Программ по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ 3-18 лет


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «КЛЯВЛИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ УТВЕРЖДАЮ: ДИРЕКТОР
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТАГКУ СО «КЛЯВЛИНСКИЙ РЦД и ПОВ»
ОТ «10» августа 2016 г. НИКИШИНА М. И._________________
ОТ « » 2016 г.
Программа по дополнительному образованию
«мы патриоты»
Направление: туристско- краеведческоеВозраст детей: от 3-18лет

Автор программы:
Рыкова Александра Евгеньевна,
воспитатель


2016 год
Оглавление.
1.Пояснительная записка ……………………………………………..3
2.Цели и задачи программы…………………………………………..4
3. Возраст детей………………………………………………………..5
4. Сроки и формы реализации программы…………………………..6
5. Ожидаемые результаты программы……………………………….6
6. Условия реализации программы…………………………………...8
7. Формы подведения итогов…………………………………………8
9. Учебно – тематический план ………………………………………8
10. Содержание ………………………………………………………..9
11. Методическое обеспечение ……………………………………...13
12. Список литературы ………………………………………………15
13. Приложение «Календарно-тематический план»………………..16
Аннотация.
Представленная программа нравственно-патриотического воспитания обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья, направлена на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. Патриотическое воспитание—это
основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм в гражданско-нравственном направлении. Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо патриотическое воспитание, как целостный процесс заложенный в основу учебно - воспитательной работы в центрах.
Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Актуальность программы.
В реабилитационных центрах с детьми с ОВЗ работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
В процессе воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы создаём условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей. Организуется осмысленная жизнь в культуре, реализуются условия для свободного выбора нравственных ценностей и ценностного самоопределения, для выбора «лучшего себя» как субъекта собственной жизни. Процесс воспитания направлен на внутреннее самоизменение личности.
Новизна
Каждая программа по патриотическому воспитанию имеет цель воспитание патриотов и граждан Отечества. Данная программа прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи, города, края.
Педагогическая целесообразность
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Отличительные особенности программы - приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм; знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с городом, районом его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям.
Основная цель этой программы: это воспитывать патриотические чувства у детей с ограниченными возможностями через знакомство с традициями семьи, родным краем, историей нашей Родины.
Задачи программыОбразовательные:•Учить детей элементам истории России, географии, правоведения;•Учить правильной, красивой и логической речи;•Научить правильно, подавать подготовленный материал аудитории.Развивающие:•Развить у детей творческое мышление, зрительную память, произвольное внимание;•Сформировать потребность в дальнейшем саморазвитии и самообразовании;•Развить потребность в самостоятельности и активной жизненной позиции.•Развитие творческой инициативы, познавательной активности детей.Воспитательные:•Воспитание чувства верности своему Отечеству;•Ориентация обучающихся на общечеловеческие ценности;•Воспитание правовой личности.
Принципы рабочей программы:
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций
Возраст детей:
Дети с ограниченными возможностями, проходящие курс реабилитации в ГКУ СО «Клявлинский РЦД и ПОВ»в возрасте с 3до 18 лет: 3-7 младшая группа,8-11 лет средняя группа, 12-18 лет старшая группа. Диагнозы, при которых данная программа может быть рекомендована: дети с задержкой психического развития, дети с общим недоразвитием речи, ДЦП, последствия перенесенной нейроинфекцией, дети с интеллектуальной недостаточностью, дети младшего и старшего школьного возраста.
Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения по 72 часа в каждой группе. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут с каждой группой учащихся. Всего 3 группы по 6-7 человек.
Этапы реализации программы:
Этап Сроки
1.Этап-ОрганизационныйПервая неделя курса реабилитации
2.Этап- Основной Начинается со второй недели курса и заканчивается предпоследней неделей курса реабилитации
3.- Этап - Завершающий Последняя неделя курса реабилитации
Формы организации деятельности:
- индивидуальные реабилитационные мероприятия с детьми и
подростками;
- групповые реабилитационные мероприятия с детьми и подростками
Методы работы:
1.Занятие – игра2.Занятие – исследование3. Занятие – беседа4. Занятие - викторина5. Теоретическое занятие6. Практическое занятие
Ожидаемые результаты:
сформированность у детей и подростков нравственно - патриотического чувства любви к своей семье, своему краю, своему Отечеству, гордости за свою страну, ее прошлому и настоящему.
воспитание гражданина, духовно-нравственной личности детей и подростков.
вовлечение родителей в работу по патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями.
Дети должны иметь представления:
-моя семья;
-мой дом;
-мой центр;
-моя улица;
-мой район;
-мой город;
-о взаимоотношениях членов семьи;
-о совместном досуге;
-о домашних обязанностях членов семьи;
-о ведении домашнего хозяйства;
-о дружбе;
-о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости, ласке;
-о правилах поведения в общественных местах;
-о домашних и диких животных, птицах, растениях;
-о жизни животных и растений в разные времена года.
Должны уметь:
- проявлять заботу о близких людях;
- оказывать посильную помощь родителям в домашних делах;
- оценивать поступки товарищей, справедливо разрешать споры и конфликты;
- проявлять ласку к окружающим людям;
- взаимодействовать в коллективе сверстников;
- объединяться в малые группы в процессе различной деятельности;
- осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах.
Условия реализации программы
Для реализации программы в центре имеются игровой зал, музыкальный зал, спортивная площадка, школьная библиотека, школьный музей, столовая, 1 телевизор, DVD-приставки, аппаратура для звукового оформления праздников и проведения вечеров, видеокамера, цифровой фотоаппарат.
Критерии и способы определения результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов тестирования, опросов детей, активности детей на занятиях. Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей проводится по методикам Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Зеленовой Н.Г., Журавель Н.М.
Формы подведения итогов: выставка детских работ, награждение грамотами, призами, похвала за самостоятельность.
Учебно- тематический план программы
( для младшей, средней и старшей группы)

Тема
Количество часов
Теоретисеских занятий Количество часов
практических занятий
1. Диагностика
Я и моя семья 1
10 8
2. Наш центр 4 4
3. Мое село, мой район 13 4
4. Мой край, мой город 6 2
5.
Моя столица, моя страна
15
3
Итоговая диагностика 2 итого 72часа Содержание программы
Мероприятия программы реализуются в 3 этапа:
1. Организационно – подготовительный:
Диагностика нравственно-патриотических представлений, суждений, оценок презентация программы среди родителей и коллег;
создание предметно – развивающей среды.
Практический этап:
реализация мероприятий программы;
взаимодействие с воспитателями и узкими специалистами в процессе реализации плана занятий.
Итоговый этап:
проведение итоговой диагностики детей;
анализ работы по реализации программы;
презентация результатов реализации программы.
Содержание программы направлено на реализацию нравственно-патриотических задач и состоит из пяти разделов, каждый из которых решает конкретные задачи, формы их реализации и конкретные темы:
Вводное занятие:Знакомство со структурой кружка «мы патриоты». Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Тестирование и диагностика общего развития детей. Заполнение анкетных данных.
1.Раздел «Я и моя Семья». Задачи раздела:
Беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о друге.
Дать детям представление о том, что такое семья. Учить называть своих ближайших родственников. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать). Воспитывать и развивать образ Я. Помогать детям, осознавать себя. Знать свое имя, фамилию. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам. Объяснять, что нельзя драться и обижать других детей. Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам
Раздел включает следующую тематику занятий:
Тема 1. Беседа: Для чего человеку имя?
Тема 2. Игра: "Полное" и "неполное" имя.
Тема 3.Этюд "Назови ласково".
Тема 4. Поделка: Именные карточки.
Тема 5. Рисование на тему "Мой лучший друг".
Тема 6. Обсуждение: «Мама — самое прекрасное слово на земле».
Тема 7. Рассматривание репродукций с картины ("Мать и дитя").
Тема 8.Беседа: « Моя мама».
Тема 9. Чтение стихов и пение песен о маме.
Тема 10. Развлечение "Друг в беде не бросит".
Тема 11.Беседа: Состав семьи (семь Я). Близкие родственники. Место работы членов семьи.
Тема 12.Рисунок на тему «С кем я живу».
Тема 13. Рисование древа на тему «Моя родословная»
Тема 14. Беседа: Домашний адрес. Досуг семьи, семейные традиции
Тема 15.Рисование на тему «Дом, в котором я живу»
Тема 16. Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).
Тема 17, Обсуждение: »Ситуаций из жизни семьи».
Тема 18. Сюжетно-ролевая игра "Семья".
2. Раздел «наш центр».
Задачи раздела: Расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества. Формировать интерес к людям новых профессий. Учить оказывать помощь взрослым. Вызвать у детей желание посещать Р.Ц. , встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в Р.Ц. , называть его адрес
Раздел включает следующую тематику занятий:
Тема 1.Беседа: « Мой второй дом» (Место нахождения Центра. Внутреннее помещение Центра. Кабинеты работников Центра).Тема 2. Экскурсия по центру: « Мой центр»
Тема 3. Рисование на тему «Второй мой дом»
Тема 4. Экскурсия : «Участок Центра, адрес»
Тема 5. Игры : «Моя любимая площадка»
Тема 6. Беседа «Профессии» (о важности труда всех людей, работающих в центре).
Тема 7. Сюжетно- ролевая игра «Профессии»
Тема 8. Труд по уборке листьев на участке.
3.Раздел «Мое село, мой район». Задачи раздела:
Учить называть родное село. Побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни, любимые места детей. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Раздел включает следующую тематику занятий:
Тема 1. Беседа: Название села. История Создания Села (2 ч)
Тема 2.Беседа: Названия транспортов в селе. Достопримечательности села. Здания, их назначения.(2 ч)
Тема 3. Оформление выставки рисунков « Мое село». (2 ч)
Тема 4. « Наша библиотека и наш магазин». Экскурсия
Тема 5.Фотоэкскурсия «село, что было и, что стало».
Тема 6.Беседа « Наши национальности».
Тема 7. Сюжетно –ролевая игра «Магазин».
Тема 8. Беседа: Мой район. Название. История создания. (2 ч)
Тема 9. Фотоэкскурсия по району: «Наш район».
Тема 10.Фотоэкскурсия «Достопримечательности района» (Рассматривание фотографий с изображением самых достопримечательных мест в районе.)
Тема 11. Беседа: «Клявлинский хлеб».
Тема 12.Беседа: Животный и растительный мир нашего района. (2 ч)
Раздел «Мой край. Мой город».
Задачи раздела:
Расширять представления о родном крае, селе.
Продолжать формировать интерес к « малой Родине»
Познакомить с достопримечательности родного города. Познакомить с произведениями родного края , писателями родного края.
Формировать элементарные представления традициях края.
Воспитывать любовь к родному краю. Рассказать о самых красивых местах родного города.
Включает следующую тематику занятий:
Тема 1. Беседа: «Самарская область».
Тема 2. Беседа: «Коренные жители и их обычаи».
Тема 3. Беседа: « Животный и растительный мир нашего края».
Тема 4. Альбом: «Мы жители Самарской области».
Тема 5. « Пою о родном крае». (Пение русских народных песен, частушек, колядок о крае).
Тема 6. Беседа: «Самара».
Тема 7. Беседа : «Достопримечательности Самары». Фотоэкскурсия.
Тема: 8. Беседа : «Герб и флаг Самары».
Раздел «Моя столица. Моя страна».
Задачи раздела:
Поддерживать интерес к событиям, происходящим в стране. Углублять представления о Родине- России. Закреплять представления о флаге, гербе, гимне. Познакомить детей со столицей нашей Родины – Москвой. Знакомить детей с достопримечательностями Москвы.
Включает следующую тематику занятий:
Тема 1. «Москва- столица нашей России». Фотоэкскурсия по Москве.(2 ч)
Тема 2. « Наша столица» Чтение стихов и пение песни о Москве.
Тема 3. « Красная площадь». Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям)
Тема 4. "Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям)
Тема 5. Беседа: «Россия».
Тема 6. Беседа: «Знаменитые события и праздники в РФ».
Тема 7. Фотоэкскурсия по России.
Тема 8. « Наши города». Знакомство с различными городами России.
Тема 9. Рисунок : «Я Россиянин»
Тема 10. «Пою я о России». Слушание песен о России. Гимн России. Разучивание гимна.
Тема 11. Беседа: Герб и Флаг России.
Тема 12. Рисование Герба и Флага России.
Тема 13. «Национальности». Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.
Тема 14. « Береза». Беседа о березке — символе России.
Тема 15. Народные игры.
Тема 16. « Народные приметы». Беседа о народных приметах.
Тема 17. « Народные промыслы». Беседа о народных промысла.
Методическое обеспечение:
-обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
-повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки воспитателей в области нравственно-патриотического воспитания;
-обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами нравственно-патриотического воспитания;
-работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Список использованной литературы
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
Л.И. Акатов. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 368 с.
Горячев «Сатка в прошлом и настоящем» Челябинск 2000г.
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Под ред. Щербаковой А.М.. – М.: ВЛАДОС, 2003
Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М.: Изд-во АПН РСФРС, 1959.
А.Р. Маллер. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей.М: АРКТИ, 2006 .72с : ил. (Коррекционная педагогика)
Журналы «Завуч», «Дефектология», «Воспитание школьников»,
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. Ф-тов пед. ин-тов под ред. В.В.Воронковой
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 -
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4
Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 - С. 59
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8
Интернет –ресурсы
Литература для детей:1. В. Степанов «Мы живем в России» Москва, Оникс 2006г.2. «Государственные Символы России», Детский энциклопедический журнал №12 2009г, г. Дмитров.3. «По следам прошлого. Дороги истории». Энциклопедия для детей, Москва 1997..

Приложение 1
Календарно – тематическое планирование кружка
« Мы патриоты» для младшей группы.
Задачи работы с детьми 3-7 лет:
Воспитывать любовь к родному дому, Центру, родному краю.
Знакомить детей с профессиями близких ребенку людей, подчеркивая значимость их труда. Совершенствовать их собственные трудовые умения.
Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным, смелым; приучать испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
Развивать у детей нравственно-эстетические чувства в общении с природой, в быту, в играх.
С помощью развлечений, праздников приобщать детей к ценностям культуры.

№ Темы занятий Количество часов Дата проведения
теория практика всего 1 Вводное занятие: «мы патриоты». 1 1 1 неделя
2 Для чего человеку имя? 1 1 неделя
3 "Полное" и "неполное" имя. 1 2 неделя
4 "Назови ласково". 1 2 неделя
5 Именные карточки 1 3 неделя
6 "Мой лучший друг". 1 3неделя
7 «Мама — самое прекрасное слово на земле». 1 4 неделя
8 "Мать и дитя" 1 4 неделя
9 « Моя мама». 1 1 неделя
10 Чтение стихов и пение песен о маме 1 1 неделя
11 "Друг в беде не бросит". 1 2 неделя
12 «Семь Я».
1 2 неделя
13 «С кем я живу». 1 3 неделя
14 «Моя родословная» 1 3 неделя
15 Домашний адрес. Досуг семьи, семейные традиции 1 4 неделя
16 «Дом, в котором я живу»
1 4 неделя
17 "Где мы отдыхали летом" 1 1 неделя
18 «Ситуаций из жизни семьи». 1 1 неделя
19 "Семья". 1 18 2 неделя
20 « Мой второй дом» 1 2 неделя
21 « Мой центр»
1 3 неделя
22 «Второй мой дом» 1 3 неделя
23 «Участок Центра, адрес» 1 4 неделя
24 «Моя любимая площадка» 1 4 неделя
25 «Профессии» 1 1 неделя
26 «Профессии» 1 1 неделя
27 Труд по уборке листьев на участке 1 8 2 неделя
28 Название села. История Создания Села 1 2 неделя
29 Название села. История Создания Села 1 3 неделя
30 Названия транспортов в селе.Достопримечательности села. Здания, их назначения. 1 3 неделя
31 Названия транспортов в селе.Достопримечательности села. Здания, их назначения. 1 4 неделя
32 « Мое село» 1 4 неделя
33 « Мое село» 1 1 неделя
34 « Наша библиотека и наш магазин» 1 1 неделя
35 «село, что было и, что стало». 1 2 неделя
36 « Наши национальности» 1 2 неделя
37 «Магазин». 1 3 неделя
38 Мой район. Название. История создания 1 3 неделя
39 Мой район. Название. История создания 1 4 неделя
40 «Наш район». 1 4 неделя
41 «Достопримечательности района» 1 1 неделя
42 «Клявлинский хлеб». 1 1 неделя
43 Животный и растительный мир нашего района 1 2 неделя
44 Животный и растительный мир нашего района 1 17 2 неделя
45 «Самарская область». 1 3 неделя
46 «Коренные жители и их обычаи». 1 3 неделя
47 « Животный и растительный мир нашего края». 1 4 неделя
48 «Мы жители Самарской области». 1 4 неделя
49 « Пою о родном крае» 1 1 неделя
50 «Самара». 1 1 неделя
51 «Достопримечательности Самары». 1 2 неделя
52 «Герб и флаг Самары» 1 8 2 неделя
53 «Москва - столица нашей России». 1 3 неделя
54 «Москва - столица нашей России». 1 3 неделя
55 « Наша столица» 1 4 неделя
56 « Красная площадь». 1 4 неделя
57 "Экскурсия по Кремлю" 1 1 неделя
58 «Россия». 1 1 неделя
59 «Знаменитые события и праздники в РФ 1 2 неделя
60 Фотоэкскурсия по России. 1 2 неделя
61 « Наши города». 1 3 неделя
62 «Я Россиянин» 1 3 неделя
63 «Пою я о России» 1 4 неделя
64 Герб и Флаг России. 1 4 неделя
65 Герб и Флаг России 1 1 неделя
66 «Национальности». 1 1 неделя
67 « Береза». 1 2 неделя
68 Народные игры 1 2 неделя
69 « Народные приметы». 1 3 неделя
70 « Народные промыслы». 1 18 3 неделя
71 Диагностика 1 4 неделя
72 Диагностика 1 2 4 неделя
Календарно – тематическое планирование кружка
« Мы патриоты» для средней группы .Задачи работы с детьми 8-11 лет:
Расширять представление детей о родной стране, о государственных и народных праздниках (Женский день, День Защитников Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине. Расширять представление о родном крае, городе, селе.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Стремление радовать старших хорошими поступками. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.
№ Темы занятий Количество часов Дата проведения
теория практика всего 1 Вводное занятие: «мы патриоты». 1 1 1 неделя
2 Для чего человеку имя? 1 1 неделя
3 "Полное" и "неполное" имя. 1 2 неделя
4 "Назови ласково". 1 2 неделя
5 Именные карточки 1 3 неделя
6 "Мой лучший друг". 1 3неделя
7 «Мама — самое прекрасное слово на земле». 1 4 неделя
8 "Мать и дитя" 1 4 неделя
9 « Моя мама». 1 1 неделя
10 Чтение стихов и пение песен о маме 1 1 неделя
11 "Друг в беде не бросит". 1 2 неделя
12 «Семь Я».
1 2 неделя
13 «С кем я живу». 1 3 неделя
14 «Моя родословная» 1 3 неделя
15 Домашний адрес. Досуг семьи, семейные традиции 1 4 неделя
16 «Дом, в котором я живу»
1 4 неделя
17 "Где мы отдыхали летом" 1 1 неделя
18 «Ситуаций из жизни семьи». 1 1 неделя
19 "Семья". 1 18 2 неделя
20 « Мой второй дом» 1 2 неделя
21 « Мой центр»
1 3 неделя
22 «Второй мой дом» 1 3 неделя
23 «Участок Центра, адрес» 1 4 неделя
24 «Моя любимая площадка» 1 4 неделя
25 «Профессии» 1 1 неделя
26 «Профессии» 1 1 неделя
27 Труд по уборке листьев на участке 1 8 2 неделя
28 Название села. История Создания Села 1 2 неделя
29 Название села. История Создания Села 1 3 неделя
30 Названия транспортов в селе.Достопримечательности села. Здания, их назначения. 1 3 неделя
31 Названия транспортов в селе.Достопримечательности села. Здания, их назначения. 1 4 неделя
32 « Мое село» 1 4 неделя
33 « Мое село» 1 1 неделя
34 « Наша библиотека и наш магазин» 1 1 неделя
35 «село, что было и, что стало». 1 2 неделя
36 « Наши национальности» 1 2 неделя
37 «Магазин». 1 3 неделя
38 Мой район. Название. История создания 1 3 неделя
39 Мой район. Название. История создания 1 4 неделя
40 «Наш район». 1 4 неделя
41 «Достопримечательности района» 1 1 неделя
42 «Клявлинский хлеб». 1 1 неделя
43 Животный и растительный мир нашего района 1 2 неделя
44 Животный и растительный мир нашего района 1 17 2 неделя
45 «Самарская область». 1 3 неделя
46 «Коренные жители и их обычаи». 1 3 неделя
47 « Животный и растительный мир нашего края». 1 4 неделя
48 «Мы жители Самарской области». 1 4 неделя
49 « Пою о родном крае» 1 1 неделя
50 «Самара». 1 1 неделя
51 «Достопримечательности Самары». 1 2 неделя
52 «Герб и флаг Самары» 1 8 2 неделя
53 «Москва - столица нашей России». 1 3 неделя
54 «Москва - столица нашей России». 1 3 неделя
55 « Наша столица» 1 4 неделя
56 « Красная площадь». 1 4 неделя
57 "Экскурсия по Кремлю" 1 1 неделя
58 «Россия». 1 1 неделя
59 «Знаменитые события и праздники в РФ 1 2 неделя
60 Фотоэкскурсия по России. 1 2 неделя
61 « Наши города». 1 3 неделя
62 «Я Россиянин» 1 3 неделя
63 «Пою я о России» 1 4 неделя
64 Герб и Флаг России. 1 4 неделя
65 Герб и Флаг России 1 1 неделя
66 «Национальности». 1 1 неделя
67 « Береза». 1 2 неделя
68 Народные игры 1 2 неделя
69 « Народные приметы». 1 3 неделя
70 « Народные промыслы». 1 18 3 неделя
71 Диагностика 1 4 неделя
72 Диагностика 1 2 4 неделя
Календарно – тематическое планирование кружка
« Мы патриоты» для старшей группы . Задачи работы с детьми 12-18 лет:
На основании расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине. Закреплять представления о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Что наша страна делает все, чтобы люди жили в мире.
Воспитывать организованность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность детей группы.
№ Темы занятий Количество часов Дата проведения
теория практика всего 1 Вводное занятие: «мы патриоты». 1 1 1 неделя
2 Для чего человеку имя? 1 1 неделя
3 "Полное" и "неполное" имя. 1 2 неделя
4 "Назови ласково". 1 2 неделя
5 Именные карточки 1 3 неделя
6 "Мой лучший друг". 1 3неделя
7 «Мама — самое прекрасное слово на земле». 1 4 неделя
8 "Мать и дитя" 1 4 неделя
9 « Моя мама». 1 1 неделя
10 Чтение стихов и пение песен о маме 1 1 неделя
11 "Друг в беде не бросит". 1 2 неделя
12 «Семь Я».
1 2 неделя
13 «С кем я живу». 1 3 неделя
14 «Моя родословная» 1 3 неделя
15 Домашний адрес. Досуг семьи, семейные традиции 1 4 неделя
16 «Дом, в котором я живу»
1 4 неделя
17 "Где мы отдыхали летом" 1 1 неделя
18 «Ситуаций из жизни семьи». 1 1 неделя
19 "Семья". 1 18 2 неделя
20 « Мой второй дом» 1 2 неделя
21 « Мой центр»
1 3 неделя
22 «Второй мой дом» 1 3 неделя
23 «Участок Центра, адрес» 1 4 неделя
24 «Моя любимая площадка» 1 4 неделя
25 «Профессии» 1 1 неделя
26 «Профессии» 1 1 неделя
27 Труд по уборке листьев на участке 1 8 2 неделя
28 Название села. История Создания Села 1 2 неделя
29 Название села. История Создания Села 1 3 неделя
30 Названия транспортов в селе.Достопримечательности села. Здания, их назначения. 1 3 неделя
31 Названия транспортов в селе.Достопримечательности села. Здания, их назначения. 1 4 неделя
32 « Мое село» 1 4 неделя
33 « Мое село» 1 1 неделя
34 « Наша библиотека и наш магазин» 1 1 неделя
35 «село, что было и, что стало». 1 2 неделя
36 « Наши национальности» 1 2 неделя
37 «Магазин». 1 3 неделя
38 Мой район. Название. История создания 1 3 неделя
39 Мой район. Название. История создания 1 4 неделя
40 «Наш район». 1 4 неделя
41 «Достопримечательности района» 1 1 неделя
42 «Клявлинский хлеб». 1 1 неделя
43 Животный и растительный мир нашего района 1 2 неделя
44 Животный и растительный мир нашего района 1 17 2 неделя
45 «Самарская область». 1 3 неделя
46 «Коренные жители и их обычаи». 1 3 неделя
47 « Животный и растительный мир нашего края». 1 4 неделя
48 «Мы жители Самарской области». 1 4 неделя
49 « Пою о родном крае» 1 1 неделя
50 «Самара». 1 1 неделя
51 «Достопримечательности Самары». 1 2 неделя
52 «Герб и флаг Самары» 1 8 2 неделя
53 «Москва - столица нашей России». 1 3 неделя
54 «Москва - столица нашей России». 1 3 неделя
55 « Наша столица» 1 4 неделя
56 « Красная площадь». 1 4 неделя
57 "Экскурсия по Кремлю" 1 1 неделя
58 «Россия». 1 1 неделя
59 «Знаменитые события и праздники в РФ 1 2 неделя
60 Фотоэкскурсия по России. 1 2 неделя
61 « Наши города». 1 3 неделя
62 «Я Россиянин» 1 3 неделя
63 «Пою я о России» 1 4 неделя
64 Герб и Флаг России. 1 4 неделя
65 Герб и Флаг России 1 1 неделя
66 «Национальности». 1 1 неделя
67 « Береза». 1 2 неделя
68 Народные игры 1 2 неделя
69 « Народные приметы». 1 3 неделя
70 « Народные промыслы». 1 18 3 неделя
71 Диагностика 1 4 неделя
72 Диагностика 1 2 4 неделя


Диагностика воспитанников по патриотическому воспитаниюОсновные показатели воспитанности патриотизма Признаки и уровни формирующихся качеств.1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России. 3 – знает и может объяснить все основные понятия;2 – объясняет понятия не полностью;1 – в объяснении понятий допускает ошибки.2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику. 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.3. Сформированность чувства любви к своей малой родине 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством педагога, приветлив с жителями;1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.4. Служение своими силами 3 – участвует в делах при организации и поддержке педагога, проявляет инициативу при организации дел;2 – участвует в организованных другими делах;3 – неохотно принимает участие в делах.5. Забота о своем объединении 3 – активно участвует в делах объединения, проявляет инициативу, привлекает других;2 – участвует в делах объединения ;1 – в делах объединения участвует при побуждении.Расшифровка показателей«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;«2» - хороший уровень;«1» - низкий уровень.Диагностика проводится выборочно При проведении диагностики используются следующие формы:- наблюдение педагогом;- лист самооценки качеств личности;- анкетирование;- рисуночный тест;- беседа;- мини-сочинения.
Нравственно - патриотическое воспитаниеМетодика незаконченных предложений.Продолжи предложения:1. Самое дорогое для человека – это…2. Патриот своей Родины – это…3. Вдали от родного дома я буду вспоминать…4. Долг для меня – это…5. Свет в окнах моего дома – это…6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…7. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…8. Помогать Отечеству – значит…9. Смыслом семейной жизни для меня является…10. Закон для меня – это…11. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…12. Символы нашего государства для меня…Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный.