Программ по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ 3-18 лет


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «КЛЯВЛИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ УТВЕРЖДАЮ: ДИРЕКТОР
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТАГКУ СО «КЛЯВЛИНСКИЙ РЦД и ПОВ»
ОТ «10» августа 2016 г. НИКИШИНА М. И._________________
ОТ « » 2016 г.
Программа по дополнительному образованию
«мы патриоты»
Направление: туристско- краеведческоеВозраст детей: от 3-18лет

Автор программы:
Рыкова Александра Евгеньевна,
воспитатель


2016 год
Оглавление.
1.Пояснительная записка ……………………………………………..3
2.Цели и задачи программы…………………………………………..4
3. Возраст детей………………………………………………………..5
4. Сроки и формы реализации программы…………………………..6
5. Ожидаемые результаты программы……………………………….6
6. Условия реализации программы…………………………………...8
7. Формы подведения итогов…………………………………………8
9. Учебно – тематический план ………………………………………8
10. Содержание ………………………………………………………..9
11. Методическое обеспечение ……………………………………...13
12. Список литературы ………………………………………………15
13. Приложение «Календарно-тематический план»………………..16
Аннотация.
Представленная программа нравственно-патриотического воспитания обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья, направлена на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. Патриотическое воспитание—это
основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм в гражданско-нравственном направлении. Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо патриотическое воспитание, как целостный процесс заложенный в основу учебно - воспитательной работы в центрах.
Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Актуальность программы.
В реабилитационных центрах с детьми с ОВЗ работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
В процессе воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы создаём условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей. Организуется осмысленная жизнь в культуре, реализуются условия для свободного выбора нравственных ценностей и ценностного самоопределения, для выбора «лучшего себя» как субъекта собственной жизни. Процесс воспитания направлен на внутреннее самоизменение личности.
Новизна
Каждая программа по патриотическому воспитанию имеет цель воспитание патриотов и граждан Отечества. Данная программа прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи, города, края.
Педагогическая целесообразность
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Отличительные особенности программы - приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм; знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с городом, районом его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям.
Основная цель этой программы: это воспитывать патриотические чувства у детей с ограниченными возможностями через знакомство с традициями семьи, родным краем, историей нашей Родины.
Задачи программыОбразовательные:•Учить детей элементам истории России, географии, правоведения;•Учить правильной, красивой и логической речи;•Научить правильно, подавать подготовленный материал аудитории.Развивающие:•Развить у детей творческое мышление, зрительную память, произвольное внимание;•Сформировать потребность в дальнейшем саморазвитии и самообразовании;•Развить потребность в самостоятельности и активной жизненной позиции.•Развитие творческой инициативы, познавательной активности детей.Воспитательные:•Воспитание чувства верности своему Отечеству;•Ориентация обучающихся на общечеловеческие ценности;•Воспитание правовой личности.
Принципы рабочей программы:
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций
Возраст детей:
Дети с ограниченными возможностями, проходящие курс реабилитации в ГКУ СО «Клявлинский РЦД и ПОВ»в возрасте с 3до 18 лет: 3-7 младшая группа,8-11 лет средняя группа, 12-18 лет старшая группа. Диагнозы, при которых данная программа может быть рекомендована: дети с задержкой психического развития, дети с общим недоразвитием речи, ДЦП, последствия перенесенной нейроинфекцией, дети с интеллектуальной недостаточностью, дети младшего и старшего школьного возраста.
Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения по 72 часа в каждой группе. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут с каждой группой учащихся. Всего 3 группы по 6-7 человек.
Этапы реализации программы:
Этап Сроки
1.Этап-ОрганизационныйПервая неделя курса реабилитации
2.Этап- Основной Начинается со второй недели курса и заканчивается предпоследней неделей курса реабилитации
3.- Этап - Завершающий Последняя неделя курса реабилитации
Формы организации деятельности:
- индивидуальные реабилитационные мероприятия с детьми и
подростками;
- групповые реабилитационные мероприятия с детьми и подростками
Методы работы:
1.Занятие – игра2.Занятие – исследование3. Занятие – беседа4. Занятие - викторина5. Теоретическое занятие6. Практическое занятие
Ожидаемые результаты:
сформированность у детей и подростков нравственно - патриотического чувства любви к своей семье, своему краю, своему Отечеству, гордости за свою страну, ее прошлому и настоящему.
воспитание гражданина, духовно-нравственной личности детей и подростков.
вовлечение родителей в работу по патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями.
Дети должны иметь представления:
-моя семья;
-мой дом;
-мой центр;
-моя улица;
-мой район;
-мой город;
-о взаимоотношениях членов семьи;
-о совместном досуге;
-о домашних обязанностях членов семьи;
-о ведении домашнего хозяйства;
-о дружбе;
-о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости, ласке;
-о правилах поведения в общественных местах;
-о домашних и диких животных, птицах, растениях;
-о жизни животных и растений в разные времена года.
Должны уметь:
- проявлять заботу о близких людях;
- оказывать посильную помощь родителям в домашних делах;
- оценивать поступки товарищей, справедливо разрешать споры и конфликты;
- проявлять ласку к окружающим людям;