игрушек есть свои ососбенности лепки, росписи. Но мне бы хотелось остановиться на Дымковских.

В Дымкове, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе – ещё сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку

Лепитнет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поёт, бесхитростно светла.
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

(Леонид Хаустов)
К одному из ярких явлений народного искусства относится глиняная игрушка. Своеобразные приёмы её лепки и росписи отрабатывались многими поколениями гончаров. Промысел Дымковской игрушки возник в селе Дымково (недалеко от г. Кирова быв.Вятки). Дымковская игрушка известна особым стилем и колоритом. Поверхность после обжига белили мелом, разведённым на молоке, а сверху покрывали яркой краской с узорами из овалов, кружочков, полосок. Синяя, красная, жёлтая краски дополнялись кусочками золотой и серебряной потали.
Современная дымковская игрушка отличается большим разнообразием форм и сюжетов. Сейчас в ассортимент игрушек, кроме нарядных модниц, красавцев индюков, фантастических козлов, оленей, входят набольшие жанровые сценки, хороводы, музыканты и др.
Эти нарядные праздничные игрушки очень декоративны и хорошо вписываются в современный интерьер.

-На внеклассном занятии мы подробно говорили о дымковских игрушках, поэтомуперед беседой об этом, давайте вспомним трудные для вашего понимания слова. Обратите внимание на доску.
IV.Словарная работа.

Декоративно-прикладное искусство
Декоративный
Орнаментальный
Орнамент


V.Беседа.

-Почему наша дымковская игрушка нравится всему миру?
(Наша дымковская игрушка нравится всему миру, потому что она красивая, яркая. Видно что сделана с душой.Вятские мастера затрагивают в своём творчестве вечную тему отношений человека с природой, связь с землёй, с космосом).
-Каких персонажей лепят дымковские мастера?
(Дымковские мастера лепят водоносок, нянек,барынь, всадников, коров, оленей, собак, индюков, кур, уток, коней, медведей).
-Ещё они лепят композиции на темы семейной жизни(свидание, свадьба), отдыха(посиделки,катание на лодках, цирковые представления), труда(уборка капусты, сенокос).
-А какие в дымке есть фантастические образы?
(В дымке есть такие фантастические образы, как птица-свет, олень-солнце, птица счастья, благодаря которым человек приближал к себе непоняный мир космоса).
-Ребята, а какие душевные качества ценят создатели игрушек в других людях?
(Создатели игрушек ценят в других людях оптимизм, праздничное веселье, юмор, насмешку над кокетством, важничаньем).
-А почему мастерицы, изображая рядом с человеком животных и птиц, наделяют их характерами?
(Так проявилось идущее издревле уважение человека ко всему живому, просто любовь к соседям по земле).
-Какие вы видите орнаментальные мотивы?
(Мы видим круги, кольца, овалы, горошины, клетки, решётки, полосы).
-Какие цвета используют дымковские мастера при росписи игрушек? Почему игрушка такая яркая?
(В выборе красок игрушки проявляются жизнерадостность русского человека, его вечная тяга к тёплому, живому, жажде счастья).

VI. Работа со словами.

Теперь каждый из вас вы берет игрушки, которую будет описывать. В своём сочинении вы будете использовать слова:

VI. Работа со словами.

Теперь каждый из вас вы берет игрушки, которую будет описывать. В своём сочинении вы будете использовать слова:
Орнамент – затейливый, простой, чёткий, красочный, насыщенный, золотой, яркий, цветной, богатый, праздничный, скромный, пёстрый, плавный.

Роспись – великолепная, выразительная, неповторимая, оригинальная, нарядная, сочная.

Лепка – точная, модная, свободная, сдержанная.

-Давайте подберём к ним прилагательные, характерные для них. Каким может быть орнамент? Роспись? Лепка?
-Достаточно! Молодцы!

VII. Работа над средствами связи предложений в тексте.
-Сейчас мы поработаем над текстом и средствами связи предложений.
Перед вами на партах рабочий материал, вам необходимо переставить предложения таким образом, чтобы получился текст. Определить средства связи (местоимения, союзы, синонимы, родовидовая связь).
А: 1.Поэтому искусство должно нести радость.
2.Дымковская игрушка тоже укрепляет в людях веру в жизнь, в победу света и добра!
3.Русский народ всегда верил в счастье. (3,1,2)

-Какова основная мысль текста?

Б: 1.Их зрительный образ не совпадает с радостной росписью дымки.
2.Очень трудно передать в игрушке отрицательные сказочные персонажи.
3.Живое, доброе и красивое – вот от чего исходит фантазия мастериц. (2,1,3)

VIII. Работа с планом.
Вы знаете, что любое сочинение состоит из трех частей:
1).Вступление (зачин)
2).Основная часть (это самая большая часть по объёму)
3).Заключение, где делаются выводы, пишутся ваши впечатления.
Я предлагаю вам следующий план:
1.Неповторимое искусство севера.
2.Необычайный герой.
3.Нарядные украшения.
4.Праздник красок.
5.Настроение мастерицы.
6.Я хочу слепить такую же!

-Посмотрите на монитор.

Что за барыню-красавицу слепила мастерица? Нарядная, кокетливая, довольная жизнью, она словно показывает необычный фасон своего костюма. Кофта украшена тонко вылепленным воланом. На пышной юбке яркие узоры росписи. На шее нить красных бус, в ушах большие алые серьги. Жёлтый кокошник с незатейливым цветком дополняет праздничный костюм. А в руках красуется медный самовар. На округлом лице мастерица написала приветливую улыбку, навела два красных кружка румянца. Хороша барыня!
-Таким образом, и вы можете в основной части описать выбранную игрушку.

IX. Работа над зачином.
-Прослушайте варианты зачинов и предложите свои.

За окном зима, а в нашем классе поселилось лето. В дружном хороводе предстали перед нами глиняные звери, индюки, бараны, водоноски, барыни с детьми, нарядные дамы и кавалеры.
Среди праздничного хоровода приметил я
2.Какая знаменитая на весь мир, своеобразная, неповторимая дымковская игрушка. Как заворожённый смотришь на эти ярко раскрашенные фигурки и жадно разглядываешь их.
Одна из них
3.Дымковская игрушка – народное искусство. В ней отражается народная мудрость, мечта о красивой, задорной, радостной жизни.
Вот эта барыня держит

-Молодцы! Конечно, можно использовать и сказочный зачин.
X. Мы поговорили о зачине, об основной части, но ведь не стоит забывать и о заключительном этапе сочинения, в котором вы сделаете выводы, напишите о своих впечатлениях. Заключение будет состоять из 2-3 предложений. Пожалуйста, напишите.
-Озвучьте свои выводы! Молодцы!
XI. Выставление оценок.
XII. Домашнее задание: написать в черновик сочинение-описание игрушки.
-До свидания!
15