Программа элективного курса Звуки живой природы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №85








Программа элективного курса
по физике для 9 класса
«Звуки живой природы»








г. Екатеринбурга

Пояснительная записка.
Программа элективного курса по физике в 9 классе на 2014-2015 учебный год составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика 8-9 классы. Профильное обучение», составитель В.А.Попова, «Дрофа», 2007 г.
Представленный элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов является предметно-ориентированным и посвящен такому интересному физическому процессу, как звуки живой природы. С целью более полного представления о звуковых явлениях, в ходе курса учащиеся углубляются в отдельные темы раздела, что может положительно повлиять на их мотивацию к получению большего количества знаний связанных с реальным представлением целостной картины мира.

Звуки имеют эмоциональную окраску, способны влиять на самочувствие и настроение человека. Они пугают своей неожиданностью, могут вызывать уныние, тревогу. Звуки волнуют, радуют, успокаивают. Чрезвычайно высокая шумовая нагрузка вызывает усталость и может привести к некоторым видам заболеваний. Знания о действии звуков на живую природу и человека позволят повысить качество жизни и сформировать миров
Элективный курс «Звуки живой природы» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике.
Рассчитан на 16 часов (1 раз в неделю).
Цель: Сформировать у обучающихся целостное представление о звуке, познакомить со сложным миром звуков и их влиянием на здоровье.
Задачи:
обобщить имеющиеся у обучающихся знания по изучаемой теме из разных предметных областей;
показать, что звуки могут оказывать на здоровье человека как положительное, так и отрицательное воздействие;
познакомить со способами борьбы с шумом.
Ожидаемые результаты:
познание практической значимости предмета физики;
расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;
углубление знани о том, что такое звук; как он возникает; чем одни звуки отличаются от других; какое значение они имеют в жизни человека.



Содержание программы.
1. Введение (2 ч.)
Значение звуков в жизни человека, знакомство с различными звуками живой природы.
2. Механические колебания и волны (4 ч).
Механические колебания, виды колебаний. Величины, характеризующие колебания. Механические волны, виды волн. Длина волны и скорость ее распространения. Звуковые волны.
3. Влияние звуков. (9 ч)
Строение слухового аппарата. Величины, характеризующие звук - частота, амплитуда, громкость. Классификация звуков: тоны, виды шумов. Реакция человека на различные акустические воздействия. Действие шума на живые организмы. Пути решения проблемы шумового загрязнения. Действие музыки на живые организмы. Инфразвуки и ультразвуки, использование и роль инфразвуков и ультразвуков в живой природе. Восприятие звуков животными и растениями.
Практическая работа «Определение остроты слуха».
4. Заключение.(1 ч)
Подведение итогов работы , обобщение изученного.
Экскурсия на киностудию по теме «Запись звука»











Учебно-тематический план

Тема занятия
Дата проведения

1.
Вводный инструктаж по ТБ. И №5,7
1-3.09

2.
Звуки и их роль в жизни человека.
5-11.09

3.
Механические колебания
12-18.09

4.
Величины, характеризующие звук
19-26.09

5.
Механические волны и их виды
27.09-2.09

6.
Звуковые волны, скорость их распространения
3-9.10

7.
Строение слухового аппарата
10-16.10

8.
П.р. «Определение остроты слуха»
17-24.10

9.
Реакция человека на различные акустические воздействия
25.10-6.11

10.
Действие шума на живые организмы
7-13.11

11.
Пути решения проблемы шумового загрязнения.
14-20.11

12.
Действие музыки на живые организмы
21-27.11

13.
Инфразвуки и ультразвуки
28.11-4.12

14.
Восприятие звуков животными и растениями
5-11.12

15.
Экскурсия на киностудию «Запись звука»
12.-18.12

16.
Обобщающий урок
19-25.12











Литература для учащихся
1. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984.
2. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973.
3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение,1988.
4. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6-7 классы. - М.: Просвещение,1986.
5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.
6. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. - М.: Просвещение,1972.
Литература для учителя
Дендебер С.В. и др. Электив 9: Физика, Химия, Биология. – М: «Методкнига» , 2006.
Лифанова Н.В. Всё о колоколах и колокольных звонах. «Физика в школе» №3,2002г.
Мастропас З.П., Сиднее Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
Рыженков А.П. Физика и окружающая среда. – М.: «Просвещение», 1997.
Пономарёва О.Н. Звук. Экологическое воспитание №3,2001г.
Тагдиси Д.Г., Мамедов Я.Д., Алиев С.Д. Экология и здоровье. – М.: «Просвещение», 1985.
Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: «Просвещение»,1998.
Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. – М.: «Просвещение»,1998.
Урсул А.Д. Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996.

Заголовок 1 Заголовок 315