Рабочая программа для элективного курса по биологии для 10-11 кл Живой организм

I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Настоящее Положение о рабочей программе учителя МОБУ «СОШ № 9» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст.12, Федеральным компонентом государственного стандарта от 5 марта 2004 г. N 1089, (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69), Федеральным государственным образовательным стандартом (от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644, ФГОС ООО от 08.04. 2015 г № 1/15), примерной программой учебного предмета (курса), с учетом авторской программы учебного предмета (курса), Уставом МОБУ «СОШ № 9» и образовательной программы школы.
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
4. С учетом авторской программы элективного курса авторов Сивоглазова В.И., Агафонова И.Б. «Живой организм» (Программы элективных курсов по биологии. Сборник 2, 2006 г ).

Элективный курс «Живой организм» предназначен для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий и лицеев биолого-географического , химико- биологического , агротехнологического, медико-биологического и других направлений.
За основу взят курс авторов Сивоглазова В.И., Агафонова И.Б. «Живой организм»
( Программы элективных курсов по биологии. Сборник 2, 2006г ).
Внесены коррективы в расчасовке тем.
Курс « Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме как открытой системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом, системно-органном). Формирование представлений о целостности живых организмов и особенностях их функционирования основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии 6- 9 классах.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм с учётом материального обеспечения школы и резерва времени.
Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к ЕГЭ и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.
Элективный курс рассчитан на 35 часов учебных занятий в 10-11 классах средней школы.
Цель курса.
Формирование у учащихся научного представления живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.
Задачи курса.
Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.
Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно - следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.



II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учащиеся должны знать.
Химический состав клеток;
Особенности строения прокариотической и эукариотической клеток;
Сходство и различия в строении клеток растений, грибов, животных;
Строение, происхождение, функции растительных тканей;
Строение, происхождение, функции животных тканей;
Внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;
Строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных (на примере млекопитающих);
Основные процессы жизнедеятельности растительных живых организмов;
Особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных;

Учащиеся должны уметь.
Сравнивать различные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы, делать вывод на основе строения;
Распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;
Схематично изображать строение органов и систем органов;
Изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научно – популярной литературе, сети Интернет;
Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.























III. Содержание учебного предмета.

Введение (1ч)
Живой организм как открытая биологическая система.

Раздел 1.Клетка (2ч)
Химический состав клетки. Клетка как структурно - функциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки.
Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.
Демонстрации схем и таблиц:
многообразие клеток;
строение эукариотической клетки;
строение прокариотической клетки;
строение животной клетки;
строение растительной клетки.

Раздел 2. Ткани (5ч)
Ткани как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию.
Растительные ткани.
Разнообразие растений - результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей.
Ткани простые и сложные (комплексные).
Классификация тканей по основной выполняемой функции . Строение и расположение.
Образовательные ткани(меристемы).Первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.
Покровные ткани. Первичные и вторичные. Эпидермис, эпиблема, пробка, корка.
Основные ткани (паренхимы). Ассимиляционная, запасающая, водоносная, воздухоносная.
Механические (опорные) ткани. Колленхима, склеренхима, склереиды.
Проводящие ткани. Первичные и вторичные; древесина( ксилема) и луб ( флоэма).
Выделительные ( секреторные) ткани. Ткани наружной т внутренней секреции.
Лабораторные и практические работы.
1.Строение основной и проводящей ткани листа.
2. Строение кожицы листа.
Ткани животных.
Одноклеточные и многоклеточные животные. Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Образование тканей. Основные группы тканей животного организма. Общепринятая классификация животных.
Эпителиальные ткани. Ткани - производные эктодермы и энтодермы. Взаимосвязь строения, расположения и функций. Различные классификации эпителиальных тканей: по форме клеток, в зависимости от количества слоёв, по степени ороговения, по свойствам и расположению в организме. Общие свойства всех разновидностей эпителиальных тканей. Покровные и железистые эпителии.
Соединительные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные функции и особенности строения ( развитое межклеточное вещество). Разновидности соединительных тканей: рыхлая волокнистая, плотная волокнистая (оформленная и неоформленная), костная, хрящевая, ткани со специальными свойствами ( ретикулярная, пигментная, жировая, кровь и лимфа).
Мышечные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные свойства - возбудимость и сократимость. Три вида мышечных тканей: гладкая мышечная ткань, поперечно- полосатая скелетная мышечная ткань, поперечно - полосатая сердечная мышечная ткань.
Нервная ткань. Основная ткань центральной и периферической нервной системы. Эктодермальное происхождение нервной ткани. Основные свойства: возбудимость и проводимость. Два типа клеток, образующих нервную ткань: нейроны и вспомогательные нейроглиальные клетки. Особенности строения нервных клеток. Классификация нейронов: по функциям; по физиологическим проявлениям; по форме и размерам; по физиологическим проявлениям;
по форме и размерам; по числу отростков. Нейроглия: астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты, микроглиальные клетки.
Демонстрация образцов эпителиальной и соединительной ткани под микроскопом.
Раздел 3. Органы (10ч)
Орган - обособленная часть организма, имеющая определённую форму, строение, расположение и выполняющая определённую функцию.
Органы растений.
Постепенное расчленение тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений.
Корень. Классификация корней: по происхождению ( главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Функции корня и его частей. Морфологическое строение корня: поперечный и продольный срезы. Первичное и вторичное строение корня. Видоизменения корня.
Побег - стебель с расположенными на нём листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземными и подземными побеги). Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Анатомическое строение стебля: первичное и вторичное.
Лист - боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные.
Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные(сборные).Классификация плодов: по характеру околоплодника ( сухие и сочные); по количеству семян( односемянные и многосемянные); по характеру вскрывания(раскрывающиеся и нераскрывающиеся).
Семя. Специализированный орган, возникший у семенных растений в процессе эволюции. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.
Лабораторные и практические работы.
3.Строение корневых волосков и корневого чехлика.
4.Строение стержневой и мочковатой корневых систем.
5.Микроскопическое строение стебля.
6.Строение луковицы, клубня.
7.Строение почек, расположение их на стебле.
8.Простые и сложные листья.
9. Строение семян двудольных и однодольных растений.

Органы животных.
Группа органов, связанных друг с другом анатомически, имеющих общий план строения и выполняющих определённую физиологическую функцию - физиологическая система органов. Системы органов в животном организме на примере млекопитающих.
Внутренние органы: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и половой систем. Грудная и брюшная полости.
Покровные системы. Кожа и слизистые оболочки.
Опорно-двигательная система. Скелет и скелетные мышцы.
Кровеносная ( сердечно - сосудистая) система. Сердце и сосуды ( артерии, вены, капилляры).
Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы.
Дыхательная система. Воздухоносные пути( носовая полость, носоглотка, гортань, трахея , бронхи, бронхиолы) и лёгкие.
Пищеварительная система. Желудочно-кишечный тракт и пищеварительные железы, соединённые с ним самостоятельными потоками (печень и поджелудочная железа).
Выделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Половая система. Мужские и женские железы, половые органы.
Нервная система. Центральная (головной и спиной мозг) и периферическая нервная система.
Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции (поджелудочная железа и половые железы).Железы внешней секреции( потовые, слюнные, млечные).
Демонстрация схем систем органов человека или других млекопитающих.
Раздел 4. Организм как единое целое (2ч)
Организм высших растений. Целостный организм высших растений - совокупность тесно интегрированных между собой органов. Жизненные формы растений: дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние.
Организм животных. Взаимодействие всех органов и систем- обеспечение целостности организма. Формирование в процессе жизнедеятельности функциональных систем- временных объединений цнс с органами и системами органов, направленных на достижение определённых результатов. Гомеостаз, его роль в поддержании целостности организма.
Единая нейро - гуморальная регуляция физиологических функций.

Раздел 5. Жизнедеятельность организма (15ч)
Опора и движение
Значение опорных систем в жизни организмов.
Растения. Опорные системы растений. Двигательные реакции растений.
Животные. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет.
Опорно - двигательная система позвоночных. Движение важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов.
Лабораторные и практические работы.
10. Движение инфузории туфельки.
11. Перемещение дождевого червя.
Демонстрация движения представителей разных классов позвоночных
( в/ф).
Дыхание
Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание.
Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Строение и работа устьичного аппарата. Дыхание корня.
Животные .Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Кожное и лёгочное дыхание.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Транспорт веществ
Перенос веществ в организме, его значение.
Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос веществ. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Вертикальное перемещение минеральных веществ по корню и стеблю. Вертикальный транспорт органических веществ. Передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости.
Животные. Особенности переноса веществ в организме животных. Роль паренхимы и первичной полости тела в транспорте веществ у организмов, не имеющих кровеносной системы.
Кровеносная система: строение и функции. Лимфатическая система. Гемолимфа. Кровь. Лимфа: состав и значение.
Лабораторные и практические работы:
12.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
13.Строение клеток крови лягушки и человека.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.
Питание и пищеварение.
Питание как процесс получения организмами веществ и энергии.
Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание растений.
Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание(фотосинтез). Значение фотосинтеза .Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Животные. Особенности питания животных. Хищники, симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение как подготовительного этапа обмена веществ. Роль пищеварительных ферментов в переваривании пищи. Основные функции пищеварительной системы. Особенности строения пищеварительных систем животных.
Демонстрация
действия желудочного сока на белок, слюны -на крахмал,
опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.
Выделение
Выделение как процесс выведения конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности.
Растения. Выделение у растений. Роль устьиц и гидатод (водяных устьиц) в выведении из организма растений углекислого газа, избытка воды и минеральных солей. Значение листопада в жизни растений.
Животные. Выделение у животных. Основные типы выделительных систем. Роль лёгких, желудочно - кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.
Демонстрация модели почек; схемы строения кожных покровов человека.
Обмен веществ и энергии
Сущность и значение обмена веществ и энергии как одного из наиболее существенных свойств живого. Ассимиляция и диссимиляция как два взаимосвязанных и разнонаправленных процесса, составляющих обмен веществ и энергии.
Растения. Обмен веществ у растительных организмов.
Животные. Обмен веществ у животных организмов.
Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения.
Растения. Бесполое размножение растений: спорообразование; вегетативное размножение. Половое размножение низших растений: образование гамет, конъюгация.
Половое размножение высших споровых и семенных растений. Зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.
Животные. Бесполое размножение животных: деление, почкование, фрагментация. Особенности полового размножения животных. Двуполые и гермафродитные организмы. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее.
Демонстрация способов размножения растений.
Лабораторные и практические работы.
14.Черенкование комнатных растений.
Рост и развитие
Онтогенез, или индивидуальное развитие.
Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Ориентированный рост.
Животные. Эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития. Развитие зародыша (на примере ланцетника).
Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйцекладное и внутриутробное прямое развитие. Неопределённый и определённый типы роста.
Лабораторные и практические работы.
15. Прямое и непрямое развитие насекомых.
16. Прорастание семян.
Демонстрация способов распространения плодов и семян растений.

Регуляция процессов жизнедеятельности
Связь организмов с внешней средой. Поддержание гомеостаз и приспособление к изменениям окружающей среды.
Растения. Ростовые вещества растений.
Животные. Раздражимость как способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды. Нервная система, особенности строения и функционирования. Основные типы нервных систем. Рефлекс как ответная реакция организма на воздействие из внешней среды, осуществляемая с помощью нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты.
Эндокринная (гуморальная) система, её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.
Демонстрация :
микропрепараты нервной ткани;
коленный и мигательный рефлексы;
модели нервных систем, органов чувств;
растения, выращенные после обработки ростовыми веществами.
IV.Тематическое планирование

Тема раздела
Кол-
во
часов

п/п
Тема занятия

Введение
1
1
Живой организм как открытая биологическая система.

Раздел 1
2
2
Химический состав клеток.
Разнообразие клеток.



3
Клетка -
структурно- функциональная единица

Раздел 2
5
4
Образование тканей. Классификация тканей.



5
Ткани растений.
Образовательные, покровные, основные.



6
Ткани растений.
Механические, проводящие, выделительные.



7
Ткани животных.
Эпителиальная, соединительная.



8
Ткани животных. Мышечная, нервная.

Раздел 3
10
9
Органы. Классификация органов. Общие свойства органов растений



10
Органы растений. Побег.



11
Корень. Цветок



12
Плод. Семя.



13
Органы животных.
Физиологическая система органов.



14
Покровная, опорно-двигательная система.



15
Кровеносная (сердечно-сосудистая) и лимфатическая системы.



16
Пищеварительная и выделительная системы.



17
Половая и дыхательная системы



18
Эндокринная система
Нервная система

Раздел 4
2
19
Организм высших растений.



20
Организм животных.

Раздел 5
15
21
Опора и движение



22
Дыхание растений



23
Дыхание животных.



24
Транспорт веществ у растений.



25
Транспорт веществ у животных.



26
Питание и пищеварение.
Растения.



27
Питание и пищеварение.
Животные.



28
Выделение у растений и животных



29
Обмен веществ и энергии.



30
Размножение растений



31
Размножение животных



32
Рост и развитие растений



33
Рост и развитие животных.



34
Регуляция процессов жизнедеятельности.



35
Обобщение


Лабораторных работ 16








15